Музыка Великого поста

Музыка Великого поста
В Санкт-Петербурге возрождается старинная традиция организации культурной жизни в дни Великого 40-дневного поста, предшествующего празднику Светлой Пасхи. Второй раз с 4 марта-28 апреля в городе пройдет Великопостный концертный сезон.

В Санкт-Петербурге возрождается старинная традиция организации культурной жизни в дни Великого 40-дневного поста, предшествующего празднику Светлой Пасхи. Второй раз с 4 марта-28 апреля в городе пройдет Великопостный концертный сезон.

Музыка Великого поста

«Подобные концертные сезоны, призванные пробуждать надлежащий душевный настрой во время сорокадневного поста перед главным православным праздником Пасхи стали проводиться в столице императорской России во второй половине XVIII века», — заметила в интервью «Голосу России» научный консультант нынешнего фестиваля Екатерина Смирнова:

«Это уникальная традиция, не имеющая аналогов в Европе, — утверждает эксперт. — Во время Великого поста запрещалось давать разнообразные увеселительные спектакли, балы и маскарады. Сцены и концертные залы полностью отдавались духовной музыке. Сначала это были произведения западноевропейских композиторов, поскольку русской авторской музыки существовало сравнительно немного. Но с появлением в 1859 году Русского музыкального общества, с расцветом творчества русских композиторов во второй половине XIX века концерты стали полностью посвящаться национальным шедеврам. Именно Великопостные сезоны представили публике духовные сочинения Рахманинова, Чайковского, Танеева. В этих концертах принимали участие лучшие хоры России, они были очень посещаемы и подчас затмевали другие культурные события. Со временем география Великопостных сезонов расширилась, они проходили по всей стране — от черноморского курорта Ялты до сибирского города Иркутска».

Современный «концертный пост», конечно, не такой строгий, как в прежние времена, он не отменяет светскую музыкальную и театральную жизнь Санкт-Петербурга — пока что единственного города, где возрождаются «сезоны». Концерты охватывают разнообразные музыкальные православные традиции Сербии, Грузии, Болгарии, Греции, даже Австрии. «Именно из Австрии в Северную столицу России приехал Большой хор донских казаков, который впервые побывал на свой исторической родине в прошлом году, на аналогичном фестивале в Петербурге», — сказала Екатерина Смирнова.

«Это „потомок“ знаменитого хора донских казаков Сергея Жарова, который после социалистической революции 1917 года эмигрировал из России в Турцию. В те годы в тяжелейших условиях военного лагеря Жаров создал коллектив, который сохранил высокие традиции русской духовной музыки. Во времена, когда в советской России эта музыка была под запретом, хор исполнял ее по всему миру. На концерт, посвященный памяти Сергея Жарова, на первом фестивале в Петербурге пришли музыкальная интеллигенция, представители казачества, священнослужители. Вообще интерес к „сезону“ очень велик: мы убедились в этом еще в прошлом году, когда на Великопостных концертах были полные залы», — отметила Екатерина Смирнова.

Помимо эмоционального настроя, Великопостные концерты дают серьезный просветительский эффект. Ведь здесь исполняется музыка, которую редко можно услышать: богослужебные песнопения, расшифрованные по древним манускриптам, и сочинения анонимных авторов, основанные на устном предании поместных церквей, псалмы и средневековые покаянные стихи. Раритетные греческие распевы, многие из которых никогда ранее не исполнялись в России, и грузинские фольклорные песни. В этом году прозвучит также грандиозное сочинение знаменитого российского композитора Софии Губайдуллиной «Страсти по Иоанну».

Впрочем, всё это музыкальное роскошество не противоречит заповеди святого Иоанна Златоуста: «Не одни уста должны поститься — пусть постятся и око, и слух…».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий