10 деятели культуры

10 деятели культуры
Сергей Лобан и Марина Потапова

Режиссер и сценарист

За лучший русский фильм последнего времени — «Шапито-шоу»

Сергей Лобан и Марина Потапова

Режиссер и сценарист

За лучший русский фильм последнего времени — «Шапито-шоу»

10 деятели культуры

Этот творческий тандем уже сделал один культовый фильм — «Пыль», но он был безбюджетный, маленький и для «своих» («Свои» — так называется арт-объединение, в которое входят Лобан с Потаповой). «Шапито-шоу», которое снималось несколько лет с перерывами из-за нехватки денег, — выход на другой уровень. Эта эпическая картина (идет четыре часа и населена кучей разных персонажей) фактически является манифестом целого поколения людей, чье главное стремление — быть собой, жить своей жизнью, уважать свободу другого и не забивать свою голову «государством», «родиной», «национализмом» и прочей «пылью». По-настоящему независимое, свободное кино, прекрасная альтернатива и нашему тупому мейнстриму, и нашему нарочито депрессивному артхаусу.

Игорь Растеряев

Артист, автор и исполнитель песен

За главные русские песни года

Слава его началась с домашнего видео на ютубе: деревенский паренек исполняет под аккордеон трогательную песню «Комбайнеры». Песня сразу приобрела бешеную популярность, а вскоре все узнали исполнителя — Игоря Растеряева, актера питерского театра «Буфф», который каждое лето проводит на родине предков, казачьем хуторе Глинище, где и черпает вдохновение для своей деревенской лирики, взорвавшей Рунет. После первого успеха песни Растеряева стали появляться в Сети одна за другой, причем все более серьезные: как бы патриотический стеб сменился искренним патриотизмом («Русская дорога», «Георгиевская ленточка»). Сегодня Растеряева принимают как серьезного исполнителя, он покоряет чарты рок-радиостанций и выступает на больших концертных площадках. В этом году у него вышел альбом «Русская дорога».

Захар Прилепин

Писатель

За главные романы десятилетия

В конце мая Захар Прилепин получил премию «Супернацбест»: его роман «Грех» был признан лучшей книгой десятилетия, и писатель увез к себе домой в Нижний Новгород $100 тысяч призового фонда. А весной у Прилепина вышел новый роман — «Черная обезьяна». Если премия укрепила статус писателя, то роман стал важным этапом в его творчестве. Прилепина упрекали за однообразность приема: все тексты состоят из описания очень мрачной российской действительности, в которой пытается выжить и не потерять себя герой, честный, добрый и открытый. В «Обезьяне» герой пытается стать плохим, а роман является смесью из фантастики, журналистских очер-ков и семейной драмы. Прилепин показал, что может писать все что угодно, при этом не снижая качества.

Александр Роднянский

Продюсер

За продюсирование главных авторских фильмов года

Будучи одним из главных российских продюсеров, Роднянский в этом году переключился на авторское кино и спродюсировал четыре некоммерческих фильма, ставших громкими событиями фестивального года в России и за рубежом. «В субботу» Александра Миндадзе — картина об одном дне после чернобыльской катастрофы — тут же оказалась в главном конкурсе Берлинале; «Я тебя люблю» Александра Расторгуева и Павла Костомарова — экспериментальное кино о жизни реальных ростовчан — попало в Роттердам; «Елена», третий и лучший фильм Андрея Звягинцева, была включена в каннский «Особый взгляд» и получила там спецприз жюри. Кроме того, Роднянский выступил исполнительным продюсером документального блокбастера «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, который стал вторым фильмом открытия Венецианского кинофестиваля. Все эти картины имеют неплохие шансы в мировом прокате. Опыт Роднянского подтверждает, что сейчас в России лучше вкладывать деньги в штучное арт-кино, которое изначально дешевле, притом что «фабричный» мейнстрим остается рискованным и преимущественно второсортным.

Андрей Плахов

Программный директор питерского кинофестиваля

За лучший кинофорум года

Главным мероприятием в российской киноиндустрии этого года стал Санкт-Петербургский кинофорум. И это во многом заслуга его артдиректора Андрея Плахова, которому удалось составить программу из лучших фестивальных фильмов и интересных ретроспектив. В негласном соревновании Санкт-Петербургский кинофорум против Московского международного кинофестиваля победа досталась Питеру. В условиях, когда показ и прокат авторского кино в России практически умерли, Плахову удалось сделать фестиваль, который показывает, что хорошее кино есть кому ставить и что в России его есть кому смотреть.

Борис Куприянов

Книготорговец

За новые форматы «умной» книготорговли

За этот год Куприянов окончательно стал лицом российского независимого книжного рынка. Долгое время он был совладельцем «Фаланстера» — книжной лавки, где продается качественная проза и литература по гуманитарным наукам, причем по самым низким в Москве ценам. В этом году к «Фаланстеру» прибавился «Циолковский» — магазин на территории Политехнического музея, в самом центре столицы, а сам Куприянов из книготорговца превратился в консультанта: по его советам в Перми открылся магазин «Пиотровский», в Пензе — «В переплете», в Питере — «Все свободны». В сентябре Куприянов выступил одним из соучредителей книжной ярмарки «Новая площадь», которая стала главным событием московской литературной осени.

Андрей Монастырский

Художник, основатель арт-группы «Коллективные действия»

За главный проект современного искусства года

Монастырский — теневой патриарх русского современного искусства. Последние 20 лет дистанцировался от столичной художественной жизни, считая ее «провинциальной жалкой коммерческой еботней». Однако летом этого года именно он представлял Россию на Венецианской биеннале — с инсталляцией «Пустые зоны», составленной из тюремных нар, венецианских лодочных свай, развешанной по стенам документации «Коллективных действий», мониторов с видео и парящего надо всем этим транспаранта: «Странно, зачем я лгал самому себе, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах, ведь на самом деле здесь так же, как везде, только еще острее это чувствуешь и глубже не понимаешь». Эта инсталляция объединила давнюю русскую традицию эскапизма и внесистемности и моднейший мировой тренд «партиципаторного искусства», в котором публика становится активным участником создания произведения и без нее его не существует.

Кирилл Серебренников

Театральный режиссер, педагог

За современный проект в Большом театре

Серебренников — главный экспериментатор и реформатор современного театра. В этом сезоне он поставил в Большом театре гротескную политическую сатиру — оперу «Золотой петушок», а также стал одним из заместителей художественного руководителя МХТ как руководитель «Седьмой студии». Студия будет делать эксперименты на новой сцене театра, где на одной площадке встретятся студенты Школы-студии, молодые актеры МХТ и знаменитые мастера. Совместно с Центром современного искусства «Винзавод» «Седьмая студия» начала совершенно новый и невозможный для репертуарного театра проект «Платформа»: здесь будут делать спектакли на стыке театра, танца, музыки и мультимедиа, а также будет школа с мастер-классами звезд современного драматического искусства.

Михаил Ефремов

Актер

За новое слово в политической сатире

Начиная с февраля Ефремов каждую неделю читает одно стихотворение Дмитрия Быкова на злободневную острополитическую тему. Цикл получил название «Гражданин поэт» в честь некрасовского стихотворения «Поэт и гражданин». Но Ефремов не просто исполнитель, он стал соавтором Быкова: каждое стихотворение превращается в мини-спектакль, для которого актер придумывает новый образ, интонацию и даже голос. Ролики Ефремова пользуются огромным спросом в социальных сетях, а концертные выступления собирают аншлаги. В отсутствие реальной политической жизни и нормальной политической сатиры еженедельное шоу Ефремова заняло то самое место, которое в 1990-х годах занимала программа «Куклы», а в 2000-х — проект Максима Кононенко «Владимир Владимирович TM».

Александр Сокуров

Кинорежиссер

За главную победу русского кино

Его новая картина «Фауст» победила на прошедшем недавно Венецианском кинофестивале. Даже те, кто не привык смотреть глубокое и «неклиповое» кино, испытали гордость за родину, а также получили хороший шанс посмотреть или пересмотреть разного Сокурова и вообще киноклассику, встретиться с искусством без попкорна. «Принципы, по которым я существую, не всегда сходятся с принципами русского и, может быть, европейского кино. Например, отказ от насилия. От насилия как профессионального инструмента, как драматургического инструмента, от сюжетов и образов, связанных с героизацией насилия… Я уверен, что это, может быть, один из немногих случаев, когда я абсолютно прав. Я знаю инструмент кино, знаю, какой он серьезный, сложный и опасный, как он может разрушить культуру и человека», — сказал мастер в интервью «РР».

Провал года

Никита Михалков

Кинорежиссер, продюсер, председатель Союза кинематографистов РФ

Кассовый провал, мигалка, точечная застройка

За прошедший год с его именем и деятельностью было связано три скандала, каждый из которых нанес его профессиональной и личной репутации непоправимый урон. Во-первых, как председатель Общественного совета при Минобороны Михалков ездил по встречке с мигалкой, пока ее наконец не отобрали. Во-вторых, он засветился в нехорошей истории с точечной застройкой: студия Михалкова «Три Тэ» возводит собственный отель в Малом Козихинском переулке в Москве, подвергая, по утверждению местных жителей, опасности разрушения все соседние дома. И наконец, режиссер продемонстрировал свою профессиональную неадекватность, сняв эпопею «Утомленные солнцем 2». Каждая новая часть «Утомленных» не просто вызывает ярость критиков, но и с треском проваливается в прокате. В частности, вышедшая в 2011 году «Цитадель» собрала всего 1,5 млн долларов при бюджете 45 млн — это рекордный для отечественного кино кассовый провал. Тем не менее Михалков лоббирует выдвижение своей картины на «Оскар».

Фотография: PhotoXPre (2); Алексей Майшев для «РР»; РИА Новости (4); Варвара Лозенко для «РР»; Сергей Киселев/Коммерсант; ИТАР-ТАСС

Источник: expert.ru

Добавить комментарий