На московском концерте Эннио Морриконе показал ретроспективу саундтреков, которые он сам считает наиболее важными и знаковыми.

На московском концерте Эннио Морриконе показал ретроспективу саундтреков, которые он сам считает наиболее важными и знаковыми.
Нынешний визит Эннио Морриконе (Ennio Morricone) — это не просто рядовая поездка с программой «музыка из кино, которую все знают». Хотя, конечно же, не знать музыку Морриконе невозможно: в активе маэстро — саундтреки к пятистам с лишним фильмов. Так что выбор богат: можно компоновать программу по собственному усмотрению, стыкуя на первый взгляд совершенно несовместимые вещи.

Нынешний визит Эннио Морриконе (Ennio Morricone) — это не просто рядовая поездка с программой «музыка из кино, которую все знают». Хотя, конечно же, не знать музыку Морриконе невозможно: в активе маэстро — саундтреки к пятистам с лишним фильмов. Так что выбор богат: можно компоновать программу по собственному усмотрению, стыкуя на первый взгляд совершенно несовместимые вещи.

На московском концерте Эннио Морриконе показал ретроспективу саундтреков, которые он сам считает наиболее важными и знаковыми.

Для нынешних российских гастролей 82-летний маэстро выбрал неоднозначный способ компоновки сет-листа (если этот термин вообще применим для концерта Морриконе). В Москве публике предлагался набор произведений из фильмов, которые сам маэстро считает знаковыми, а вот в Санкт-Петербурге публику ждет тематическая программа, скомпонованная из фрагментов саундтреков: «Жизнь и легенда» (сюда попадают и «Неприкасаемые», и «Легенда о пианисте», и «Однажды в Америке»), «Разбросанные листы», «Миф современности в фильмах Серджио Леоне» и «Социальное кино». Москве же предстояло увидеть и услышать не только Морриконе-кинокомпозитора, но и Морриконе-авангардиста, играющего на поле современной и даже авангардной музыки.

На российских концертах Морриконе помогают два российских оркестра: симфонический оркестр радио «Орфей» (в Москве) и симфонический оркестр Государственного Эрмитажа (в Петербурге). Добавим сюда вокальную поддержку в лице итальянской сопрано Сюзанны Ригаччи и Московского Синодального Хора (пусть вас не смущает название, этот коллектив прекрасно чувствует себя не только на поле духовной музыки) — в статусности мероприятия сомнений нет никаких.

Морриконе, бодрый и подтянутый, выходит к дирижерскому пульту, взмахивает палочкой — и начинает с «Chi Mai», пожалуй, самой известной своей темы. На ней, к сожалению, отстраивается звук — вместе с оркестром играет и живая группа, и звукорежиссер не сразу находит баланс между струнными, роялем Джильды Бутты и барабанами Массимо Д\’Агостино, но к финалу звук все-таки выправляется. А дальше начинается милое музыкальное хулиганство, которое, пожалуй, ввело в ступор добрую половину зала — тех, кто ждал от Морриконе the best of, а в программку концерта заглянуть не удосужился. Никаких «Однажды в Америке» или «Неприкасаемых»: Морриконе, памятуя давнее сотрудничество с нашими кинематографистами, выдает музыку из «Красной палатки», а затем — одно из своих давних и безумно проникновенных сочинений, музыку к «Novecento» Бертолуччи. Вот так и звучит настоящая ностальгия — подобное начало концерта просто бальзам на душу возрастного российского зрителя: именно так и ловили фильмы Бертолуччи и Леоне на кинофестивалях и впитывали каждый кадр и каждую ноту, не зная, когда еще удастся посмотреть это кино. Да, вот так и жили в жуткую эпоху отсутствия видеомагнитофонов и — о ужас! — iPad\’ов.

Но затем приходит время первого (и единственного в московском сет-листе) музыкального коллажа: «Миф современности в фильмах Серджио Леоне»: главные темы из «Хорошего, плохого, злого», «Однажды на Диком Западе» и «За пригоршню динамита» с великолепной вокальной партией Ригаччи. Можно закрыть глаза — и прокрутить в голове любимые моменты из любимых фильмов: вот он, сухой ветер прерий, топот лошадиных копыт и тяжесть верного кольта в кобуре.
Но с исходом «тем Леоне» время всем известных хитов заканчивается окончательно и бесповоротно: Морриконе на несколько секунд удаляется за кулисы, возвращается с новой партитурой — и вместо чинного кинокомпозитора за пультом появляется хулиган-авангардист. Две пьесы «Varianti Su Un Segnale Di Polizia» и «Sicilio Ed Altri Fremmenti» — очень странные, завораживающие и, вместе с тем, откровенно смешные. Первая — вырастающие из трелей полицейских сирен темы из криминальных фильмов, а вторая — протяжные музыкальные пейзажи с нервными сбивками духовых и фрагментарно вступающим роялем Бутты.

И завершается концерт еще двумя киносюитами: помпезным «Nostromo» и тремя ключевыми темами из «Миссии», где как нельзя точно звучит хор: в «On Earth As It Is In Heaven» вплетаются отголоски церковных песнопений. Оркестр держит последнюю ноту, постепенно стихая, а затем дон Эннио одним жестом палочки поднимает всех музыкантов на финальный поклон. Сам же маэстро быстро собирает партитуры, деловито кланяется и уходит за кулисы, даже не забрав цветы у восторженных поклонников. И в этой его деловитости нет ни грамма суетливости: он и дирижирует так же, как живет — размеренно, но не отвлекаясь на внешние раздражители.

Потому, вероятно, и сохраняет живость фантазии и безмерную трудоспособность. Кстати, в 2012 году должны выйти аж четыре фильма с музыкой Морриконе. Так что — можем надеяться на новые музыкальные коллажи. На наш век хватит.

Источник: zvuki.ru

Добавить комментарий