Ирина Антонова: «Так много, как сейчас, я не была занята никогда»

Ирина Антонова: «Так много, как сейчас, я не была занята никогда»
О возрасте женщины не принято говорить, но к Ирине Антоновой неписаное правило этикета не относится. Тем более что со временем почти не меняется облик этой невысокой хрупкой женщины, полной изящества и одновременно величия, сохраняющей королевскую осанку и энергичную походку.

Ирина Антонова: женщина на белом коне Евгений Миронов: «Благодаря Ирине Антоновой в музее имени Пушкина происходит бесконечный мировой взаимообмен»

О возрасте женщины не принято говорить, но к Ирине Антоновой неписаное правило этикета не относится. Тем более что со временем почти не меняется облик этой невысокой хрупкой женщины, полной изящества и одновременно величия, сохраняющей королевскую осанку и энергичную походку.

Ирина Антонова: женщина на белом коне Евгений Миронов: «Благодаря Ирине Антоновой в музее имени Пушкина происходит бесконечный мировой взаимообмен»

Ирина Антонова: «Так много, как сейчас, я не была занята никогда»

В Музее изобразительных искусств ее можно застать буквально каждый день, и сегодня эта постоянная включенность в дело особенно глубока — легендарный московский музей готовится отметить в июне нынешнего года вековой юбилей. Накануне своего дня рождения Ирина Антонова говорит только о праздновании юбилея музея:

«Откровенно говоря, так много, как сейчас, я не была занята в течение всей своей жизни, — рассказала Ирина Антонова. — Это можно объяснить тем, что мы идем к 100-летию музея, ну и неизбежно взыграли амбиции, желание показать „себя“, а с другой стороны — продумать, куда мы идем дальше, каков наш путь, кем мы были вчера, кто мы сегодня и кем мы хотим стать завтра…»

Директором музея Ирина Антонова стала в 1961 году, проработав в нем к тому времени уже 15 лет. Блестящий эрудит, человек с широчайшими интересами, она сделала Музей изобразительных искусств культурным брендом новой России — страны, открытой для активного международного сотрудничества.

Именно Антоновой Россия обязана тем, что с ее музеем сотрудничают парижский Лувр и мадридский Прадо, нью-йоркский Метрополитен-музей и ведущие художественные галереи Италии, Великобритании, Германии. Авторитет Ирины Антоновой в международном профессиональном сообществе невероятно велик. Ее уважают как проницательного знатока изобразительного искусства, как мудрого политика музейного дела.

«Понимаете, в музее — простите за затертое слово — ответственность очень большая, — отметила Антонова. — Потому что это не „что-нибудь“. Вот банк сгорит, но деньги напечатают еще. А если у нас что-нибудь случится? И вот как будто бы банальность, да? — „уникальное“, „невосполнимое“ наследие, но так оно и есть! Отсюда внутреннее напряжение. Все время с ним жить нельзя, но если не иметь этого чувства, то здесь лучше не работать».

У Ирины Антоновой есть особые личные заслуги, важность которых в России со временем будет осознаваться всё сильнее. Благодаря настойчивым инициативам этой «железной леди» Музей изобразительных искусств стал настоящим окном в мир еще в советские времена. Антонова устраивала выставки французских импрессионистов, полотна которых хранились в запасниках, поскольку считались не нужными советским людям.

Фотолента: Сальвадор Дали в Пушкинском музее

Она пробивала путь к зрителю для искусства XX века, неприемлемого с точки зрения советской идеологии. Она ни на минуту не забывает, что ее любимый музей создавался в начале XX века как «музей мирового искусства», и неустанно расширяет представление россиян о том, что принято называть мировыми шедеврами. Ее стараниями в Москве были показаны привезенные из-за рубежа работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Караваджо. Конечно, и сам музей располагает отличным собранием, значительно, кстати, разросшимся за время директорства Ирины Антоновой.

Фотолента: Шедевры Караваджо в России

Определенно, у тысяч людей — и не только в России — как самое дорогое воспоминание останется такая картинка: огромная людская очередь на улице перед входом в здание московского Музея изобразительных искусств. Словно в храм на Пасху, люди идут сюда, чтобы увидеть нечто абсолютно эксклюзивное.

Уникальные выставки всегда были «коньком» Ирины Антоновой. Она, например, любит удивлять необычными увлечениями знаменитых людей и как-то устроила выставку скульптурных работ итальянской кинозвезды Джины Лоллобриджиды, а потом посвятила большую экспозицию легендарной француженке Коко Шанель.

«Музей может гордиться тем огромным материалом искусства, которое он показал на выставках своим зрителям, — сказала Ирина Антонова. — И в этом плане выставочная работа для нас — это не эпизод, это не одно из направлений. Это очень сложный процесс. Что востребовано? Что сейчас нужно? Что люди ждут? Вот мы сделали выставку „Шанель“, выставку Диора, и мы вовсе не соперничаем с какими-то домами моды. Просто очень высокая мода, конечно, уже входит в разряд искусства. Хотите — назовите его декоративным, прикладным, но это искусство. Больше того, это образ эпохи».

Благодаря Ирине Антоновой Музей изобразительных искусств перерос свое прямое назначение, став еще и точкой притяжения для именитых музыкантов. Это произошло, когда более 30 лет тому назад вместе с великим пианистом Святославом Рихтером она придумала международный фестиваль — объединившие живопись и музыку «Декабрьские вечера».

Ирине Антоновой всегда хотелось, чтобы музей был переполнен творческой жизнью, и потому здесь действует множество разнообразных программ. Но главное — сама территория расширяется до целого музейного городка. «Задачей до конца жизни» называет Ирина Антонова создание в исторической части Москвы этого маленького «города», где разместятся все богатства музея. «Необходимо, чтобы человек мог без дискомфорта провести целый день в Музее изобразительных искусств», — так формулирует сегодня стратегию своего директорства Ирина Антонова.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий