«Не возьмут в артистки — брошусь в Фонтанку»

«Не возьмут в артистки — брошусь в Фонтанку»
Нет молодежи более целеустремленной, чем та, которая штурмует театральные вузы. Юноши и девушки одеты как для самого главного события в жизни. А на их лицах словно написано: «Умру, если не пройду!»

Нет молодежи более целеустремленной, чем та, которая штурмует театральные вузы. Юноши и девушки одеты как для самого главного события в жизни. А на их лицах словно написано: «Умру, если не пройду!»

«Не возьмут в артистки — брошусь в Фонтанку»

На корточках в коридоре Школы-студии МХАТ сидит молодой человек — вылитый Брэд Питт — и ждет, пока его позовут на так называемый перетур к мастеру, набирающему актерский курс, — Виктору Рыжакову. В первом туре приемная комиссия, состоящая из ведущих педагогов, не решилась вынести решение в отношении его (как, впрочем, и нескольких десятков других) и направила к руководителю. Вот теперь волнуется: как понравиться Рыжакову?

Абитуриенты с громкими фамилиями

Правда, в других кузницах актерского мастерства стараются не давать лишних шансов абитуриентам.

«Да, читает парень хорошо, но до конкурса не дойдет. Так пусть не тратит времени и денег на поездки в Москву», — сказал мне один из педагогов РАТИ.

Но приезжие сдаваться не торопятся. Те, у кого были деньги только на билет до Москвы, ночуют на вокзалах. Причем самым подходящим для жизни считается Павелецкий. Недавний выпускник прошлого года Виктор Хориняк аж полгода жил там, когда был принят в качестве вольнослушателя…

От бытовых проблем избавлены дети и внуки известных актеров, но у них свои трудности. В этом году на актерский поступают внучка Олега Янковского — Елизавета, внучка Эммануила Виторгана — Полина, внук Александра Михайлова — Александр. Между прочим, Александр Яковлевич Михайлов не позволил любимому внуку и своему тезке поступать на его курс во ВГИК, но, как утверждают злые языки, договорился с одним из своих друзей-коллег, что тот его возьмет к себе.

Забавная сцена произошла с прослушиванием Лизы Янковской во ВГИКе. Девочка (кстати, очень скромная) ждала своей очереди аж восемь часов. А когда вошла в зал вместе со своей десяткой (слушают, как правило, по 10 человек), ее сразу спросили: «Елизавета Филипповна Янковская, а не приходитесь ли вы родственницей Олегу Янковскому?» Лиза кивнула и… прошла отбор на первом же этапе. Хотя не секрет, что мало кому из детей и внуков удается выдержать конкуренцию со своими знаменитыми родственниками.

Особенно взыскательно относятся к приему молодежи с актерскими фамилиями как раз в Школе-студии МХАТ, справедливо полагая, что все поступающие имеют равные шансы… Ведь ни художественный руководитель МХТ Олег Табаков, ни мастер Виктор Рыжаков, ни профессор и актер Игорь Золотовицкий сами не из актерских и даже не из московских семей.

Рожа позволяет — играй бандитов

Детей и любовниц миллионеров больше всего учится в «Щуке», в так называемой женевской группе актерского факультета, где обучение с углубленным изучением иностранных языков стоит как хорошая квартира в Москве. Но далеко не всех желающих обучаться даже на контрактной основе берут на очное отделение. Возрастной потолок первокурсников актерских факультетов — 23 года. При этом требования к 17-летним мальчишкам и девчонкам совсем не детские: чтобы с душой и со смыслом читали произведения классической и современной литературы…

Актриса Ольга Аросева считает, что такой подход, когда в театральные вузы берут 17-летних, в корне неверен: «Когда я поступала, среди нас не было ни красивых, ни юных… Почти все парни воевали и вернулись с фронта инвалидами, как Анатолий Папанов, у которого была отрезана половина стопы… То есть в театральный шли только фанатики. А сейчас идут все кому не лень, считая, что актер — это очень легкая, красивая и выгодная профессия. Но это совсем не так. Это тяжкий труд… Хотя сейчас все изменилось. Если раньше актерами становились в театре, то сейчас — в кино. Молодые с первого курса играют в сериалах: если положительное лицо — им дают роли ментов, если рожа — бандитов. Вот такой сегодня перекос».

Режиссер театра и кино, автор правдивого фильма об актерах «Упражнения в прекрасном» Виктор Шамиров тоже поделился с «Трудом» своими размышлениями: «Среди абитуриентов есть много очень талантливых людей, и они могут играть сразу, без обучения. На первом курсе я видел девочку 18 лет, которая играла беременную женщину, не испытав, что это такое, но в ее игре было столько правды, силы, цельности! Я не понимал, откуда она может это знать — о беременности. Но природный талант не отменяет вопроса о внутренней мотивации, по которой человек хочет стать актером. Как правило, сейчас хотят быть артистами по двум причинам: чтобы прославиться и разбогатеть и еще из-за недостатка любви, внимания к себе со стороны родных и близких».

Звезда Малого драматического театра Европы, ученица Льва Додина, падчерица знаменитого Александра Демьяненко Анжелика Неволина призналась, что если бы она не поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии — бросилась бы в Фонтанку: «Мама (по образованию актриса) говорила мне, что я сутулая, без музыкального слуха, с невыразительной внешностью — и куда мне с такими недостатками идти в актрисы? Но я больше всего на свете хотела стать артисткой, и стала ею».

Прима БДТ Светлана Крючкова только с третьего раза поступила в Школу-студию МХАТ, Александр Абдулов на первый год «пролетел», а на второй поступил в ГИТИС. А вот Татьяна Доронина преодолела все экзамены в Школу-студию МХАТ в 14 лет, только ей пришлось вернуться в общеобразовательную школу и уже после ее окончания поступать заново, что она с успехом и сделала.

Голодать — но учиться

Сегодня можно окончить школу экстерном и поступить с аттестатом и ЕГЭ уже в 15 лет, как это сделала внучка актера Всеволода Шиловского Аглая Шиловская.

А некоторые актеры, например Агния Дитковските, не видят необходимости в высшем театральном образовании и блистают в кино и в театре без «корочки». Правда, у Агнии мама — актриса Татьяна Лютаева — и еще наследственная красота.

С четвертого курса Щукинского театрального института ушла Юлия Снигирь — девушка с европейской внешностью и с дипломом преподавателя английского языка. Даже Федор Бондарчук всего пару лет назад получил диплом ВГИКа, проучившись, таким образом, в общей сложности более 20 лет.

Впрочем, среди артистов, которым посчастливилось сыграть главные роли в кино, есть те, которые просто боятся вступительных экзаменов в театральные вузы и возможного отказа. Исполнительница главной роли в фильме Романа Каримова «Неадекватные люди» Ингрид Олеринская не спешит стать студенткой.

«Диплом театрального вуза нужен только для кастинга, чтобы с ходу заявить: я выпускница „Щуки“ или МХАТа. А меня и без диплома приглашают сниматься», — объясняет Ингрид.

А у абитуриентов, ждущих своей очереди на прослушивание, глаза горят. Они хотят учиться, даже если придется голодать, разгружать вагоны, ходить в одних старых джинсах. Кажется, они готовы продать душу дьяволу, только бы их взяли. Обращаются к астрологам и к психологам за советами, подкарауливают членов приемной комиссии, учат сцены на испанском языке и песни на немецком, чтобы поразить педагогов.

В прошлом году поступала девочка, которая замечательно играла на скрипке, но ее не взяли. Сейчас она вновь пытается — и скрипка снова в ее руках. Но в ВТУ имени Щепкина ей сказали: «У нас не консерватория, и на скрипке не надо»…

Самые лучшие советчики — что читать на творческих турах и как одеться — такие же абитуриенты. Забыв о конкуренции, они радуются за каждого, кому удалось попасть на следующий тур. Смотришь на них и думаешь: интересно, а куда потом деваются эти чудесные, светлые, энергичные и, бесспорно, талантливые молодые актеры?

Источник: trud.ru

Добавить комментарий