В «Спасибо, что живой» видно огромное давление на режиссёра («Областная газета», Екатеринбург)

В «Спасибо, что живой» видно огромное давление на режиссёра (
Дипломы победителям вручал председатель жюри, известный российский кинорежиссёр Николай Досталь. Автор фильмов «Петя по дороге в царствие небесное», «Облако рай», телефильма «Раскол» о победителях говорит с восторгом, но в будущее смотрит без особого оптимизма.

Дипломы победителям вручал председатель жюри, известный российский кинорежиссёр Николай Досталь. Автор фильмов «Петя по дороге в царствие небесное», «Облако рай», телефильма «Раскол» о победителях говорит с восторгом, но в будущее смотрит без особого оптимизма.

В «Спасибо, что живой» видно огромное давление на режиссёра (

— Наград оказалось меньше, чем хороших работ. Нелегко было выбрать. Ребята очень интересные. Их будущее упирается в финансы и прокат — извечные наши проблемы. Документальное кино, анимацию почти никто не видит. А она у нас в своей массе, и на фестивале в том числе, посильнее, чем игровое кино.

— Что помешает состояться нынешним молодым? Только деньги?

— Увы, но так. Художнику нужен холст и краски, поэту— бумага и перо. А кино — производство, технология. И как тут без бюджета? Необходимо финансирование. И в первую очередь надо вкладывать в образование молодых, в дебютантов. А у нас финансируют большие фильмы, которые не факт, что себя окупят. Я считаю, что помогать надо финансово слабым, но талантливым и успешным, что видно по их первым работам. В кино по крайней мере. Молодые должны снимать, снимать и снимать. В их случае: главное — не то, что они окупятся, просто дать возможность сделать задуманное. Им пробиться очень сложно. Государство делает ставку на семь сильных студий, удачных в прокате, на сильных режиссёров. А они, мне кажется, сами могут найти бюджет. Пока система распределения средств себя не очень оправдывает. Оно должно быть более точечным.

— В театре 19 век называют актёрским, ХХ — режиссёрским, ХХI — продюсерским. В кино так же?

— Конечно. Раньше был один продюсер на всех — государство. Теперь их масса. Но настоящих, которые понимают, доверяют и рискуют — мало. Многие живут за счёт государства, его грантов, субсидий. А во всём мире продюсер рискует если не деньгами, то именем и получает с проката. У нас институт продюсеров ещё не родился.

— Прокатчики и производители отечественного кино по разные стороны экрана?

— Как ни печально, но — да. Российскому кино в российский прокат не пробиться. В кинотеатрах уже на годы вперед расписаны американские премьеры. И народ на них валит, потому что они сделаны качественно, технологически совершенно. Голливуд — индустрия, а у нас её нет. И прокатчики сторонятся нашего кино. Оно появится на массовом экране, только если в разы вырастет число кинотеатров (у нас их намного меньше, чем в любой цивилизованной стране). И здесь опять слово за государством.

— Российскому кино остался только телевизор или самые утренние сеансы в кинотеатрах?

— Да. И я работаю для телевидения, потому что там гарантированный зритель, априори широкая аудитория. Но я не снимаю сериалы, я делаю кино — многосерийные телевизионные художественные фильмы. Сериал может продолжаться бесконечно — «Каменская-15», «Менты-46». В моих фильмах есть начало сюжета и финал. «Штрафбат» — 11 серий и всё, «Раскол» — 26 и только.

— «Раскол» недавно показали по «Культуре»?

— Его туда сослали. Как оказалось, к счастью. «Раскол» — о самых трагических страницах нашей истории. 17 век — почти неизвестен. Мы знаем, что было до (Грозный, Годунов, Смута), знаем, что было после — эпоха Петра. А между ними? А тогда был и Разин, и раскол церкви. Там столько собак зарыто.

Недаром Солженицын сказал, «если бы не было 17 века, может быть не было бы и 17 года». Раскол произошёл не только в церкви, но и в обществе. И каждое столетие давал о себе знать. Слово «раскол» преследует нашу страну, в том числе и союз кинематографистов. Фильм назвали исторической фреской, очень созвучной времени и «сослали» на «Культуру», где его не так много зрителей увидят. Но нет худа без добра: картина шла без рекламы, что самое дорогое для создателей. Между литургией в кадре не появлялось пиво и прокладки.

— В чём принципиальное отличие между продюсерским кино и режиссёрским.

— Западный продюсер подбирает сценарий, актёров, советуясь при этом с режиссёром. Настоящий продюсер верит в него, даёт свободу творчества. В том же «Высоцком» — очевидно огромное давление на режиссёра, решающий голос на монтаже был продюсерский. Мне везло, мне доверяли, не настаивали брать медийные лица. Продюсер часто уверен, что звезда — залог успеха. А это, как говорят социологи не всегда так: зрителю часто интереснее сюжет, эпоха, режиссёр, знаете ли.

— Хорошее русское кино всё— таки встречается?

— Из того, что мне понравилось в последнее время — не очень зрительское, довольно жесткое — вашего Василия Сигарева «Волчок». Хоть и с ненормативной лексикой, но картина сильная, мощная. «Бубен, барабан», «Кочегар». «Овсянки» — очень любопытная, может небезупречная, но смотрел с большим интересом.

— Формула будущего успеха — «лучше меньше да лучше» или пусть будет много всякого, что-то да «выстрелит».

— Кинематограф напрямую связан с ситуацией в экономике. Так не бывает: с деньгами в стране не очень хорошо, а фильмы — отличные. Нельзя сказать, что кинематограф возродился. Он не может зашагать в ногу с Голливудом, пока не выправится экономика. У нас практически потеряно среднее звено — ассистенты, механики, костюмеры, гримеры. Легче найти хорошего артиста, чем хорошего декоратора. Проблем в кино много.

— Мы живем в век одноразовой посуды, одноразовой одежды. Фильмы тоже есть одноразовые?

— Да. Кино вообще продукт скоропортящийся. Таких как чаплинские — немного. Я свои иногда пересматриваю и думаю, эта картина ещё жива, а эта уже пенсионерка, пора в Госфильмофонд. У разных картин разный срок жизни. Не думаю, что нынешние, особенно развлекательные много проживут.

— Ваш герой «Петя… царствия небесного» — не от мира сего блаженный…

— … Я бы таких людей в Красную книгу заносил.

— На Руси всегда были юродивые, блаженные, шуты скоморохи, которым разрешалось говорить всё. Были опальные поэты, философы. К ним ко всем прислушивались. Сегодня остались только скоморохи?

— Я согласен. Церковь должна вернуть себе силу духовно влиять на общество. Православие может сплотить и прочистить общество, просветлить. И хорошие книги. — Кино? Зрителя приучают только смеяться. Надо его подтягивать, а мы часто сами опускаемся. Особенно по части юмора. Особенно по телевидению. Руководители каналов кивают на рейтинги, говорят, что народ этому рад. Лукавство, алчность и непрофессиональность. Просвещать, приподнимать, конечно сложнее. Проще — удовлетворять на уровне животного инстинкта.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий