Сергей Новожилов: «Здесь особый менталитет» / В Благовещенске — на самой границе с Китаем — стартовал фестиваль «Амурская осень», 10-й по счету, то есть — юбилейный

Сергей Новожилов: «Здесь особый менталитет» / В Благовещенске — на самой границе с Китаем — стартовал фестиваль «Амурская осень», 10-й по счету, то есть — юбилейный
— Пятнадцать?! — А что вас так удивляет?

— Удивляют чудеса логистики — это же сколько декораций, костюмов везти, сколько оборудования! Кошмар… — Вот это правда. Кошмар, да и только, Когда я привозил «Сирано Де Бержерака» с Сергеем Безруковым и Лизой Боярской в главных ролях — очень сложный, тяжелый по декорациям спектакль, пришлось объединяться с Владивостоком, потому что они после нас тоже хотели этот спектакль у себя показать, и не только этот… Иначе не знаю, как бы мы справились…

— Пятнадцать?! — А что вас так удивляет?

— Удивляют чудеса логистики — это же сколько декораций, костюмов везти, сколько оборудования! Кошмар… — Вот это правда. Кошмар, да и только, Когда я привозил «Сирано Де Бержерака» с Сергеем Безруковым и Лизой Боярской в главных ролях — очень сложный, тяжелый по декорациям спектакль, пришлось объединяться с Владивостоком, потому что они после нас тоже хотели этот спектакль у себя показать, и не только этот… Иначе не знаю, как бы мы справились…

Сергей Новожилов: «Здесь особый менталитет» / В Благовещенске — на самой границе с Китаем — стартовал фестиваль «Амурская осень», 10-й по счету, то есть — юбилейный

— Ну а «Мата Хари», нашумевший в Москве спектакль с Ларисой Долиной — его, наверно, тоже было тяжело везти, тем более за пять тысяч километров? — За шесть с половиной…

— Ужас. — И не говорите. Иногда мне кажется — все, не могу больше, половину жизни провожу в самолетах, в Благовещенск раньше летал чуть ли каждую неделю, очень тяжело…Но ведь и интересно тоже! Пока интересно… Там поглядим: если почувствую, что теряю интерес, уйду.

— Сергей, извините, но почти все спектакли, которые будут представлены в Благовещенске, — это антреприза? — Да, почти. А что? Не любите антрепризу?

— Недолюбливаю — так будет точнее… — Я думаю, она, антреприза то есть, перерождается — в хорошем смысле этого слова: сама себя преодолевает, и сейчас уже не та, что раньше… Та же «Мата Хари» — огромный, сложнопостановочный спектакль, со множеством персонажей, с громоздкими, технически изощренными декорациями, которых несколько вагонов насчитывается, — это, считайте, уже не антреприза, а полноценный спектакль. Но дело не только в оснащении: бывают формально антрепризные спектакли, где и игра актеров, и режиссура, и свет, и сценография на таком уровне, что порой и репертуарному театру далеко…

— Например? — Взять хотя бы «Мордасовские страсти» по «Дядюшкиному сну» Достоевского: изумительная постановка, не то что ни грана халтуры, но все идеально сделано, начиная от профессиональной, виртуозной игры актеров, кончая всем остальным, от света до музыки…

— Я знаю, прекрасный спектакль был… И восторженные отклики слышала… Причем даже не со стороны критиков, хвалили люди независимые — стало быть, от всего сердца… — Ну, вот видите. Или «Территория любви» Владимира Панкова с Еленой Яковлевой в главной роли — тоже замечательно сделано… Она была у нас на прошлых фестивалях и получила у нас Гран-при. Кстати, в этом году будет новый спектакль Нины Чусовой, к которой, конечно, по-разному относятся, но отрицать то, что она — один из самых интересных молодых режиссеров, уже невозможно…

— А кино? Какие фильмы вы выбрали для представления на фестивале? Чисто зрительские или арт-кино? — Коварный вопрос со стороны кинокритика… Ты как их различаешь — арт и не арт, зрительское и коммерческое? По степени кошмара, безнадеги, тупика?

— Примерно так, да.. По мне так чем хуже — тем лучше… — Я так и думал. Однако все эти ужасы хорошо смотреть где-нибудь на «Кинотавре», где все остальное вокруг — благополучно: солнце, море, кинозвезды ходят по дорожкам… Люди не любят смотреть на то, как они плохо живут, кино — это во многом иллюзия такая, дающая надежду и радость…

— Да, такая теория была во времена «Великой депрессии» в Америке: Голливуд взял на себя миссию отвлекать и развлекать. Однако в Канне, например, всегда фильмы мрачные, еще более безнадежные, нежели российское кино последних лет. — Так в Канне тоже море и кинозвезды. Легче пережить экранные кошмары.

— Один такой фильм — безнадежный по вашей терминологии — я в программе все же углядела… — Ты имеешь в виду «В тумане» Сергея Лозницы?

— Ну да. Безнадежнее некуда — всех всех сдают, не поймешь, кто страшнее –партизаны или немцы, тупик полнейший… В этом, кстати, и сила этого фильма — выдающегося, на мой взгляд… — Так я и старался, чтобы программа была разнообразной и дала общее представление о российском кино. Поэтому у меня «Кококо», веселый фильм, жанровый, новое произведение Дуни Смирновой, где отлично играют две актрисы, Яна Троянова и Аня Михалкова, соседствует с «Рассказами» Михаила Сегала, где смешное перемежается с грустным; «В тумане» же, ты права — дань большому авторскому кино.

— Вообще, я так поняла, программа мероприятия будет очень насыщенной? Бедным актерам придется не отдыхать, а все время работать: встречи со зрителями, представление фильмов, им еще и интервью придется давать… — Мало того — мы во время фестиваля объедем все окрестности — там будем фильмы показывать и давать концерты, то есть — работать… У этого фестиваля вообще такая концепция — коль скоро там нет моря, как на «Кинотавре», день должен был заполнен до отказа, так интереснее. Ну, и каждый вечер будем встречаться в ПРОКе (профессиональном клубе кинематографистов), после трудового-то дня…

— Список звезд, я так понимаю, занял бы пару абзацев? — Да, в этом году очень представительно будет: Ира Апексимова, Гоша Куценко, Евгений Сидихин, Мария Голуб, Дмитрий Нагиев…ну, в общем, долго перечислять.

— Да, такой отечественный мини-Канн, проблем со звездным блеском не будет… — … В пятый год фестиваля, в 2007-м, я как-то сидел, уж смертельно усталый — тогда делать фестиваль еще тяжелее было, еще не так было отлажено, как сейчас, — и, как в тумане, устало смотрел на сцену. А на сцене тем временем стояли, ни много ни мало — Гурченко в обнимку с Джиной Лоллобриджидой, Певцов с Домогаровым… И я тогда подумал: нет, это дорогого стоит, можно и пострадать…

— В этом году во время фестиваля я читала, будут отмечать 25-летие двух фильмов — «Холодное лето 1953 года» и «Покаяние»? — Да, и в честь этого события в Благовещенск посетит Автандил Махарадзе, прославившийся когда-то в культовом, поворотном для нашей истории фильме «Покаяние», он же играет и в новом фильме Георгия Параджанова «Все ушли». А на юбилей «Холодного лета» приедет Елена Папанова, дочь Анатолия Папанова, прекрасная актриса… Пожалует к нам и Александр Прошкин, замечательный режиссер, который этот фильм четверть века назад поставил, Кроме того, в конкурсе будет его новая картина «Искупление», которую, как мне кажется, на «Кинотавре» недооценили…

— И каждый фестиваль вы отдаете дань уважения Валерию Приемыхову? — Да, это был человек большого дарования, к тому же — местный, он родился в Белогорске, недалеко от Благовещенска. Вообще эти места — благодатные по-своему, многие актеры и режиссеры, ныне москвичи, родом отсюда.

— А сам Благовещенск — не провинциальный город? Нет там ощущения нищеты и безнадеги? — Ни в коем случае! Город культурный, здесь есть два театра, один старинный, который еще Чехов посещал, когда бывал в этих местах, множество учебных заведений, да и близость Японии и Китая сказываются — здесь особый менталитет… Амурская область — огромная, и если на севере ее могут быть морозы, в это же время на юге — чуть ли не жара…

— М-да.. Велика Россия… — Ну да, а отступать уже некуда. Завтра я опять сажусь в самолет: когда все время пересекаешь огромные пространства, это особенно чувствуется.

Беседовала Диляра Тасбулатова

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий