Олег Гаркуша, скоморох советской эпохи

Олег Гаркуша, скоморох советской эпохи
Петербургскому музыканту и поэту, фронтмэну группы «АукцЫон» Олегу Гаркуше 23 февраля исполнилось 50 лет. Гаркуша знаменит своими оригинальными выступлениями и эксцентричным поведением на сцене. Группу «АукцЫон» — яркое художественное явление перестроечного и постперестроечного периодов — многие арт-критики считают одним из самых заметных феноменов в истории русского рока.

Петербургскому музыканту и поэту, фронтмэну группы «АукцЫон» Олегу Гаркуше 23 февраля исполнилось 50 лет. Гаркуша знаменит своими оригинальными выступлениями и эксцентричным поведением на сцене. Группу «АукцЫон» — яркое художественное явление перестроечного и постперестроечного периодов — многие арт-критики считают одним из самых заметных феноменов в истории русского рока.

Олег Гаркуша, скоморох советской эпохи

Об Олеге Гаркуше и группе «АукцЫон» Радио Свобода рассказал один из первых советских независимых музыкальных продюсеров Андрей Тропилло:

— С Гаркушей я познакомился в свое время в клубе «Карусель», там была репетиционная точка. Как-то мы туда пришли посмотреть новую группу. Там, собственно, и встретились. Потом я приходил к нему в кинотеатр «Колизей», он был там киномехаником. Сложились дружеские отношения. Начал ходить на их концерты. Что-то в нем было от паяца или, скорее, от скомороха русского. Ведь еще до английского панка появился русский скоморох, который делал то же самое, но с немножко другой философией. И Гаркуша — он был грустный клоун, у него всегда была трагедия на сцене. Когда я его видел, вспоминал фильм «Добро пожаловать или посторонним ход воспрещен». Там был один мальчик такой, вся грудь его была увешана значками, и когда ко всем детям приезжали родители, они отправлялись на пикники, и он гордо ходил между ними. Мне кажется, что этот образ обездоленного ребенка Гаркуша принес в рок-н-ролл. Первым настоящим фронтмэном в русском рок-н-ролле был именно Олег Гаркуша. Другие фронтмэны всегда совмещали приятное с полезным: они и пели, и были авторами. А он был первым «освобожденным» фронтмэном, в чью задачу входило — определять стиль группы. Он был достаточно новым и странным явлением. Он внес в рок-н-ролл что-то вроде клоунады, но клоунады жестокой. То есть — определенное отношение к жизни, которое выразил музыкальным взрывом.

* * *

О творчестве группы «АукцЫон» говорит обозреватель Радио Свобода, а в 1980-е годы — один из основателей горьковского рок-клуба Кирилл Кобрин:

— «АукцЫон, с моей точки зрения, — лучшее, что было в том, что называют русским роком. А Гаркуша во многом был лицом той грани творчества „АукцЫона“, которая позволяет вписать его, на самом деле, как ни странно, в большую традицию, в том числе литературную. Когда Гаркуша впервые появился, я был чуть ли не на первом концерте „АукцЫона“ в 1986 году. Тогда вокалистом группы „АукцЫон“ был совершенно другой человек но, когда я увидел Гаркушу, понял, что ожил Хармс. Гаркуша и внешне на него похож, и вел он себя как уже окончательно свихнувшийся Даниил Хармс. И кличка у него, кстати, любопытная была — Лютый карлик.

Что касается Гаркуши, то он очень мало исполнял песен. Одна из них — «Остановите самолет, я слезу». Помню, что в конце 80-х годов один мой знакомый рок-музыкант, довольно известный, не буду называть его имени, пристал к лидеру «АукцЫона» Леониду Федорову: «Слушай, зачем у тебя поет Гаркуша? Он же не умеет петь!» А Федоров ласково улыбался и говорил: «Так надо, так надо…» Так действительно надо было.

— Еще одна заслуга «АукцЫона» в том, что популярность советской тогда еще рок-музыки на Западе хоть как-то чувствовалась.

— Если отставить в сторону политику, то надо сказать честно: все-таки «АуцЫон»— единственная по-настоящему международная, конвертируемая советская, или российская, андеграундная рок-группа того времени. При всем моем уважении к «Аквариуму» или к «Кино», это все-таки очень сильно похоже на то, что было до них — Боб Дилан, «Лурит» и «Иги Поп». Только «АукцЫон» придумал такую форму — безумие ленинградской культуры 30-х смогли сплавить с очень современной тогда музыкой.

— «АукцЫон» почти в лучшем его составе в середине 90-х годов приезжал в Прагу. И их выступление совершенно ничем не отличалось от выступления другой рок-группы — британской или американской.

— Тексты понять было невозможно. Даже люди, для которых русский язык является родным, не всегда понимают, о чем там идет речь, особенно на концерте. Там плохо слышно всегда, но вот это все вместе — это и есть рок-музыка. Это — драйв, это чума, это заклинание. И в то же время — тончайший, продуманный эксперимент. Вот это сочетание для человека, который хоть что-то в этой музыке и в этом жанре понимает, очень многое значило.

Источник: svobodanews.ru

Добавить комментарий