Популяризация истории требует государственного внимания

Популяризация истории требует государственного внимания
В издательском доме «Журналист» прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Роль прессы в популяризации памятных дат российской истории».

Как в России культивируется интерес к родной истории, рассказал один из участников мероприятия, профессор МГИМО Владимир Мединский.

— Какой круг проблем обсуждался на конференции?

— Круг проблем традиционный — как мы относимся к собственной истории, как все это отображается в СМИ.

В издательском доме «Журналист» прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Роль прессы в популяризации памятных дат российской истории».

Как в России культивируется интерес к родной истории, рассказал один из участников мероприятия, профессор МГИМО Владимир Мединский.

— Какой круг проблем обсуждался на конференции?

— Круг проблем традиционный — как мы относимся к собственной истории, как все это отображается в СМИ.

Популяризация истории требует государственного внимания

— Что касается СМИ, были ли выработаны какие-то определенные меры, чтобы не было искажения фактов?

— Мер предлагается много, но, к большому сожалению, не делается ничего. У нас сейчас Год российской истории, масса юбилеев, дат, правительственных комиссий. Но все участники конференции, как один, говорили о том, что не видится никакой консолидирующей государственной роли в этом отношении, что вообще в стране нет такого понятия как историческая политика. К сожалению, нет ответственных за это, никто этим не занимается. Вот такие печальные размышления.

— Как, на ваш взгляд, необходимо с этим бороться?

— Я думаю, что бороться не надо, надо просто понять, что история как важнейшая часть государственной идеологии, национальной идеологии должна пользоваться определенным вниманием со стороны государства. Должен быть некий государственный совет или орган, общество, советник, который бы консолидировал в себе все инициативы в области истории — установка памятников, юбилеи, даты, празднества, книги, научные исследования, кинофильмы.

Ведь все, что в этом отношении сегодня происходит, абсолютно стихийно. Нет даже подобия не то что финансового, а даже массового госзаказа. И в итоге на историческом поле действует стихия свободного рынка. И тогда появляются фильмы типа «Штрафбат» и Бог знаете что еще. Хороший художник снял интересное и правдивое. Плохой художник реализовал собственные фантазийные вымыслы на исторические темы. А люди все это «кушают» и думают, что это правда.

— То есть необходим некий координирующий орган?

— Мне кажется, таких органов необходимо минимум два. С одной стороны, необходимо общество, которое объединяло бы профессионалов, преподавателей истории, ученых, энтузиастов этого дела, просто любителей. Таким ближайшим аналогом в нашей истории было Императорское русское историческое общество. Оно в разных видах действовало еще с начала XIX века. Вторым органом, безусловно, должен был стать (и это предложение звучало) Совет по истории при президенте РФ.

— Если говорить о роли прессы в популяризации памятных дат российской истории, правильно ли понимаем, что в преддверии конкретной даты необходимо, чтобы выходили определенные фильмы, чтобы в газетах появлялись статья на эти темы?

— Было бы хорошо, если бы просто это как-то координировалось. Часто все происходит, если главный редактор какой-то газеты является гуманитарным, просвещенным человеком, он об этом помнит и дает задание, мол, давайте напишем статью о Бородино, а не только о ментах, ворах. А если это проходит мимо него, значит, в этой газете темы подвига народа в войне 1812 года просто нет.

И, в общем-то, мы бы хотели, чтобы была какая-то общенациональная идеология в этом отношении. Я уже не говорю о чудовищной разнице в текстах учебников по истории. Я не говорю о том, что у нас под видом исторических документальных фильмов выходит на телеканалах. Это вообще все очень печально. Вообще, у нас отношение к истории, надо сказать, все время болтается от пренебрежения к самоуничижению, то туда, то сюда. Результатом, к сожалению, является низкий уровень исторического образования, нулевые знания молодежи по истории и любовь к своему Отечеству.

— Есть еще одна из проблем, в рамках этого глобального мира школьники, студенты сегодня имеют возможность читать учебники на иностранном языке. Мы знаем, как преподносят, например, в странах Прибалтики то же 9 Мая. С этим тоже как-то необходимо если не бороться, то что-то этому противопоставлять?

— Что там бороться с этим? В странах Прибалтики есть историческая политика. Там совершенно определенный настрой на донесение до школьников определенных знаний и на формирование определенного исторического мировоззрения. Расставляются совершенно определенные акценты, и государство формирует мозги. Наша земля велика и обильна, поэтому мы этим не занимаемся. Поэтому мозги нашего подрастающего поколения, да и взрослых людей формируются стихийно.

Найдет просветление на журналиста — он снимет прекрасное кино или напишет беллетристическую статью об Александре Невском как о великом герое русской земли. А найдет на него затмение — он напишет, что это татарский коллаборационизм. Это точно также публикуется и тиражируется, иногда даже попадает на страницы учебников.

— Как-то все без оптимизма.

— Я на данный момент не вижу никаких поводов для оптимизма в области истории. У нас была комиссия, и единственным светлым пятном в этой истории при формировании идеологии было создание президентской Комиссии по борьбе с фальсификацией истории. Нельзя сказать, что эта комиссия эта была очень эффективна, но это был хотя бы крохотный шажок в этом направлении. У нее было и название неправильное, и ресурсов было ноль. Это был такой сбор общественников без денег и без аппарата. Поговорили, дальше каждый на своем участке что-то делает. Но это был хотя бы шаг в этом направлении. Эту комиссию месяц назад расформировали. Больше у нас идеологией никто не занимается.

В то время как есть Совет по правам человека, который активно выступал с программой десталинизации. Это существует при президенте. Получается, темой десталинизации и прав человека в либерально-европейском толковании слова у нас занимается администрация президента, а формированием национальной идеологии, самосознания, формированием исторических критериев добра и зла у нас занимается рынок.

Разве на рынке кому-то интересно, что Кутузов спас страну в 1812 году? Гораздо интереснее, что Кутузов читал французские порнографические журналы, и мы, видимо, скоро об этом тоже будем видеть фильмы и соответствующие репортажи по телевидению. Это ведь гораздо любопытнее, это же рейтинг. И, вообще, любил молоденьких актрис, какой он был жизнелюб, русский гений Михаил Илларионович Кутузов. Это я вам цитирую некоторых академиков, которые сейчас так и говорят, выступая на конференциях.

Может быть, это даже отчасти и правда. Нам остается только завидовать человеку, который, сумев в полгода разгромить объединенную Европу с минимальными потерями, еще находил время на молоденьких актрис. Тут завидовать надо. Вопрос в том, как ставятся акценты, что остается в памяти людей.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий