Три аккорда смерти

Три аккорда смерти
Константин Райкин примерил корону-шапочку короля Лира.

Уильям Шекспир.
«Король Лир». «Сатирикон».
Постановка Юрия Бутусова

В ролях: Константин Райкин, Марина Дровосекова, Агриппина Стеклова, Наталья Вдовина, Денис Суханов, Максим Аверин

Константин Райкин примерил корону-шапочку короля Лира.

Уильям Шекспир.
«Король Лир». «Сатирикон».
Постановка Юрия Бутусова

В ролях: Константин Райкин, Марина Дровосекова, Агриппина Стеклова, Наталья Вдовина, Денис Суханов, Максим Аверин

Три аккорда смерти

Прожектор выхватывает из темноты фигуру Константина Райкина. Круг света, а в нем — он, раскинувший руки так широко, что в его объятиях поместится буря. Буря — да. Но не дочери. Две, выскользнувшие из-под опеки. Третья, отвергнутая отцом. Король Лир говорит со стихией, ибо больше не с кем. И те, верные, кто рядом с ним, уже не помогут, каких бы прочных шалашей ни строили они для того, чтобы защитить своего бывшего повелителя.

Это граница спектакля, на которой поставлен почти эстрадный номер: актер, гениально прочитавший гениальный монолог. Луч прожектора безошибочно выделяет этот момент в череде прочих: в круге света зритель видит чудо.

…Позади — завязка
с разделом королевства на две части
и отреченьем в пользу дочерей.
Навравших, как и водится,
бесстыдно
про благодарность и любовь к отцу.
И позади — Корделии изгнанье,
не знающей науки лицемерить.
Что впереди? Гроза, война и смерть.

Наверное, в руках другого режиссера эта пьеса могла превратиться в сугубо современную историю с элементами политической сатиры. Ну как же, дяденька Лир расчленил державу, отдал власть, вверг страну в пожары междоусобиц и сам нахлебался кровавого киселя вместо вина за здравие почетного пенсионера.

Юрию Бутусову почетные или непочетные пенсионеры не очень нужны. Ему нужны просто люди. Его Лир — крепко сбитый, не старый еще мужчина, взбалмошный и уверенный в своей силе. Скорее играющий в «старость не радость», чем действительно страдающий от возрастных болячек. Он отказывается от власти во цвете лет, а взамен хочет свободы и дочерней любви в благодарность за истинно королевский подарок. Хочет охотиться, спускать штаны, разъезжать со свитой от замка к замку. Один римский император бросил империю, чтобы выращивать капусту. Королю Лиру капуста неинтересна. Похоже, он и сам не понял, зачем покинул трон, но уж точно не за тем, чтобы пара девчонок потом ему указывала, как себя вести.

А девчонки-дочки подросли. И одна стала похотливой стервой, а другая — плаксивой ханжой. И обе хотят жить своей жизнью, и боясь папочку, и стесняясь его. Штанишки ему поправляют стыдливо, буйную челядь в колодки заковывают. А дальше снежный ком неповиновения отцу летит с горы, накрывая весь мир лавиной. Одно преступление следует за другим, кровь течет бурной рекой, яд сочится тонкой струйкой.

Это семейное дело. И дверь, ведущая со сцены, оформленной художником Александром Шишкиным, не дворцовая. Красная такая, хорошо сделанная, прекрасно приспособленная к сокрытию фамильных скандалов. Здесь даже дерутся не на мечах, а на ножичках. Тихонько так. И ходят босиком. И когда король отдает свою корону, он просто снимает черную дурацкую шапочку. А где-то в глубине стоят чинно три пианино: на них, наверное, когда-то играли три послушные девочки с бантиками.

Девочки умерли. Две ненавидевшие и одна любившая. В финале они сидят на вращающихся стульчиках как раз рядом со скалящимися белозубыми пианино, то и дело по-кукольному заваливаясь на пол. Король Лир мечется, усаживая дочерей прямо, а они снова падают, задевая клавиши, и в ушах зрителя еще долго будет звучать эхо этих трех грубых и неловких аккордов смерти.

Источник: kp.ru

Добавить комментарий