Пасынок Отечества («Новгородские ведомости», Новгород)

Пасынок Отечества (
В рамках празднования Дня книги Великий Новгород посетил Олег Филимонов, вице-президент Ассоциации книгоиздателей России, и рассказал корреспонденту «НВ» о мнимых и реальных проблемах книгоиздательской отрасли в нашей стране.

В рамках празднования Дня книги Великий Новгород посетил Олег Филимонов, вице-президент Ассоциации книгоиздателей России, и рассказал корреспонденту «НВ» о мнимых и реальных проблемах книгоиздательской отрасли в нашей стране.

Пасынок Отечества (

— Олег Васильевич, общаясь с писателями, нередко приходится слышать жалобы в сторону книгоиздателей: они, мол, и в творческий процесс вмешиваются, и иллюстрации к произведению неправильные предлагают, лишь бы книгу быстрее и дороже продать. И создается весьма специфический образ издателя, помешанного на прибыли. Вам, наверное, есть что ответить на такие обвинения?

— Есть. Конечно, отрицать наличие серьёзных провокаторов в лице жизни и экономической ситуации нельзя. Они заставляют конфронтировать издателей и писателей, издателей и книготорговцев и т.д. Но, на мой взгляд, проблема, которую вы озвучили, второстепенна. В большинстве случаев издатель и писатель гармонично сотрудничают, выполняют общее дело и, в общем-то, не воюют.

— А как же меморандум издательства «Крылов», в котором перечислялось, каким должно быть произведение, чтобы его опубликовало издательство, фактически давалась установка: «Пиши так-то и так-то»?

— Повторюсь, не об этом нужно тревожиться, это не распространенная ситуация. В наше время взаимоотношения издателя и писателя отличаются от тех, что были ещё 20 лет назад. Тогда они были отработаны, существовали регламентирующие документы, которые нельзя было читать между строк. Каждая сторона знала свои возможности и обязанности. А сегодня договорно-правовая база меняется часто, радикально и порой неуловимо, так что ни автор, ни издатель не знают, чем они располагают для достижения своих интересов. Вот вам пример. Чаще всего столкновения происходят по вопросам авторского права. В последние годы его срок действия был продлен до 70 лет. Это очень радикальные изменения, на которые мы пошли для того, чтобы быть ближе к Европе. Но я не знаю издателя, который бы не чертыхнулся из-за этого! И это еще мягко сказано, тут самые резкие слова были бы нелишними.

— Отчего же?

— В меньшей степени, как это ни странно, эти перемены касаются ныне живущих авторов, они ведь и так обладатели прав на свои произведения. Иначе дело обстоит с авторами, уже умершими, причем давно. Например, только что закончился срок действия авторского права на произведения Гайдара, погибшего в 1941 году! В СССР его произведения свободно публиковались — это была наша советская классика, общенациональное достояние. Политика в области книгоиздания строилась на открытом доступе читателя и издателя к этим текстам. А что сегодня? Теперь любой дальний родственник, представитель фамилии может заявить свои претензии, посчитав, что авторское право нарушено. Я могу массу случаев назвать, когда издатель выпускал сборник произведений нескольких авторов о войне, и неожиданно появлялся какой-то родич, который требовал, чтобы ему заплатили денег. Издатель — не злоумышленник, он не хочет красть, но если произведение требуется читателям, библиотекам, то почему бы его и не переиздать? Часто издательство само ищет правообладателя, чтобы заплатить ему гонорар и получить право печатать.

— Какой срок действия авторского права устроил бы издателей?

— К сожалению, закон не имеет обратного действия, но существовавший ранее срок авторского права мне кажется вполне приемлемым, в нашей стране это было 25, а затем 50 лет.

— Вы отметили, что вопрос конфронтации авторов и издателей вам кажется второстепенной проблемой. Какова основная проблема с точки зрения издателей?

— У нас в стране есть области и республики, где книгоиздательство находится в зачаточной, если не сказать в умирающей, стадии. Есть целый ряд областей России, где нет книгоиздания вовсе. Вот об этом надо тревожиться, в целом ряде территорий нет естественного рупора для художественного творчества!

Увы, издательская практика изменилась не в лучшую сторону, в частности, повально и в областных, и в столичных издательствах исчезают такие фигуры, как редактор и корректор. А обойтись без них целым направлениям издательского творчества просто невозможно! Почему так произошло? Да потому что частному издателю (а государственных сейчас и нет) не выгодно раздувать штат, потому что они заинтересованы в получении прибыли в первую очередь. А какая может быть прибыль, если раздут фонд зарплаты? То есть у издателя нет возможности работать согласно логике мастерства — взять корректора, технического, художественного редакторов, верстальщика, заплатить им зарплату, а потом ещё за всех них налоги. Налоги — это вообще отдельная песня: сегодня на 1 рубль прибыли приходится выплачивать 90 копеек налогов.

— То есть капитализм губит издательское дело?

— Можно сказать и так. Нам не хватает поддержки государства. Не хватает ранее отработанной системы преференций, когда издателя освобождали от налогов или облегчали их. Этой проблемой наша Ассоциация занимается уже много лет, мы хотим решить её законодательно, но пока не получается по той причине, что устойчивой государственной политики в области книгоиздания сейчас нет. Книгоиздание — это пасынок, и этому есть вполне логичное объяснение. Пропагандировать какие-то государственные институты, государственную политику сегодня гораздо проще через Интернет, нежели через книгу.

— Из ваших слов можно сделать прямой вывод, что в дальнейшем число издательств в России будет только сокращаться.

— Увы, наша сфера деятельности, и правда, сокращается. У нас в стране 1,5 миллиона граждан заняты в книгоиздании, это его прямые участники, я не имею в виду тех, кто занимается книжным трафиком или рекламой. И эта серьезная армия постепенно редеет, потому что это ремесло становится невыгодным. Общее число книжных магазинов в России составляет 3200, а в СССР было 7200! А взгляните на Европу. Во Франции сейчас есть 3600 книжных магазинов, а ведь Франция-то в три раза меньше Якутии! Про книжные магазины Якутии я и говорить не буду.

— Что уж Якутия, книжных магазинов порой днём с огнём не найдешь и в райцентрах нашей области.

— Верно. От чего зависит благополучие издателя и писателя? От того, насколько востребованы книги. А как они могут быть востребованы, если их негде продавать, число книжных магазинов сокращается? Вот представьте: есть предприниматель, который жаждет работать в сфере культуры и задумывает открыть книжный магазин. Уверяю вас, его романтизм очень быстро испарится. Потому что аренда — дорога, чтобы иметь какую-то прибыль, ему нужен большой ассортимент, а за большой ассортимент предварительно надо заплатить издательствам. И вот он начинает платить ту же аренду, что и продавец парфюмерии, а прибыль получает гораздо меньшую. Так зачем ему эти книги — лучше продавать духи, фарфор, глянец, да что угодно!

Вопрос возможностей развития книгоиздания связан с двумя факторами — книжной торговлей и библиотеками, которые тоже надо поддерживать, выделять на них приличные деньги. Когда мы говорим о преференциях книгоизданию, речь идет о развитии страны, о сохранении нации.

— Оцените, пожалуйста, ситуацию в новгородском книгоиздании.

— В Новгороде книгоиздание, увы, не так развито, как у ваших соседей. Есть сильные издательские структуры, издательско-полиграфические холдинги в Архангельске, в Карелии. Легко им не бывает, но они работают, так надо изучать их опыт. Впрочем, в Великом Новгороде мы познакомились с издателями, работа которых настраивает на хороший лад, их надо поддерживать.

— Вы неоднократно отмечали, что в России и книгоиздание, и вся культура в целом стали удельными, поясните, что вы имели в виду?

— В стране сейчас нет единого книжного рынка, то, что издаётся в провинции, рискует никогда не выйти за её пределы. Есть люди, которые гордятся: сегодня в России в год выходит 123—125 тыс. новых наименований книг, это больше, чем в СССР. Однако стоит обратить внимание на то, что 63% от этой цифры выпускаются тиражом до 3000 экземпляров. В масштабах страны этих процентов как будто нет. Я занимаюсь вопросами развития книгоиздания в провинции и могу сказать: наиболее сильные творческие имена — это выходцы именно отсюда. То, что делается здесь в области краеведения, никакие издательства Москвы повторить не могут. В провинции, в том числе и в Великом Новгороде, есть издания, направленные в будущее, в рамках этого визита мы с коллегами посмотрели, что выпускают ваш университет, ваш «Печатный двор». И я хотел бы, чтобы все эти работы в области краеведения получили признание и в Москве, попали к читателю. Увы, это сложно.

— Всё же какое будущее может ждать книгоиздание в России?

— Пока у нас нет устойчивой государственной политики в отношении книгоиздания, пока всё держится на энтузиастах, говорить о нашем будущем мы не можем, все в руках случая.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий