Вадим Абдрашитов — знаковая фигура для нашего кинематографа. Он автор фильмов, которые обнажали моральные конфликты общества и служили ориентиром в сложном индивидуальном нравственном выборе. Такие ленты, как «Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга» навсегда вошли не только в историю отечественного кино, но и стали неотъемлемой частью мирового кинематографа. В киносообществе Вадим Абдрашитов был и остается образцом честности и ответственности. И своими фильмами, и своей жизнью Абдрашитов утверждает: несмотря на всю сложность мира, в нем есть возможность и необходимость нравственного существования для каждого человека.
Вадим Абдрашитов — знаковая фигура для нашего кинематографа. Он автор фильмов, которые обнажали моральные конфликты общества и служили ориентиром в сложном индивидуальном нравственном выборе. Такие ленты, как «Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра», «Слуга» навсегда вошли не только в историю отечественного кино, но и стали неотъемлемой частью мирового кинематографа. В киносообществе Вадим Абдрашитов был и остается образцом честности и ответственности. И своими фильмами, и своей жизнью Абдрашитов утверждает: несмотря на всю сложность мира, в нем есть возможность и необходимость нравственного существования для каждого человека.
Вадим Абдрашитов — знаковая фигура для нашего кинематографа. Он автор фильмов, которые обнажали моральные конфликты общества и служили ориентиром в сложн
В Саратове Вадим Абдрашитов провел несколько дней, возглавляя жюри международного кинофестиваля «Саратовские страдания». Мы поговорили с режиссером о саратовских артистах, современном российском обществе и проблемах отечественного кинематографа.
— Вадим Юсупович, мы встречаемся с вами в Саратове. Вы работали с саратовскими артистами: Олегом Янковским, Галиной Яцкиной, Петром Зайченко, которого мы тоже считаем «своим»…
— Да, конечно, Зайченко — тоже саратовский человек. В Саратове вместе с ним учился художник кино и театра Александр Толкачев, который работал практически на всех моих картинах как художник-постановщик. Он и предложил мне в свое время на одну из ролей своего друга по Саратову Петю Зайченко. Таким образом Зайченко дебютировал в картине «Парад планет», у него там была микророль на общих планах. Хороший очень, своеобразный актер.
Олег Иванович Янковский — мой близкий друг, сосед по дому, товарищ по жизни, коллега по кино. С ним связан большой период жизни, и его уход остался мне непонятен. Я не понимаю, почему уходят из жизни талантливые люди — художники, которые могут еще работать. И мы, зрители и друзья его, остаемся без каких-то недоигранных ролей, недописанных повестей, неснятых фильмов… Непонятно это. Когда уходят художники такого калибра, понимаешь, что есть незаменимые люди. Вот Янковский ушел, а второго такого актера и человека нет. Галя Яцкина снималась в главной роли в моей первой полнометражной картине «Слово для защиты». Так что с Саратовом связано у меня много, я здесь бывал не один раз. Раньше привозил сюда фильмы с премьерами, приезжал по делам. Сейчас опять погружаюсь в атмосферу вашего замечательного города.
— Вы выбрали для показа в Саратове фильм «Магнитные бури». Вам не кажется, что сейчас, по прошествии почти десяти лет после съемок, картина приобретает новую актуальность?
— Не знаю, новую ли актуальность фильм приобретает или сохраняет старую, но процессы слепого поведения обычных людей, непонимания ими того, что происходит в обществе, можно наблюдать и сейчас. Но есть силы, которые прекрасно это осознают и пользуются нашим непониманием или нашей леностью и удачно делят между собой власть, деньги, собственность. И им, наверное, даже выгодна наша гражданская и политическая слепота.
— На ваш взгляд, что нужно с этим делать, чтобы как-то справиться с магнитными бурями? Какая таблетка нужна?
— Я не знаю. Если бы знал, наверно, завтра пошел в политику и рассказал бы о том, что надо сделать. Я знаю только одно — к сожалению, в России не существует гражданского общества в его каноническом понимании. Следовательно, не существует общественного мнения, что позволяет определенным силам делать все то, что они захотят. Общество не сопротивляется никоим образом — ну, значит, море по колено…
— Большая часть вашей жизни связана с преподаванием, с мастерской во ВГИКе. Скажите, пожалуйста, о чем прежде всего вы говорите студентам, когда они к вам приходят?
— Вначале, когда набираешь мастерскую, они сами говорят, и то, что они говорят, потрясает. Потому что год от года общекультурный уровень студентов, поступающих во ВГИК, падает все ниже, и ниже, и ниже. Процесс этот наблюдается, как вы понимаете, во всех вузах. Нынешняя школа выпускает, мягко говоря, не очень «кондиционных» абитуриентов. Это сказывается в итоге на качестве фильмов, которые мы видим на киноэкранах.
К сожалению, огромное количество времени мастеров, педагогов уходит на заполнение лакун, с которыми ребята приходят из школы. Мы начинаем с того, что повторяем школьную программу по русской литературе: Льва Толстого, Ивана Тургенева, Михаила Лермонтова и так далее. Потом составляем студентам новый список для чтения зарубежной литературы. Подсказываем, что посмотреть в московских театрах, на какие выставки сходить, что прочитать. Мы вынуждены работать за среднюю школу.
При этом, поскольку наши студенты — молодые ребята с горящими глазами, то есть ощущение, что они уже и талантливы. Это всегда так. Тем более, в деле преподавания такого совершенно непонятного предмета, как режиссура. Как определить, может человек быть режиссером или нет? А когда ты принимаешь его в мастерскую, ты говоришь ему: «Ты человек, который может быть режиссером». И у очень многих головокружение от этого может случиться… Правда, уже к ноябрю первокурсники испытывают первый мощный шок от того, что вдруг выясняется: режиссура — это постоянная работа, что они должны очень много работать. И работать уже во ВГИКе. Поступая, студенты были уверены, что произойдет передача им связки золотых ключиков от драматургии, режиссуры, а тут вдруг выясняется, что «этот сценарий надо переписывать»: «В 12-й раз?!» — «Да, в 12-й. Надо будет — переписывать придется и в тринадцатый раз тоже». Допустим, репетиции: четыре — мало, надо двадцать — до тех пор, пока не будет хорошо. И это тоже всех повергает в шок…
— А вы следите за дальнейшей судьбой своих учеников?
— А как же? Нельзя не следить, потому что они «нагружают» нас сценариями, с которыми хотели бы запуститься, потом сценариями, с которыми их запускает студия или телевидение. Иногда просят совета, иногда показывают какие-то актерские пробы… Конечно, следим, это естественно.
— Вы сказали, что общекультурный уровень абитуриентов падает, и это видно на экране. То есть можно сделать вывод, что вас не совсем устраивает то, что снимают молодые режиссеры сейчас?
— А вас устраивает то, что показывают на всю страну?
— Нет, конечно. Нам далеко не все нравится. Но есть же что-то, что вышло за последние 2-3 года и произвело на вас сильное впечатление?
— На меня очень сильное и позитивное впечатление произвела картина Николая Хомерики «Сердце-бумеранг». Это очень серьезный фильм, настоящее произведение кинематографического искусства, наполненное авторской мыслью и авторскими эмоциями. Для Хомерики это, конечно, шаг вперед. Я очень за него рад, потому что он талантливый человек.
Мне понравилась картина «Шапито-шоу» Сергея Лобана. Я разное о нем слышал, в том числе говорили: «Да это такое, это стеб…». Но, готовясь к «Нике», картину посмотрел. И, надо сказать, с огромным удовольствием. Очень своеобразная вещь — глубокая, сущностная. И легко снята, как будто очень легко. Хотя на самом деле, если разобраться, фильм сделан профессионально. Блестяще выстроена драматургия, очень сложный сценарий. И, конечно, потрясающая режиссерская работа с актерами. Очень хорошая картина. Вот две картины за последнее время. Слава Богу, что они есть.
— И последний вопрос — о фестивале «Саратовские страдания»…
— Чем больше фестивалей, тем лучше. Это повод привлечь внимание зрителей к кинематографу. Что касается фестиваля документальных фильмов, то могу сказать, что документальное кино намного опережает игровое. Документальные ленты связаны с реалиями жизни, которых подчас я не наблюдаю в игровом кинематографе. В игровом кино нет сложности жизни, реального сюжета, костюмов, интерьеров — нет ничего. Документальный кинематограф совершенно другой — это серьезный инструмент познания окружающей действительности. Сейчас мы закончили смотреть фестивальную программу, и я лично увидел несколько картин, которые мне показали такое, чего я не знал. Или знал, но увидел в новом, неожиданном ракурсе. Это, конечно, интересно, особенно когда совпадает с авторским талантом. Что же касается «Саратовских страданий», должен сказать, что девять лет жизни — это очень солидный срок. Дай Бог здоровья организаторам фестиваля.
***На следующий день после беседы с Вадимом Абдрашитовым были подведены итоги «Саратовских страданий». Как подчеркнул в своем выступлении на церемонии закрытия Вадим Юсупович, главные призы фестиваля получили фильмы о детях: «Donkeymentary» Армана Ерицяна, «В объятиях моей мамы» Атья и Мохамеда Аль-Дараджи и «Твоя навсегда» Мии Хальме. В интересе к детям режиссер увидел признаки оздоровления современного общества, по крайней мере кинематографической его части. «Если кинематографисты снимают о детях, значит, они думают о будущем!» — подвел итог Вадим Абдрашитов.
Источник: rus.ruvr.ru