Чем Клин не Зальцбург?

Чем Клин не Зальцбург?
Подмосковье занимает первое место в России по количеству памятников исторического и культурного наследия. Многие из них, например, усадьба в Архангельском, музей Чайковского в Клину или Чехова в Мелихове, хорошо известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако, располагая такими культурными сокровищами, доходы туристической отрасли составляют в бюджете области всего лишь 1 процент. Как повысить туристическую привлекательность Московского региона в глазах путешественников и чем привлечь в подмосковные усадьбы и музеи крупных инвесторов — на днях эти актуальные вопросы стали предметом обсуждения за «круглым столом» в представительном музейном сообществе Московской области. Вел заседание музейного парламента министр культуры Олег Рожнов.
Подмосковье занимает первое место в России по количеству памятников исторического и культурного наследия. Многие из них, например, усадьба в Архангельском, музей Чайковского в Клину или Чехова в Мелихове, хорошо известны не только в нашей стране, но и во всем мире. Однако, располагая такими культурными сокровищами, доходы туристической отрасли составляют в бюджете области всего лишь 1 процент. Как повысить туристическую привлекательность Московского региона в глазах путешественников и чем привлечь в подмосковные усадьбы и музеи крупных инвесторов — на днях эти актуальные вопросы стали предметом обсуждения за «круглым столом» в представительном музейном сообществе Московской области. Вел заседание музейного парламента министр культуры Олег Рожнов.
Чем Клин не Зальцбург?

Подмосковье занимает первое место в России по количеству памятников исторического и культурного наследия. Многие из них, например, усадьба в Архангельском, музей Чайковского в Клину или Чехова в Мелихове, хорошо известны не только в нашей стране, но и во в
Как пройти в музей?

Увеличить поток посетителей в музеях можно с помощью разных способов. Но лучше начинать масштабные перемены с самого простого — например, установить таблички с дорожной навигацией.

«У людей портится настроение, если они не могут найти дорогу к музею. Дорожные знаки должны уже за несколько километров до цели подсказывать, когда необходимо свернуть с трассы, где путешественники смогут пообедать, остановиться на ночлег и так далее», — отметил министр культуры, и музейные работники с ним согласились.

Во всем мире дорожная навигация — важная часть культуры общения, это не только средство информации, но еще и агитация, с помощью которой можно заманить туриста туда, куда он, возможно, и не собирался заезжать.

Чиновник сам недавно оказался в роли блуждающего странника. Ехал на встречу с библиотечными работниками, которая проходила в Историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина в Вяземах, и чуть не опоздал из-за того, что никто из местных жителей Голицына не мог толково объяснить дорогу к знаменитой усадьбе. Оказалось, дорожная навигация отсутствует на пути большинства подмосковных достопримечательностей. Поэтому в министерстве решили заказать и выполнить в едином стиле дорожные указатели сразу для всех музеев области, а кроме этого, создать карту достопримечательностей Подмосковья и разместить ее на туристическом областном портале: он начал свою работу в марте этого года.

Правительство на туристический портал возлагает очень большие надежды: собирается размещать там видеоролики с музейными презентациями, проводить виртуальные мини-экскурсии, но главный упор будут делать на прикладной характер информации, чтобы путешественник, не выходя из дома, мог выяснить, когда какой музей работает, как до него добраться, какие интересные мероприятия там готовятся.

Особый упор музейщики области будут делать на событийный и познавательный туризм. Вот, сейчас идет неделя широкой Масленицы — и каждый музей приготовил свою особую программу. В Ново-Иерусалимском монастыре можно сыграть Масленицу, как это делали наши предки в позапрошлом веке. Научные сотрудники музея познакомят посетителей с достоверными народными обычаями, праздничными нарядами, песнями и играми. В Музее-усадьбе Ф. И. Тютчева в Муранове ожидается взятие снежного городка, театрализованная экскурсия по усадебной кухне, а после чаепития с блинами катание на лошадях. И так своя изюминка присутствует практически в каждой программе. Но ведь не всегда же на календаре праздник. Чем музеи могут удивить или порадовать в обычный будний день?

Мама, папа, я — культурная семья

В детстве каждый из нас хотя бы раз побывал в музее. Впечатления от этого визита остаются в памяти надолго. Они потом формируют наше отношение к музейной культуре и традициям во взрослой жизни. Хорошо, если ребенку повезет с экскурсоводом и посещение музея превратится в увлекательное путешествие во времени и пространстве. После таких удачных визитов в очаги культуры дети начинают живо интересоваться историей, культурой, больше читают. Но бывает и так, что из всей музейной экскурсии школьникам запоминаются только неудобные войлочные тапки, строгие окрики бабушек-смотрительниц и усыпляющий бубнеж гида, который совсем не умеет общаться с детьми.

Год назад неожиданно выяснилось, что подмосковные музеи чаще всего посещают московские школьники. Тогда кто-то в областном правительстве решил ввести в школьную программу обязательные для всех подмосковных учащихся так называемые музейные уроки. Однако чего больше от этой музейной принудиловки — пользы или вреда, — не могут сказать даже сами музейные сотрудники. Они честно признаются, что для эффективной работы с детьми научных сотрудников нужно специально готовить. Таких курсов пока нигде нет. Каждый музей выкручивается как может. К счастью, музейные формы работы сегодня уже не настолько чопорны и архаичны, как были во времена нашего пионерского детства. Поэтому детям есть чем себя там занять.

Например, летом в Музей-усадьбу Ф. И. Тютчева в Муранове можно прийти всей семьей, чтобы поиграть в крокет или серсо: здесь возрождают популярные в XIX веке дачные виды спорта и даже проводят спортивный фестиваль «Мурановская нива».

В Архангельском традиционно собираются меломаны: на фестиваль джаза, который проходит там уже несколько лет подряд, съезжаются не только со всего Подмосковья, но даже из других областей России.

Но, пожалуй, самые интересные формы работы с детьми применяют в Серпуховском историко-художественном музее. Школьники и студенты под руководством музейных сотрудников готовятся к историческим реконструкциям: сначала изучают научные труды, потом применяют знания на практике, изготавливают оружие, разбивают по всем правилам древнего боевого искусства лагерь, готовят на костре традиционно русские и хазарские блюда. Может быть, никто из них потом историком и не станет, но то, что эти юноши и девушки на всю жизнь сохранят уважение и интерес к отечественной истории, сомнения не вызывает.

Бизнес на культуре

На территории области выявлено почти 6000 объектов культурного и исторического наследия — однако 90% из них находятся в очень плачевном состоянии. Бюджет, выделяемый областью на реставрацию памятников и пополнение музейных коллекций, в этом году увеличился почти на четверть, но этих денег все равно недостаточно для проведения полномасштабной реставрации всех объектов культурного наследия. А ведь многие жемчужины зодчества уничтожаются только потому, что у правительства элементарно нет средств на то, чтобы провести инвентаризацию всех культурных объектов. Для того чтобы уточнить границы заповедной зоны и определить предмет охраны вновь выявленного отдельного памятника, требуется около 2 млн рублей. Очевидно, что для спасения подмосковного культурного наследия правительству региона потребуются очень солидные инвестиции.

«Мы сейчас готовим законодательную инициативу, которая позволит оформлять льготную аренду для тех, кто инвестирует средства в реставрацию памятников, — рассказывал Олег Рожнов. — Если компания отреставрировала дом-усадьбу в течение 7 лет, она сможет арендовать ее за символическую плату — 1 рубль за 1 кв. м».

Еще одну важную роль отводят бизнесу в такой отрасли, как создание необходимой туристической инфраструктуры. В регионе острый дефицит гостиниц, подчас туристам, проехавшим несколько часов из одного конца области в другой, чтобы посетить ту или иную достопримечательность, негде ни отдохнуть, ни перекусить, и что не менее обидно — нечего увезти с собой на память. Ассортимент сувениров и книг в музейных лавках ограничен; чтобы открыть кафе в помещении музея, нужно собрать кучу справок и получить лицензию. Музейщикам заниматься этими непривычными вопросами некогда и не с руки — у них своих профессиональных забот хватает, — а вот развивать эти так необходимые туристические сервисы на условия частно-государственного партнерства было бы весьма выгодно как для бизнеса, так и для музеев.

«Музеи — это идеальное место для пропаганды наших губернских традиционных промыслов. Здесь можно не только продавать поделки кустарей, но и проводить мастер-классы. В этом плане нужно брать пример с дирекции парка „Этно-мир“ — они и хлеб пекут, и медовуху варят. Сумели в чистом поле создать такой туристический комплекс, что к ним едут из других регионов», — убеждал музейных работников Олег Рожнов.

Есть у подмосковных музеев еще один козырь в рукаве, с помощью которого они могут увеличить поток туристов и заработать себе на безбедную жизнь. Речь идет об усадебных парках. В Муранове парк занимает площадь 9 гектаров, там разбили ландшафтные композиции, и теперь это стало местом паломничества для свадебных кортежей. Новобрачным нравится здесь фотографироваться, и они готовы за это платить, так что затраты на ландшафтные работы себя окупают. А музейные креативщики из Муранова ищут новые формы приобщения населения к культурной жизни прошлого. Говорят — на следующий год обязательно в парке построим деревянный павильон под кегельбан, в точности как был при знаменитых хозяевах.

«Новая губернаторская программа „Парки Подмосковья“ нам очень нравится, — говорил Александр Рязанов, директор Музея А. С. Пушкина в Вяземах. — Раньше глава районной администрации держал меня по два часа в приемной и от всех моих предложений по реконструкции парка отмахивался, а сейчас сам позвонил и спрашивает: ну где там у тебя бюджет на парк?..»

Взаимоотношения с главами — больная тема для музейных сотрудников. Например, директор музея Чайковского в Клину Галина Беланович уверена, что их город мог бы стать вторым Зальцбургом. Однако для этого нужны концертные залы, площадки и самое главное — заинтересованность местных властей в том, чтобы всемерно развивать туристический бренд вотчины Чайковского.

Источник: mk.ru

Добавить комментарий