«Земля», или Хорошо театрализованный клавир

«Земля», или Хорошо театрализованный клавир
Новости

Нью-Йоркское агентство Ardani Artists и Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляют одну из ведущих американских трупп современного танца Complexions.

Новости

Нью-Йоркское агентство Ardani Artists и Московский академический Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляют одну из ведущих американских трупп современного танца Complexions.

«Земля», или Хорошо театрализованный клавир

21 марта выдающийся танцовщик и один из основателей компании Десмонд Ричардсон выйдет на сцену в последний раз. Для прощального гастрольного тура подготовлена программа из семи миниатюр, в которую войдут сочинения художественного руководителя труппы Дуайта Родена и новая работа хореографа Джея Ман Джу.

В афише российского национального фестиваля «Золотая маска» на этой неделе — спектакль «Гранд Парад» театра Double Edge из Массачусетса, США. Он поставлен режиссером Стейси Клейном на музыку российского композитора Александра Бакши. Основа представления — мотивы картин Марка Шагала. В спектакле на равных правах сосуществуют живая музыка, цирк, танец, куклы и драматическая игра.

Из Екатеринбурга приезжает опера Россини «Граф Ори», впервые поставленная в России. За ней последует спектакль «Вещь Штифтера» швейцарского театра Vidy-Lausanne в постановке Хайнера Геббельса. «Золотая маска» представляет его в рамках программы «Легендарные спектакли и имена». «Вещь Штифтера» отсылает к творчеству австрийского романтика Адальберта Штифтера.

Театр обско-угорских народов «Солнце» привезет из Ханты-Мансийска в Москву музыкальный спектакль «Черная песня». В нем героический мансийский эпос соединен с документальной повестью Татьяны Молдановой «В гнездышке одиноком».

Премьера

В театре Елены Камбуровой режиссер Иван Поповски поставил спектакль «Земля» на музыку Иоганна Себастьяна Баха. Композицию из сочинений великого немецкого композитора сделал музыкальный руководитель театра Олег Синкин.

В нее вошли фрагменты произведений: для органа, Мессы си-минор, «Страстей по Матфею» и «Страстей по Иоанну», «Рождественской оратории», Хорошо темперированного клавира, Концерта для двух скрипок с оркестром ре-минор, Партиты для скрипки (номер 3 ми-мажор), Сюиты для виолончели (номер 1 соль-мажор), Сюиты для оркестра (номер два си-минор), а также — Мотет номер 3 и «Чакона».

Произведения Баха исполняют восемь вокалистов в сопровождении камерного оркестра. Режиссер спектакля «Земля» Иван Поповски говорит, что главное для него — музыка:

«Я не хочу, чтобы люди, пытаясь разгадывать какие-то образные ассоциации, потеряли ощущения от музыки. Поэтому я говорю, что не нужно напрягаться, самое главное — музыка, погружение в атмосферу Баха. Раньше я думал, что гениальную музыку невозможно испортить. Очень даже можно».

Иван Поповски родился в Югославии, теперь его родина — самостоятельная страна Македония. В 1993 году он окончил режиссерский факультет Государственного института театрального искусства, курс Петра Фоменко. Его студенческую работу — «Приключение» Марины Цветаевой — сбегалась смотреть вся театральная Москва. Она была удостоена премии Союза театральных деятелей РФ «Гвоздь сезона».

Для парижского «Русского сезона» в театре «Одеон» он поставил «Балаганчик» по пьесе Александра Блока, для нью-йоркского театра «Феникс» — «Баню» Владимира Маяковского, для «Пятого театра» Омска — «Пугачева» по произведениям Пушкина и Есенина. Для открытия Охридского театрального фестиваля в Македонии сделал «Одиссею-2001».

В 2008 году Дмитрий Медведев (тогда — президент России) подписал указ о награждении режиссера медалью Пушкина «за большой вклад в укрепление российско-македонских отношений, популяризацию русского языка и российской культуры». Иван Поповски удостоен почетного звания Посла культуры Республики Македония в РФ. На родине работает редко:

«Я возвращаюсь каждый год, отдыхаю. К сожалению, я ставил там всего два спектакля. И было это в 2001 году, когда шла война между албанцами и македонцами. Кстати, сейчас там опять все на грани, надеюсь, что ума хватит не допустить новой войны. Я делал там очень большой спектакль „Одиссея-2001“ на открытие амфитеатра. Он был построен в третьем веке до нашей эры, две тысячи лет он был под землей, археологи его раскопали, отреставрировали.

Еще я ставил моноспектакль «Записки сумасшедшего» Гоголя с албанским актером в главной роли в Молодежном театре. Это было как раз во время войны, и это был интересный опыт. К сожалению, там политика вмешивается во все, включая театры. Я уже много раз договаривался о постановке с директорами разных театров. Но только мы договоримся, смотрим — директора уже поменяли. Я надеюсь, что когда-нибудь эта тяжелая ситуация закончится.

Сейчас в Национальный театр города Скопье пришли двое молодых людей, режиссер и актер, которые руководят театром, я веду с ними переговоры. Вероятно, что в конце этого года (или в начале следующего) я сделаю там «Мастера и Маргариту» Булгакова. Этот театр в 1963 году страшно пострадал от землетрясения, его пришлось снести. И вот теперь, спустя 50 лет, его построили заново, и буквально через месяц будет открытие».

Иван Поповски работает в Театре Петра Фоменко. «Отравленная туника» по Николаю Гумилеву, «Носорог» Эжена Ионеско и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — это его спектакли. Последние годы сотрудничает с музыкальными театрами Москвы: выпустил «Войну и мир» Прокофьева в Большом театре, «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Риголетто» Верди, «Кармен» Бизе и «Бориса Годунова» Мусоргского в Центре оперного пения Галины Вишневской, а мюзикл «Обыкновенное чудо» — в Театральном центре на Дубровке.

На вопрос, почему он стал реже ставить спектакли в драматических театрах, Иван Поповски отвечает:

«Стараюсь чередовать, но в основном я работаю в Театре Фоменко, в Театре Камбуровой и в Центре оперного пения — два музыкальных театра и один драматический. Хотя последняя премьера у меня была в Хорватии, где я поставил „Идиота“ Достоевского (в Молодежном театре Загреба). Так что от драматического театра я тоже не отказываюсь. Ну, а музыка, как ни банально это звучит, — вершина всех искусств, и хочется к ней подтягиваться.

Сущность театра — все приземлять, делать материальным. Из-за этого в музыкальном театре возникает конфликт: театр хочет спустить нас на землю, а музыка сопротивляется, пробует приподнять нас чуть-чуть от земли. И мне хочется хоть немного соответствовать эфемерной, неосязаемой музыке, ее воздуху».

Спектакль «Земля» — пятая по счету работа, сделанная Иваном Поповски для театра выдающейся певицы и актрисы, «русской Эдит Пиаф» Елены Камбуровой. На стене кабинета висит ее фотография с Петром Фоменко. Но режиссер говорит, что попал в Театр Камбуровой не по рекомендации своего учителя:

«Мы познакомились после спектакля „Балаганчик“, который она видела. Тогда появилось обоюдное желание что-то сделать вместе. Но поскольку Камбурова и Фоменко очень тепло друг к другу относились, и оба театра дружат и помогают друг другу, у меня не было ощущения, что я изменил родному дому с Театром Камбуровой».

Музыкальный руководитель театра Олег Синкин много лет уговаривал Ивана Поповски поставить спектакль на музыку Баха:

«Я сделал композицию, для музыканта все это — хиты Баха, а обычный человек узнает только одну мелодию, потому что ее используют в телефонах.

А жанр мы изобрели сами, такого нигде больше нет. Прежние спектакли мы называли то «концерт-фантазия», то «концерт-галлюцинация», то «концерт без слов», а новую постановку просто назвали «сочинение для театра на музыку Баха».

Действие спектакля происходит на сцене, превращенной в большую песочницу. Песок здесь символ быстротекущего времени. Актеры в балахонах телесного цвета играют в песочнице, как дети. Они сыплют песок сквозь пальцы, и он красиво золотится в теплых лучах света. Они роют рвы, возводят крепостные стены, башни и тут же их разрушают.

А вот сцена окрашивается в ржавые тона пустыни, и актеры, они же певцы, делают из песка барханы. Потом под ними обнаруживается прозрачный голубой оазис, а еще через минуту на месте холмов вырастают маленькие домики и церковь с цветными витражами. Песок белеет, превращается в снег, маленькие куколки скользят по льду, а над их головами летают светящиеся ангелы. Таким, наглядным, способом, через зрительные ассоциации, порожденные музыкой Баха, просто и прекрасно рассказана история от Ветхого до Нового Завета.

В спектакле Театра Камбуровой много всяких удивительных превращений, почти как в иллюзионе. В спектакле принимает участие еще несколько людей: они скрываются под сценой, и именно они (невидимые для зрителя) творят всякие чудеса: вздымаются, словно дышат, песчаные барханы; построенные города вмиг уходят под землю; благодаря компьютерным технологиям женские ноги кажутся древесным стволом.

«Земля» — это редкий спектакль, на котором взрослые зрители чувствуют себя детьми, а смотреть его можно всей семьей: от бабушек до пятилетних внуков. Маленькие зрители, конечно, не поймут образных ассоциаций, зато услышат божественную музыку и увидят, как можно своими руками из совсем простых материалов создать целый мир.

По окончании спектакля сидевшая рядом зрительница тихо сказала: «Жаль, что все так быстро закончилось, уходить не хочется». И я вполне разделяю ее чувства. А на вопрос, есть ли какая-то разница в том, чего хотят зрители в России, Македонии, Франции или Америке, Иван Поповски ответил:

«Думаю, что везде зрители хотят одного и того же — эмоций и хороших спектаклей».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий