«Конек» Игоря Склярова

«Конек» Игоря Склярова
Теперь Склярова с друзьями по «Хрустальному трио» принимают на «бис» в любой филармонии, и они объездили с гастролями практически всю страну.

Стеклянная арфа в Большом театре

— Игорь, скажите, чего вдруг баяниста с консерваторским образованием потянуло на такое несерьезное занятие, как игра на… посуде?

Теперь Склярова с друзьями по «Хрустальному трио» принимают на «бис» в любой филармонии, и они объездили с гастролями практически всю страну.

Стеклянная арфа в Большом театре

— Игорь, скажите, чего вдруг баяниста с консерваторским образованием потянуло на такое несерьезное занятие, как игра на… посуде?

«Конек» Игоря Склярова

— Я человек увлекающийся, открытие нового — мой конек. Однажды, в конце 90-х, по случаю, знакомый показал мне инструмент, который выглядел, как набор хрустальных рюмок и бокалов. Оказалось, каждый из предметов звучит по-разному, а высоту звука можно менять, добавляя в бокалы определенный уровень воды. Меня эта тема очень заинтересовала.

И «вдруг» оказалось, что музыку для стеклянных инструментов начали писать еще в ХVII в., в авторах для стеклянной гармоники «отметились» Моцарт, Бетховен, Штраус; в России — Рубинштейн и Глинка…К слову сказать, не так давно была найдена партитура оперы «Руслан и Людмила», где Глинка показал образ Черномора с помощью стеклянной гармоники. И мне с моим другом Тимофеем Винковским, с которым в 2001 г. мы создали ансамбль, довелось воспроизвести это на сцене Большого театра в постановке Александра Ведерникова (впоследствии Винковский переехал в Санкт-Петербург, — прим. ред.). Так что игра на бокалах — не такое уж несерьезное занятие.

— Как-то быстро получается: заинтересовался и вот вам — Большой!

— На самом деле все очень не быстро. Учиться было не у кого, все методом проб и ошибок. Первый свой инструмент я собирал самостоятельно. «Закупился» бокалами в знаменитом городе Гусь-Хрустальный, сам как-то скомпоновал их, чтобы выстроить регистры: консерваторское образование, как-никак. Поначалу по звучанию инструмент меня устраивал, потом понял, что обычные бокалы не дают всей полноты звука.

Поиски привели в Германию, где есть удивительный мастер стеклянных инструментов, он и изготовил по заказу стеклянную арфу, состоящую из 36 бокалов. Хрусталя в них, замечу, немного, но звук они дают совершенно хрустальный. Мои родные, правда, были в шоке от того, что стоит эта арфа, как хорошая иномарка, однако это идеальный инструмент, имеющий широчайшие возможности.

Но освоить инструмент — это одно дело, а довести исполнение до…определенного уровня — это другое. Считаю, мы с ребятами — Владимиром Попрасом и Владимиром Перминовым — играем профессионально. Именно поэтому нам удалось в значительной мере преодолеть скептицизм, с которым нас воспринимали «оркестровые» музыканты: «О, бокальчики, коньячку выпьем!». Мы можем исполнить любую музыку, очень любим классику. У нас есть программы с симфоническим оркестром, с вокалом… В 2008 г.

в концертной программе для хрустальных инструментов с оркестром и хором мы «приложили руки» к первому в России оригинальному исполнению «Адажио и рондо до-мажор для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели» Моцарта.

Недавно вот был концерт в Тюменской филармонии, и одна дама, из серьезных теоретиков музыки, сказала: «Думала, меня уже ничем удивить нельзя, но удивили же!». Признаюсь, лестно такие отзывы от экспертов слышать, ну а публика нас всегда очень тепло принимает.

Рядом с Гребенщиковым и Гилмором

— Поработать с легендарным Борисом Гребенщиковым тоже, наверное, было лестно?

— Скорее, интересно и полезно. Нас с ним свел Евгений Колбышев, Гребенщиков как раз записывал по всему миру особые инструменты с необычным звучанием для альбома «Песни рыбака». Наша арфа и веррофон ему идеально подошли: мы приняли участие в ряде его концертов и в записи диска.

Естественно, видели внутренний процесс репетиций, записи. Все это было полезным опытом: с рок-группой впервые близко соприкоснулись, и Гребенщиков — величина! Позднее я познакомился и не раз работал с Дэвидом Гилмором (лидер «Пинк Флойд», — прим. ред.) в его музыкально-лазерном шоу (это было в Венеции), и это тоже было очень интересно.

— К слову, о Венеции. Говорят, вы выступаете и на Венецианском карнавале?

— С Италией у меня вообще давние и очень теплые отношения. В начале 2000-х я приехал туда как путешественник и случайно познакомился с сотрудниками одного концертного агентства. С тех пор ежегодно приглашают в Венецию выступать. Концертов бывает больше, бывает меньше, но всегда еду туда с огромным удовольствием. В Венеции сумасшедшая энергетика! Здесь жил и работал Вивальди, которого немало в нашем репертуаре; неподалеку — остров Мурано, где производят знаменитое стекло…Говорят, Венеция уходит под воду. Не верьте: это вечный город!

Интервью на итальянском

— Где еще гастролируете?

— С 2005 года ежегодно месяц-полтора бываем в Японии, по частному приглашению работаем в музее Венецианского стекла. Поскольку это итальянский бренд, однажды так вышло, что нам пришлось давать интервью телевизионщикам на итальянском, с суфлером, правда…Немало времени проводим в Европе, в Америку второй раз собираемся. Так что мы с ребятами разговор можем поддержать уже и на английском, и на немецком, и на итальянском, и по-японски кое-что понимаем.

— Извините, с такой жизнью вы себя барнаульцем еще ощущаете?

— (Улыбается). Я ощущаю себя россиянином. Но живу я по-прежнему в Барнауле, как и Владимир Перминов (Владимир Попрас — в Новосибирске, — прим. ред.). И мы не отказываемся, если нас приглашают выступить на каком-либо мероприятии, если находимся в это время дома. К примеру, в нашей филармонии играли сольный концерт перед новым, 2012 годом, выступали на этой сцене с оркестром. Если «Хрустальное трио» ангажируют на торжества по поводу 75-летия края, мы готовы… соответствовать.

Для самой изысканной публики

— Игорь, какие планы на перспективу вы себе ставите?

— Хотелось бы посотрудничать с композиторами, которые напишут музыку под наши музыкальные инструменты. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Также планируем поработать с некоторыми интересными исполнителями, с которыми познакомились в прошлом году на новогоднем вечере на канале «Культура». И приглядываемся к «взятию» Европы: сейчас аудитория у нас там не очень большая, а хотелось бы выступать в больших залах. Уверен, у нас есть что предложить самой изысканной публике.

— А конкурентов на этой дороге много?

— Круг музыкантов, играющих на «стекле», довольно ограничен. Некоторая их часть довольствуется преимущественно выступлениями на корпоративах. По-моему, это не более чем забава, и такая ориентация определенно сказывается и на репертуаре, и на уровне исполнения.

Некоторые работают или пытаются работать более серьезно, есть некоторые достойные солисты и группы. Но нигде, никогда мы не видели и не слышали про такой «стеклянный» коллектив, который бы, как «Хрустальное трио», давал филармонические сольные концерты в двух отделениях.

СПРАВКА

Crystal Trio — уникальный российский ансамбль, исполняющий музыку на инструментах из стекла. «Визитка» — стеклянная арфа Игоря Склярова (36 специально «отстроенных» бокалов, диапазон — три октавы). Владимир Попрас играет на верротоне (инструмент из стеклянных труб длиною около 1 м, три октавы), Владимир Перминов — на стеклянной пан-флейте (полторы октавы басов).

Источник: altai.aif.ru

Добавить комментарий