А был ли Голос?.. / Российские голоса были, есть и будут… Взгляд из зрительского далека, с той стороны экрана.

Начну по-нагиевски, с бородатого анекдота: — Ваша профессия? — Я солист. — Где поёте? — Я не пою. Солю капусту, огурцы и помидоры.

Приступим…

Тренерский состав

Монстр. Гуру. Великий и прекрасный — оставшийся в памяти старшего поколения незабвенными песнями-ариями, выступлениями и концертами, пришедшимися в основном, к сожалению, а может и к счастью, на времена Советского Союза.

Александр Градский.

Начну по-нагиевски, с бородатого анекдота: — Ваша профессия? — Я солист. — Где поёте? — Я не пою. Солю капусту, огурцы и помидоры.

Приступим…

Тренерский состав

Монстр. Гуру. Великий и прекрасный — оставшийся в памяти старшего поколения незабвенными песнями-ариями, выступлениями и концертами, пришедшимися в основном, к сожалению, а может и к счастью, на времена Советского Союза.

Александр Градский.

Народный артист России, преподаватель, профессор ГИТИС, его спектакли идут по всему миру. Приближающийся к скорому почётному шестидесятипятилетию на волне успешного продвижения такого небывалого в советское время понятия как «русский рок». Обладатель невиданной доселе (1974) премии «Звезда года» по версии буржуазного, идеологически чуждого нам журнала «Billboard».

Песен, треков, дисков — не счесть; оперы, балеты, фильмография: от музыки к кинолентам до сыгранных ролей и так же великолепно исполненных вокальных партий. Стоит вспомнить «Свой среди чужих…» и незабвенный «Романс о влюблённых».

Команду из представленных претендентов Градский собрал соответствующую — певцы широкого диапазона, оперно-классической, в том числе джазовой направленности. В жюри Александр Борисович сразу занял, а точнее, был единодушно водружён в кресло своего рода премьер-министра от музыки, безошибочно угадывая возраст, профессию конкурсантов, пророчески предвидя то, что произойдёт с ними в дальнейшем, по-черчиллевски объясняя, почему этого не произошло.

В зал заходят Иван Ургант, Александр Цекало и Сергей Светлаков. За ними мчатся гримёры и костюмеры. Первые на ходу причёсывают и подпудривают, вторые с липкими роликами снимают ворсинки с одежды. «На меня напал человек-липучка», — комментирует Светлаков. Ургант берёт гитару и играет что-то из шансона, демонстрируя удивительные голосовые способности. Зал хохочет, камеры ещё не работают. Наконец все готовы, микрофоны пристёгнуты, вода по стаканам разлита и голос из колонок торжественно объявляет: «Во время съёмок телефоны должны быть выключены, фото— и видеосъёмка запрещена». Пирожные для Сергея Светлакова

Крайне внимательный к репертуару, подаче материала и голосовым данным выступающих, А. Б. позволяет себе, иногда на грани фола, немного по-свойски высказаться как о происходящем на сцене, так и непосредственно об участниках шоу. Что, думается, вполне простимо такому большому мастеру, тем более не забывайте, — Александр Борисович плоть от плоти эстрадный, шоу-певец, поэтому, чувствуя себя абсолютно в своей музыкантской тарелке, даже, возможно, несколько ностальгируя по прошлой славе и зрительскому обожанию, он шуткует и иронизирует всецело в пределах жанра: подпевая, смеясь и грустя вместе с артистами, залом и телезрителями. И знаете, я с огромным наслаждением внимаю каждому его слову — ведь лишних, ненужных слов нет — есть искренность и заинтересованность в общем деле, вплоть до таких трогательных слёз Градского от расставания с одной из участниц проекта Валерией Гринюк (в дуэтной победе Дины Гариповой):

(На 40-й секунде ролика — взгляд Г. на коллег-наставников — в нём всё: понимание собственного «высокого полёта», приглашение оценить и осознание недостижимости, что оправданно. Чувствуется, в девочек вложена любовь и часть души великого артиста и педагога.)

А чего стоят его слова по поводу выступления Артура Васильева и Павла Пушкина «Con te partiro»: «…Я тебе больше скажу (обращаясь к Билану), этого не было вообще никогда не только в твоей жизни, но и в истории музыки я не знаю второго такого случая». Что, видимо, недалеко от правды. (В дуэте выиграл П. Пушкин.)

Леонид Агутин.

Заслуженный артист России. Бесспорно, ярчайшая полоса российской поп-рок жизни с начала 90-х… по сегодняшний день. Представлять его не имеет смысла. Удивительнейшим образом Леониду удалось примирить музыкальные пристрастия людей постарше (50+) и «молодёжи», которая, кстати, давно уже не молодёжь, — 30 — 40-летних, совмещавших в 90-х «блатную» тематику с неоспоримо признанной на танцполах агутинско-варумской «Зимней вишней» и пр.

Несомненной удачей на проекте стал дуэт его подопечных Артёма Качаряна и Алисы Геллис «Georgia on my mind» (победа Артёма). Агутин показал класс преподавателя и наставника, не уступая Градскому в музыкальном видении и умении слепить за относительно короткий срок дуэт как шоу-продукт, также и как всецело профессиональный коллектив с точки зрения джаз-рок сцены.

…Хотя криденсовская песня «Proud Mary» Дарьи Дубовицкой и Полины Зизак, учениц Градского, ввергла меня в приятный онтологический шок забытых 70-х прошлого века, на что Агутин достойно ответил жёстким хард-роковым голосовым дуэтом Влады Чупровой и Эдварда Хачатряна (песня Носкова — Арсенева «Люблю»). Другие проекты Леонида Николаевича не менее колоритные, значимые и крутые (всего выступило пока по 4 пары от каждого наставника): А. Спиридонова vs З. Хабибуллин, А. Барташевич vs А. Поздняков.

Дима Билан.

Первый российский победитель Евровидения (2008). Народный артист Кабардино-Балкарии, заслуженный артист Чечни, заслуженный артист Ингушетии, а также обладатель мыслимых и немыслимых музыкальных, гламурно— глянцевых премий, киноактёр и ещё много-много чего, о чём не в данной статье.

По творческому подходу к конкурсантам находится совсем чуть-чуть, буквально на условную ступеньку пониже Градского и Агутина. Изысканный выбор репертуара (А. Чеважевская vs А. Демишев: «Vivo per lei»), бойцов в ринге (Н. Терехова — М. Позоян), мейнстримовской поп-стилистики.

Как сообщается в джинглах, звучащих между песнями (это пока единственные «разговорные» вставки), радио «Воруй-Убивай» — единственное радио, которое умеет стирать ваше нижнее бельё, разуплотнять гелий и переводить старушек через дорогу. Также РВУ — единственное радио, которое напоминает, что воровать и убивать плохо и, более того, незаконно. И ещё — единственное радио, которое «вдруг из маминой из спальни ололо пыщь-пыщь риальне». Радио «Воруй-убивай»

Выступление Ольги Кляйн и Валерии Ахатовой вне всяких похвал — классная, мощная тренерско-творческая работа Билана видна невооружённым взглядом, если зритель помнит этих участниц в первом отборочном туре. А билановская антреприза с третьим микрофоном под коду номера произвела просто разрыв мозга! Читается замечательная режиссёрская задумка с противопоставлением «шоу-бизнеса» Дмитрия — «классике жанра» в лице Градского. А к примеру, стилистику Агутина я бы сконтрил певицей уровня Долиной, не менее; ну, да это не мой праздник.

Пелагея.

Прекрасная, экспрессивная и эмоциональная участница жюри. Певица. К огромному сожалению, абсолютно мне не знакомая. А рыскать в поисках достоверных сведений по Интернету нет желания, да и тема наша о другом. Достаточно уже того, что она оказалась в столь авторитетной компании жанровых специалистов.

Но начну с грустного.

На проект залетел абсолютно потрясающий грузин, как он себя называет — «Ачи, человек удачи». Чего не надо было делать точно, так это давать Ачи петь песню «Машины» «Мой друг играет блюз», одновременно запоров второго участника пары Оксану Петрову, так и не позволив ей выразиться в полную голосовую силу. Всё что угодно — от Стиви Вандера до Леонида Утёсова, но только не песню «Машины». Нет, песня неплоха сама по себе, просто она совсем не конкурсная: без верхов, низов, без возможности улететь в джазовую вселенную, в нереальные пущи реального грузинского темперамента. Не зря Градский тут же, после номера, невесело вставил: «…Как-то я ничего не понял. Я знаю эту песню и представляю её совершенно другой», что, конечно же, было знаком Пелагее о неудавшемся эксперименте. Да, всё бывает на подобных состязаниях, не беда, подумалось тогда. «Спасибо за такой прекрасный позитивный промежуток времени, который был во время исполнения этой песни», — не совсем уверенно начала наставница своё финальное слово после выступления Ачи и Оксаны.

И вот у Пелагеи очередной выход. «Ты очень круто трясёшь хаером», — взбадривает она Никиту Позднякова перед дуэтной «Moscow calling» группы «Парк Горького». И вновь провал. Вновь не конкурсная песня. «Роковый» Никита отработал на «пять». В свою очередь его пара Джулиана Стрейнджлав, эффектная, перспективная, думающая, явно блюзовая, внешне мягкая, но с внутренней пружиной, угрозой взорваться немыслимой импровизацией, так и осталась в невнятных басовых интонациях нижнего регистра не того номера, не той песни и, по всей видимости, не того наставника. Градский вежливо выразил удивление, Агутин отделался виртуозной шуткой, Билан закричал: «Вы убийца в хорошем смысле!», явно не намереваясь снижать градус представления. Пелагея заключила: «Она не конкурсный человек». Пусть так…

Понятно, уж не так всё плохо в стане Пелагеи — рыбниковская «Я тебя никогда не забуду» (дуэт Р. Втюрин — Д. Гарифуллина) достаточно выигрышна для певческого соревнования, чем не без основания восхитился Градский… Но вновь женская партия начинается с неудобоваримо низких нот, которые берутся разве что без рычания: «Немножечко подшатывало», — скажет потом Билан. Кстати, агутинский «Рей Чарльз» (Геллис vs Качарян) сразу шёл следом, и нельзя было не уловить несоизмеримой разницы в классе подготовки певцов, а значит, и их наставников. Несмотря на всё, пожелаем Пелагее удачи! К тому же основная интрига впереди. Ведь мы никого не ругаем, а лишь высказываем собственное мнение.

В статье затронуты, естественно, не все участники — талантливых певцов наставниками выбрано много — всех их мы ещё увидим на ринге. Не обошлось без ошибок, вокальных, сценических, стилистических, вплоть до карабасовских бровей «угольком» (взгляд с нашей, мужской колокольни), тем интереснее будет продолжение. Лично мне очень почему-то жаль отвергнутого уважаемым жюри солиста питерской рок-группы «Пушкин» Константина Шустарева. Много на ходу исправлял искромётный ведущий Нагиев, придав действу яркую, ярчайшую окраску, добавив праздника. Нельзя не отметить наличия живых эмоций как с той, сценической, так и с нашей зрительской стороны, а также превосходного оркестра и визуального ряда. Что позволяет ответить на вопрос заглавия статьи «А был ли Голос?» исключительно положительно: российские голоса, пусть иногда поющие по-английски, были, есть и будут — и мы с нетерпением ждём выпуска очередной программы.

Закончу, как и начал, по-нагиевски.

Знаменитый американский дирижёр воскликнул после одного из концертов: — Этот оркестр совершил чудо! Произведение, в бессмертии которого я был убеждён, он уничтожил за полтора часа!

Ну и напоследок, как говаривал Сева Новгородцев, — песня «Crazy» Александра Позднякова и Саши Барташевич, агутинских протеже, — ещё один из явно удавшихся моментов проекта «Голос» на «Первом», как и отменное гитарное соло парня.

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий