Арт-центр как альтернатива офисам и магазинам.
СПб. В Европе творческие индустрии получают карт-бланш по регенерации и развитию целых районов. Их единомышленники в Петербурге существуют на птичьих правах.
Почему так происходит — обсуждали участники круглого стола в «ДП».
Там
Арт-центр как альтернатива офисам и магазинам.
СПб. В Европе творческие индустрии получают карт-бланш по регенерации и развитию целых районов. Их единомышленники в Петербурге существуют на птичьих правах.
Почему так происходит — обсуждали участники круглого стола в «ДП».
Там
Небольшие организации культуры — школы танцев, концертные агентства, галереи и другие творческие индустрии — занимаются подчас коммерчески непривлекательным, но крайне важным для общества и города в целом делом, а именно: производят культурные продукты. Они устраивают музыкальные и танцевальные фестивали, проводят художественные акции, театральные постановки, выставки и др. И в отличие от организаций традиционной культуры (музеев, академических театров и т.д.) работают в основном с молодежной аудиторией, являются своего рода творческими лабораториями, создают актуальный культурный бренд города.
«Поэтому в Хельсинки, Берлине, Амстердаме и других европейских мегаполисах деятелям современной культуры на льготных условиях предоставляются помещения для арт-центров, которые становятся средством развития целых районов, так как вслед за публикой в эти районы идут и коммерческие организации, и арт-центры обрастают инфраструктурой», — объясняет генеральный директор ЗАО «Светлая музыка» Илья Бортнюк.
Здесь
У нас ситуация развивается иначе. Творческие индустрии стали заложниками стереотипа, что Петербург был, есть и на века останется европейской культурной столицей.
«Местным творческим индустриям крайне сложно соревноваться за внимание и спонсорские деньги с такими «монстрами», как Эрмитаж и Мариинский театр», — считает исполнительный директор Петербургского фонда культуры и искусства «Институт ПРО АРТЕ» Елена Коловская. Это одна из причин, поэтому неоднократные попытки создать арт-центр хотя бы на одной из 48 промышленных территорий города (в том числе на «Красном треугольнике» и Варшавском вокзале) терпели неудачу.
Другая сторона вопроса — деньги. «Творческие индустрии не могут и никогда не смогут конкурировать как потенциальные арендаторы недвижимости с крупными сетевыми магазинами. Так, например, в Приморском районе, где проживают 200 тыс. человек, множество гипермаркетов и только один театр на 60 мест. А в финском городке Куопио на 95 тыс. жителей четыре театра и проводится крупнейший международный фестиваль танца, — рассказывает владелец «Каннон Данс» (танцевальная школа и танцевальная компания) Вадим Каспаров. — Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, со стороны городских властей необходимо ввести льготные условия по аренде».
Однако девелоперы, участвовавшие в круглом столе, были настроены более оптимистично.
«Конкуренция между торговыми комплексами растет с каждым годом. Уже сейчас для покупателей создаются «магниты» — кинотеатры, океанариум. Уверен, что в скором будущем девелоперы обратят свое внимание на галереи и театры, которые будут формировать дополнительные потоки посетителей, а взамен получат льготные условия по аренде», — резюмировал мнение коллег руководитель департамента инвестиционного консалтинга компании Colliers International Николай Казанский.
Первый российский опыт по созданию арт-центров в промышленных зданиях имеет место быть в Москве. Три примера — три разных истории. Но есть два общих момента — проекты стали возможны при активной поддержке бизнес-сообщества и невмешательстве со стороны городских властей.
Культурный центр «АРТ-Стрелка»
Идея центра: московский художник Владимир Дубосарский.
Открыт: с сентября 2004г.
Где: ангары и территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной.
Площадь: 1 тыс. м2 «под крышей» и 3 тыс. м2 под открытым небом.
Участники: 10 художественных галерей и шоу-румы двух дизайнерских студий каждый месяц единым пулом устраивают вернисажи.
На каких условиях: аренда помещений у «Красного Октября». У каждой галереи договор с фабрикой. Владельцы фабрики — основные инвесторы проекта.
События: более 300 художественных выставок и 50 художественных акций, в которых приняло участие более 200 российских и иностранных художников.
Центр дизайна ARTPLAY
Идея проекта: архитектурное бюро ARTPLAY.
Открыт: с декабря 2003 г.
Где: комплекс зданий бывшей ткацкой фабрики «Красная роза» на ул. Тимура Фрунзе.
Площадь: более 10 тыс. м2.
Участники: архитектурные и дизайнерские бюро, шоу-румы, галереи, три выставочных зала, арт-кафе, всего более 50 компаний.
На каких условиях: аренда.
События: международная выставка дизайна HYPE, архитектурная выставка PLAYGROUND, мастер-классы звезд мирового дизайна Карима Рашида, Паоло Пининфарина и Ора Ито, постановка оперы Майкла Наймана, видеопоказы, концерты.
Центр современного искусства «Винзавод»
Идея центра: частное лицо.
Открыт: с марта 2006 г.
Где: комплекс зданий пивоваренного завода «Московская Бавария».
Площадь: 20 тыс. м2, 40% из них — старые подвалы и винные хранилища, которые используются как выставочные площади.
Участники: студии художников (в том числе Алексея Каллимы, Павела Пепперштейна, Аркадия Насонова, Сергея Шутова, Станислава Шурипы), фотостудия Eleven.
На каких условиях: аренда у управляющей компании ООО «МВК-Эстейт». Она же профинансировала работы по восстановлению инфраструктуры завода и ремонту фасада.
События: художественные акции, fashion-показы, культурологические лекции, фестиваль «Граффити. Винзавод».
есть Мнение
Шон Патрик Макларен, менеджер проекта некоммерческой риэлтерской компании Art-space, США:
«Превращение промышленных пространств в культурные — важные инвестиции в социальный капитал города, в молодое искусство, которое через 10-20 лет будет влиять на конкурентоспособность города как культурного и туристического центра».
Елена Грибанова, редактор аналитического справочника по недвижимости «Петербург: Территория развития»:
«Редевелопмент промышленных территорий — тема для Петербурга не новая. Но если раньше это выглядело как простое перепрофилирование отдельных заводских зданий в бизнес-центры или торгово-развлекательные комплексы, то сейчас девелоперы все чаще инициируют комплексное освоение больших производственно-складских территорий в центре города. Однако сформировавшийся на сегодняшний день привычный круг одних и тех же якорных арендаторов уже не способен привлекать максимальное количество посетителей. Рано или поздно девелоперам придется искать новые способы для того, чтобы обеспечить наиболее быструю окупаемость проектов. Арт-центры именно то, что нужно, чтобы совместить культурное реноме Петербурга с коммерческой составляющей, позволяющей бизнесу успешно развиваться».