Регулярные азиатские гастрольные туры — одна из традиций Российского национального оркестра. Нынешним летом знаменитый коллектив в точности повторяет свой маршрут трехлетней давности, однако в два раза увеличивает число городов и концертов: теперь это 16 концертов для жителей девяти городов.
Регулярные азиатские гастрольные туры — одна из традиций Российского национального оркестра. Нынешним летом знаменитый коллектив в точности повторяет свой маршрут трехлетней давности, однако в два раза увеличивает число городов и концертов: теперь это 16 концертов для жителей девяти городов.
Это, конечно, три столицы — Тайпей, Сеул и Токио — и ряд городов Японии, где, как признаются сами оркестранты, живут их «самые преданные и благодарные поклонники». В афише выступлений исключительно классическая музыка. Русская — Чайковский, Рахманинов — и европейская: Бетховен, Григ, Шопен, Бизе.
Выстраивая подобные программы, основатель и художественный руководитель Российского национального оркестра Михаил Плетнев уверен, что классика была и будет востребована — как сегодня, так и во все времена.
«Музыка, которая была написана в рамках классической традиции — Бах, Моцарт, Чайковский, Шостакович, — эта музыка никуда не денется, -рассказал „Голосу России“ Михаил Плетнев. — Точно так же как всегда будет паломничество к картинам Леонардо да Винчи, всегда все будут хотеть послушать эту музыку, потому что все то, что было создано этими мастерами, действительно величайшие достижения человеческого духа. Классическая музыка останется, по поводу нее у меня никаких сомнений нет».
С момента основания в 1990 году с Российским национальным оркестром выступают и известнейшие музыканты современности, и выдающиеся молодые таланты. Азиатский тур-2012 не стал исключением. В качестве солистки в нем, например, участвует прославленная российская виолончелистка Наталья Гутман.
А «от лица молодежи» выступают талантливые представители азиатского региона, причем те из них, чья творческая судьба тесно переплетена с Россией. Это лауреат XIV Международного конкурса имени Чайковского южнокорейский пианист Сёнг-Чжин Чо, ученица московской музыкальной школы имени Гнесиных японская пианистка Канон Мацуда, Хисако Кавамура, — в прошлом ученица блестящего российского педагога-пианиста Владимира Крайнева, и японский скрипач Дайшин Кашимото, не раз выступавший и в Москве, и с московскими коллективами.
Кстати, по заведенной самим Михаилом Плетневым традиции с Российским национальным оркестром выступают не только приглашенные зарубежные солисты, но и дирижеры. И в их числе такие, например, знаменитости, как американский маэстро японского происхождения Кент Нагано. И Михаил Плетнев — в отличие, что уж греха таить, от большинства дирижеров мира — не ревнует к своему оркестру именитых коллег. Тем более что они дают ему возможность время от времени возвращаться к профессии пианиста, с которой в 1978 году, после победы на Конкурсе имени Чайковского, началась мировая слава Плетнева. К дирижированию маэстро пришел значительно позже.
«Дирижер это не профессия, скорее, привилегия, — заметил Михаил Плетнев. — Для того чтобы быть дирижером, надо чувствовать в себе определенную силу и запас не только творческой энергии, но и множество других качеств. Дирижер, в общем-то, должен быть как минимум на голову выше тех оркестрантов, которыми он руководит, чтобы они ему верили и знали, кто лидер и почему за ним нужно идти».
Во время нынешнего азиатского тура Российского национального оркестра состоится презентация нового, исключительного успешного проекта коллектива. Это вышедшая буквально перед началом гастролей коллекция записей музыки русского классика Александра Глазунова. К сожалению, имя Глазунова сегодня прочно переместилось в список редко исполняемых композиторов. А между тем это одна из крупнейших и авторитетных фигур русской музыкальной культуры рубежа 19 — 20 века.
Композитор-симфонист, автор нескольких балетов, среди которых до сих пор не сходящая со сцен «Раймонда», Александр Глазунов, кроме того, имел славу прекрасного педагога. Профессор Петербургской консерватории, он воспитал такого, например, великого ученика, как композитор Сергей Прокофьев.
Новую «глазуновскую серию» Российского национального оркестра и его лидера Михаила Плетнева профессионалы уже назвали «записью года», а по версии британской газеты The Telegraph, эта коллекция из 8 компакт-дисков — «подарок небес».
Источник: rus.ruvr.ru