Немолодой учитель словесности задает сочинение на тему «Как я провел выходные» 16-летним ученикам-кретинам. То, что они кретины, подтверждается вечером, когда он, морщась, читает жене их бессодержательные сочинения. Пока не добирается до опуса некоего Клода, описывающего свои наблюдения за семьей одноклассника. Словесник втягивается, и Клод теперь регулярно приносит ему свои записки, все настойчивее вторгаясь в жизнь семьи одноклассника, а затем и в дом самого учителя. Это фильм «В доме» Франсуа Озона.
Немолодой учитель словесности задает сочинение на тему «Как я провел выходные» 16-летним ученикам-кретинам. То, что они кретины, подтверждается вечером, когда он, морщась, читает жене их бессодержательные сочинения. Пока не добирается до опуса некоего Клода, описывающего свои наблюдения за семьей одноклассника. Словесник втягивается, и Клод теперь регулярно приносит ему свои записки, все настойчивее вторгаясь в жизнь семьи одноклассника, а затем и в дом самого учителя. Это фильм «В доме» Франсуа Озона.
Немолодо
Озон, французский режиссер-хулиган и провокатор, обладатель острого взгляда и обаятельной улыбки, снял свой новый фильм, основываясь на пьесе испанского драматурга Хуана Майорги. Фильм «В доме» был показан на кинофестивале в Торонто, получил главный приз кинофестиваля в Сан-Себастьяне. В ролях — Кристин Скотт Томас, Эмманюэль Сенье, Иоланда Моро, Фабрис Лукини, а также подрастающий французский талант Эрнст Умоер в роли Клода.
По ходу фильма Озон с легкостью перемещается из жанра в жанр. То кажется, что «В доме» — это триллер с налетом эротики. Клод подглядывает за интересующей его семьей (особо увлекаясь мамой, но однажды получив поцелуй и от сына семейства, своего соученика), а затем, хитро вращая глазами, стучится в дверь словесника, когда того нет дома, зато дома его супруга. Или это черная комедия с культурологическим подтекстом. Жена учителя словесности злословит по поводу Льва Толстого и в сердцах тюкает мужа по голове увесистым томиком «Путешествия на край ночи» Луи Фердинанда Селина. К тому же угадывается грубоватый намек на сюжет «Теоремы» Пазолини, тем более что и фамилия последнего прозвучит. Или это сатира о жизни особо «любимого» Озоном среднего класса.
Но прежде всего это фильм о том, как пишутся книги, музыка (кстати, музыка тут звучит постоянного соавтора Озона — Филиппа Ромби, композитора, пианиста, дирижера), как создается кино, как рождается авторское высказывание. О непростых отношениях автора и его зрителя-читателя-слушателя. Последний, кстати, может быть и профессиональным критиком (на эту тему в фильме есть парочка специальных эпизодов), но при этом остается зрителем. «Лучше пусть пишет слова, чем поджигает машины», — говорит словесник о своем способном, но болезненно беспардонном ученике. «В доме» — фильм о том, что талантливое слово может быть опаснее, чем поджог машин, непристойнее, чем нечто провокационное, но при этом бездарное (типа картины со свастикой из пенисов или резиновой секс-куклы с лицом Гитлера). Что автор как минимум в фигуральном смысле всегда будет почти сиротой, но не стоит обманываться и забывать, что он использует каждого, подглядывая, подслушивая и описывая все вокруг с жестокой честностью, превращая живого человека в персонаж. Кто-то из превращенных бьет за это автора по морде, а кто-то соглашается быть использованным из любви к искусству. Где реальность в фильме Франсуа Озона, а где вымысел Клода, понятно не сразу. Вернее, так: не есть ли талантливое слово тут единственная реальность, которую стоит принимать в расчет.
Источник: rbcdaily.ru