Николай ВоронинБи-би-си, Лондон
В Санкт-петербургском музее «Эрарта» отменили постановку моноспектакля «Лолита». Причиной этого стало полученное руководством музея письмо, подписанное казаками города и резко осуждающее готовящуюся постановку.
«Спектакль, как и публикация романа и реклама подобного мерзкого сочинения под видом искусства, — грех», — утверждалось в письме.
Николай ВоронинБи-би-си, Лондон
В Санкт-петербургском музее «Эрарта» отменили постановку моноспектакля «Лолита». Причиной этого стало полученное руководством музея письмо, подписанное казаками города и резко осуждающее готовящуюся постановку.
«Спектакль, как и публикация романа и реклама подобного мерзкого сочинения под видом искусства, — грех», — утверждалось в письме.
Авторы послания также указывали, что постановка спектакля по знаменитому произведению Владимира Набокова является нарушением недавно принятого в Петербурге закона о запрете пропаганды педофилии среди несовершеннолетних.
Одновременно в интернете были выложены афиши российских театров и концертных залов, где, в соответствии с новым законодательством о защите детей, проставлены возрастные ограничения для посещения мероприятий. В частности, опера «Золотой петушок» в Большом театре разрешена для посещения только зрителям старше 16 лет.
Эта тема обсуждается на форуме bbcrussian.com
Должно ли общество переосмыслить отношение к классическим произведениям в свете новых законов? Нужно ли вводить возрастные ограничения для посетителей спектаклей и концертов, и в каких случаях? Эти вопросы мы обсуждали в понедельник в программе «Вам слово» с литертуроведом, критиком и публицистом Натальей Ивановой.
Мы начали программу с фрагмента 2-й симфонии Сергея Рахманинова. Её, если верить неким петербургским музыкальным критикам, также не рекомендуется слушать до достижения 16-летнего возраста. О чём мне, наверное, стоило заранее предупредить слушателей, попросив их убрать от динамиков детей. Каюсь.
«Беспримесная порнография»
К сожалению, связаться с авторами письма руководству музея «Эрарта», не удалось ни мне, ни моим коллегам. В Петербурге обнаружилось аж несколько казачьих объединений (чему немало удивлялись все участники дискуссии), однако поиски среди них подписантов — Дениса Горчина и его соавторов — успехом не увенчались. Электронные письма также остались без ответа.
Впрочем, в своем отношении к «Лолите» петербургские казаки, прямо скажем, не оригинальны. Путь этого романа Владимира Набокова на книжные полки — а затем и в список классики мировой литературы — был долог и непрост.
Сначала книгу не желало печатать ни одно англоязычное издательство. Выход книги во французской «Олимпии» обернулся скандалом.
Тогдашний редактор газеты Sunday Express Джон Гордон называл историю Гумберта Гумберта «чистой, беспримесной порнографией» и угрожал тюрьмой всякому, кто станет ее распространять в Англии.
С этой точки зрения — может, оно и к лучшему, что спектакль отменили? Стоит ли театрам трогать такой неоднозначный и «взрывоопасный» материал?
С другой стороны, не стоит забывать, что времена тогда были другие, значительно более пуританские. Уже в сентябре 1958 года «Лолита» заняла первое место в списке американских бестселлеров, а уж по сравнению с тем, что сегодня можно чуть не каждый вечер читать в газетах и наблюдать по телевидению, приключения Гумберта куже не выглядят столь шокирующими.
Режиссер и исполнитель единственной роли в спектакле Леонид Мозговой — заслуженный артист России, лауреат многочисленный премий — объяснил, что принял решение об отмене спектакля из соображений безопасности. Чтобы не дразнить гусей, как он сам выразился.
Кроме того, добавил Мозговой, у него и организаторов представления возникли опасения за безопасность как самого артиста, так и зрителей.
«Артист не должен играть с задней мыслью о том, что его могут подойти и ударить провокаторы», — заявил режиссер, и с этим поспорить сложно.
Хотя еще 200 с лишним лет назад Вольфганг Амадей Моцарт написал оперу «Свадьба Фигаро», прекрасно зная, что пьеса Бомарше в Австрии официально запрещена. Не побоялся ни разневанной публики, ни императорской цензуры.
«Руслан и Людмила» — только для взрослых
Кстати, о классической музыке. Зайдите на официальный сайт Большого театра и откройте афишу. Спектакли там теперь, в полном соответствии с новыми законами о защите детей и подростков, сопровождаются маркировкой с указанием рекомендуемого минимального возраста зрителей.
Оказывается, оперу «Золотой петушок» в Большом не рекомендуется смотреть детям младше 16 лет. «Кармен» тоже «16+», «Летучая мышь» — то же самое. «Травиата» и «Руслан и Людмила» — тоже «детям до шестнадцати».
Возникает резонный вопрос, можно ли «детям до шестнадцати» вообще читать Пушкина, если по его произведениям поставлены такие недетские оперы. Так ведь половину школьной программы по литературе можно пустить под нож цензуры.
Боюсь уже упоминать античную литературу и канонические религиозные тексты, где при желании можно найти и издевательства над детьми, и пропаганду насилия, и беспорядочные половые связи.
Возрастные ограничения коснулись даже симфонических музыкальных произведений, которые вообще не предусматривают никаких действий на сцене, если только не считать крамолой движений смычком и бой в барабаны. В частности, в сети активно обсуждается афиша Большого зала Филармонии Санкт-Петербурга, где также были проставлены возрастные рекомендации.
Сотрудники филармонии подтвердили, что на прошлой неделе действительно были отпечатаны афиши с маркировкой. В частности, концерт из сочинений Рахманинова был помечен знаком «16+». Впрочем после бурной дискуссии внутри коллектива и категорического протеста директора филармонии эти ограничения было решено отменить, и теперь все симфонические концерты будут иметь маркировку на билетах «6+».
Свободу художнику?
Споры о том, можно ли и нужно ли ограничивать художника в реализации его идей, ведутся ровно столько же, сколько существует само искусство.
Каким бы безобидным ни было художественное произведение, непременно найдутся непримиримые ревнители морали и нравственности, которые сочтут его вредным и неприемлемым — если не для взрослых, то уж точно для неокрепшей детской психики.
Справедливости ради нужно заметить: происходит это далеко не только в России. В Соединённых Штатах в школах запрещают «Тома Сойера», автор которого, по мнению некоторых правозащитников, не слишком политкорректно отзывался о темнокожих рабах. В Швеции в судебном порядке требуют внести правки в тексты Астрид Линдгрен, где, например, отец Пеппи Длинныйчулок — негритянский король, а чёрные дети падают на колени перед Пеппи и её друзьями.
Впрочем, на Западе пока не додумались вводить возрастные ограничения на сказочные постановки. По крайней мере, я о таких случаях не слышал.
Интересно только, как в России предполагается следить за соблюдением этих ограничений? Билетерши на входе будут отлавливать и не пускать детей, проверяя у них свидетельство о рождении?
Вот уж воистину, дивный новый мир.
Источник: bbc.co.uk