Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Министерство финансов ни за что не желает сокращать налоги. Более того, оно предлагает увеличивать их и на предпринимателей, и на наемную рабочую силу. Очевидно, что в правоте подобной позиции глава Минфина Алексей Кудрин пытался убедить в прошедшую субботу 23 августа президента Дмитрия Медведева. Проблема состоит в том, что существенное снижение налогового бремени было одним из ключевых пунктов предвыборной кампании Медведева.
Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.
Министерство финансов ни за что не желает сокращать налоги. Более того, оно предлагает увеличивать их и на предпринимателей, и на наемную рабочую силу. Очевидно, что в правоте подобной позиции глава Минфина Алексей Кудрин пытался убедить в прошедшую субботу 23 августа президента Дмитрия Медведева. Проблема состоит в том, что существенное снижение налогового бремени было одним из ключевых пунктов предвыборной кампании Медведева.
Подробности беседы Кудрина с Медведевым в сочинской резиденции президента Бочаров Ручей для широкой публики остались неизвестны. Однако налоговые предложения Минфина не являются тайной благодаря подготовленной этим ведомством долгосрочной бюджетной стратегии до 2023 года.
Она уже обсуждалась в ходе одобрения правительством (21 августа) бюджета на 2009-2011 годы, а также на прошедшем на следующий день совещании в подмосковном Ново-Огарево у премьера Владимира Путина по поводу концепции социально-экономического развития России до 2020 года.
Минфин по-прежнему категорически против снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18% — до 12% с 2010 года, как предлагает Минэкономразвития. Как утверждает Кудрин, это приведет к сокращению доходов бюджета на 800 млрд рублей (1,8% ВВП), а это, по его выражению «не иголка в стоге сена». Глава Минфина мыслит как казначей. По его мнению, в этом случае придется урезать госрасходы, в том числе на приоритетные направления: оборону, строительство дорог, образование.
В Минэкономразвития же исходят из того, что без снижения НДС, тяжелым бременем лежащем на бизнесе, перейти на инновационный путь развития не удастся. Кроме того, в этом ведомстве исходят из того, что через несколько лет эта мера приведет к увеличению собираемости этого налога с нынешних 60% (сейчас многие предприниматели уходят от высокого НДС при помощи «серых» схем), и в конечном итоге поступления по нему вырастут.
Но глава Минфина с этим не согласен. По его логике, налоги нельзя не только снижать, но следует и повышать. Так, для решения проблем пенсионной системы (которые действительно имеют место) Кудрин предлагает обложить дополнительным 3-процентным налогом доходы так называемых «молодых», т.е. тех, кто по году рождения (начиная с 1967-го), попал под схему накопительных пенсий.
Но и это еще не все. Для решения тех же пенсионных проблем Кудрин предлагает намного более радикальную меру – повысить Единый социальный налог (ЕСН). В теории для работников наемного труда в этом ничего плохого нет. ЕСН платят не они, а работодатели – с фонда заработной платы. Доходы от ЕСН делятся между Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования и Фондом соцстраха. Поэтому, на бумаге получается, что наши пенсии благодаря этому предложению станут выше.
Но эксперты уверены, что на практике предлагаемые меры по увеличению ЕСН неизбежно приведут к уводу работодателями зарплат в тень. Так, кстати, и было до 2005 года, когда ставка ЕСН составляла целых 35,6% — белых зарплат в России тогда практически не существовало.
Сейчас же, в соответствии с действующей регрессивной шкалой уплаты ЕСН, работодатели уже привыкли платить 10% с зарплат свыше 23,3 тысяч рублей в месяц и всего лишь 2% с зарплат свыше 50 тысяч в месяц. В соответствии же с новациями Кудрина, налог по максимальной ставке – 26% — придется платить с каждого работника, который получает зарплату до 92 тысяч в месяц.
«Минфин фактически подставляет под удар средний класс, — заявил РИА Новости партнер аудиторско-консалтинговой фирмы “Грант Торнтон” Александр Сидоренко. Компании вспомнят всевозможные зарплатные схемы, в результате чего люди лишатся пенсии, возможности ездить в страны со строгим визовым режимом, возможности получать ипотечные кредиты. И правительству еще лет 15-20 придется заниматься “обелением”, потому что доверие будет подорвано напрочь».
Тем не менее, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина осторожно дала понять, что можно пойти на повышение ЕСН при снижении НДС. Однако Кудрина подобные компромиссы не устраивают. Одновременно снижать одни налоги и повышать другие, по его мнению, является ненормальной ситуацией.
В силу этих разногласий, по сути, единственным решением совещания в Ново-Огарево у Путина стало поручение Минфину и Минэкономразвитию договориться друг с другом по налогам к 22 сентября – предельному сроку по работе на концепцией-2020. Без четко прописанной налоговой части она не будет иметь никакого смысла.
Однако конфликт идей между Кудриным и Набиуллиной достиг уже такой степени, что в сентябре по этому вопросу, видимо, придется принимать политическое решение: либо в Белом доме, либо в Кремле.
Напомним только, что в начале года, когда на кону стояло избрание Медведева президентом, и сам будущий глава государства, и Путин обещали бизнесу снижение налогов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: ria.ru