С чего начинается твоя Родина? («Русская Германия», Германия)

С чего начинается твоя Родина? (
Родина — это Родина

В галерее «Веддинг» при кураторской помощи галереи «Сандманн» открылась выставка шести русских художников под названием «Heimat heißt Родина» («Heimat значит Родина»), сообщает газета «Русская Германия».

Родина — это Родина

В галерее «Веддинг» при кураторской помощи галереи «Сандманн» открылась выставка шести русских художников под названием «Heimat heißt Родина» («Heimat значит Родина»), сообщает газета «Русская Германия».

С чего начинается твоя Родина? (

Эдуард Гороховский (1929 — 2004), Сергей Волохов (1937), Виталий Комар (1943), Дмитрий Цветков (1961), Елена Ковылина (1971) и Александра Конева (1972) — в выставке участвуют представители трех поколений, отмечает издание и цитирует Марину Зандман, владелицу единственной в Германии галереи, серьезно занимающейся русским искусством последних 60 лет. «В этом проекте мы собрали художников, которые рассказали бы о своем понимании родины», — говорит Марина.

Классик московского концептуализма Эдуард Гороховский последние 13 лет своей жизни жил и творил в Германии и России, рассказывает газета. На счету художника более 250 выставок в различных странах. В Galerie Wedding выставлена его работа, созданная в духе фотоавангарда. В центре картины — множество крошечных человечков, со всех сторон окруженных такими же маленькими марширующими солдатиками. Название — «Народ и партия едины».

Сергей Волохов, яркий представитель нонконформизма 1960-х — 1980-х годов, уже более 20 лет живет в Бельгии. Работает в самых разных техниках и жанрах. На выставке можно увидеть его графику — серию работ под названием «Фантастические грезы», сообщает издание.

В мечтах автора к нему домой приходит Ленин, и «босяк»-художник ведет с ним разговор о настоящем и будущем России. В последней работе мы видим вождя, лежащего в Мавзолее. Присутствующий на картине художник весьма удивлен такому повороту событий — ведь для него Ленин «живее всех живых»…

Виталию Комару, участнику «бульдозерной выставки» 1974 года, создателю направления «соц-арт», одному из самых известных русских художников на Западе (живет в США), не повезло. В помещениях галереи нашлось место только для одного коллажа из его триптиха «Три дня уикенда». Увы, оскопленное произведение не понято зрителями и особой симпатией у них не пользуется, с сожалением констатирует газета.

Московский художник Дмитрий Цветков стал известен еще в начале 1990-х, когда начал использовать в своих произведениях вышивку, вязание и текстильные коллажи. При помощи этих «девчачьих» технологий он создает военную атрибутику — пистолеты-автоматы, гранаты, кинжалы, парадные шинели с орденами и медалями, что придает его работам оттенок иронии и абсурда, отмечает издание. Некоторые из таких объектов выставлены в галерее. Но подлинные хиты: панно-покрывало — большая красная шелковая карта России, а также расшитая бисером и набитая чем-то мягким карта Турции.

Повышенного внимания публики удостоилась работа московской художницы Елены Ковылиной. Видеозапись 6-7-минутного перформанса под названием «Равенство» демонстрируется непрерывно. Художница, обучавшаяся искусству перформанса в Цюрихе и Берлине, анализирует понятия «равенства» и «двойных стандартов».

Вот как описывает это газета. Одиннадцать человек — люди разного возраста и социального статуса — забрались на табуретки. Их головы образуют прямую линию. Перед глазами — красные стены Кремля. Звучит «Интернационал»: «Мы наш, мы новый мир построим, / Кто был ничем, тот станет всем…»

Камера снимает участников акции, падающий снег и черные правительственные лимузины, пролетающие мимо. Персоны в лимузинах, кажется, совсем не обращают внимания на застывших людей и… на табуретки, которым подпилили ножки так, чтобы все 11 человек сравнялись ростом…

В работах бывшей петербурженки, а сегодня берлинской художницы Александры Коневой почти всегда прослеживается мягкая ирония, юмор, насмешка. На выставке она представила серию из цветных фотографий под названием «Совки», а также объекты из серии «Совки-2», пишет издание.

С одной стороны, «совок» — это узнаваемый типаж из бывшего СССР, у художницы же это колоритный персонаж, приодетый под аппаратчика (зэка, инженера, солдата, таксиста, продавщицу, школьницу), у которого вместо головы торчит металлический совок. «Совки-2» — коллажи из тех же персонажей со стихотворным сопровождением в стиле «Окон РОСТА», рассказывает газета «Русская Германия».

Русская идиллия в Хьюстоне

Фотофест-2012 — пожалуй, важнейшее из событий культурной жизни Хьюстона. А для русской общины оно интересно вдвойне, поскольку крупнейший из фотофорумов Америки в этом году посвящен российской фотографии — ее прошлому и настоящему, ее эволюции, начиная с хрущевской «оттепели» до настоящего времени, пишет газета «Наш Техас».

Издание поставило своей целью охватить как можно большее количество галерей, где выставляются работы современных российских фотографов. Но уже первого взгляда было достаточно, чтобы заметить, что острых социальных тем в выбранных на Фотофест снимках нет и в помине.

Нет там ни войны в Афганистане, ни Чеченской и Грузинской войн, ни выборов, ни демонстраций протестов. Послеперестроечная Россия — это тихая идиллия для расцвета артфотографии. Именно артфото широко представлены на фестивале во всем многообразии, отмечает газета.

Один из самых самобытных фотографов России Алексей Титаренко представил на Фотофесте фрагменты серий «Петербург» и «Город теней», сообщает издание. «Город теней» — серия фотографий Петербурга 1992-1994 годов — поток силуэтов, движущихся в бурном ритме фантасмагорического города. Петербург Титаренко напоминает туманный и таинственный город из произведений Гоголя и Достоевского.

Титаренко — один из тех фотографов-романтиков, которые до сих пор бродят по улицам с камерой и предпочитают пленку цифре, монохром — цвету, а печать в собственной лаборатории — многочисленным мастерским.

«Прогуливаясь по городу, я как бы впитываю его в себя. Меня волнует присутствие скрытой печали в облике города. Призраками дорогого прошлого, тенями умерших явились для меня городские образы, умоляющие, взывающие, требующие их запечатлеть», — цитирует фотографа газета.

Прибегая к использованию длительной выдержки и особой работе над отпечатком в нетрадиционной технике «мокрой печати», фотограф приглашает зрителя войти в «измерение приостановленного времени», в котором призрачные тени колеблются и рассеиваются в пространстве, пишет издание.

На снимках Михаила Дашевского — сломанные старые вещи, запущенные кладбища, неприкаянные старики и дети, полные поэзии и печали. Художник называет направление, в котором работает, «документальный импрессионизм».

«Это документальная съемка, но это и впечатление — „impression“. Нo ты должен быть подготовлен к этому впечатлению», — говорит Михаил Дашевский, по сути документалист, но свои фотографии позиционирующий как художественные. Автор определяет свои фотографии как снимки не событий, а внутреннего состояния людей или окружающего их мира, отмечает газета.

«Самое главное для фотографа, — считает Дашевский, — чтобы было сочувствие к такому же, как и ты. Но, с другой стороны, я не могу снимать чернуху. В какой-то момент пошла мода на подобные фото: серии в сумасшедшем доме, в женской колонии, в мужской колонии, в детской колонии, фотографии безногих, безруких, таких, сяких. Они существуют? Существуют! Они должны иметь право на сочувствие общества? Должны. Но я так не могу».

Фотограф признался, что от Хьюстона для себя лично он ждал удовольствий: «В моем возрасте не ожидаю какого-то продвижения, но с другой стороны, я рад увидеть хороших молодых фотографов».

В Русском культурном центре состоялся мастер-класс выставляющегося здесь фотографа Дмитрия Вышемирского. Он рассказал о своем отношении к Калининграду и поделился своими взглядами на фотографию и секретами создания цикла «Post-…».

Когда Дмитрий решил снимать «Post-…», рассказывает издание, он много изучал Брейгеля и фламандцев той эпохи. Вообще Вышемирский считает, что чем больше в фотографии живописи, тем это лучше для фотографии. «Теперь фотография уже более состоялась, стала самодостаточной, наработала свой язык, и, думаю, можно попробовать максимально объединить фотографию с живописью и прийти к цветным фотографиям, которые не могут быть черно-белыми. Фотография — дитя света и тьмы, а фотограф — это ведь светописец», — считает Вышемирский.

Очень не похожи на другие работы Алексея Васильева, рассказывает газета. Красивые пейзажи зачастую слишком красивы. Запорошенные снегом ели так и просятся на рождественскую открытку. «Такие пейзажи теперь никто не делает, — говорит о работах своего друга Михаил Дашевский, — никто не тратит по 6 часов на создание таких фотографий».

Васильев снимал в разных жанрах, но после многих лет пришел к выводу, что пейзажи — это его тема. На вопрос, почему он снимает пейзажи, фотограф ответил: «Будучи по профессии геодезистом и много путешествуя по просторам СССР, я начал снимать из жадности, стараясь увезти с собой всю увиденную мною красоту».

Фотофест многолик, отмечает издание: это и цыганские зарисовки Ляли Кузнецовой, тихие, ностальгические снимки Риты Островской из цикла «Евреи на Украине», кнопки Андрея Чежина, провокативные фотомаскарады Владислава Мамышева-Монро, «Пикники на обочине» Александра Якута, фантасмагорический проект «Лесной царь» группы фотографов AES+F, снятый в Царском селе.

Это лишь малая часть того, что можно увидеть, посетив выставки Фотобиеннале, сообщает газета «Наш Техас» и обещает продолжить знакомство с Фотофестом и его участниками в следующих номерах.

Концерт «ДДТ»: как и зачем он прошел

22 марта в HMV Apollo прошел концерт группы «ДДТ», который не зря анонсировался как рекордно дорогой и самый масштабный проект русского рока за рубежом: вместе с Юрием Шевчуком из России приехали еще 27 человек. Организаторы не обманули публику: звук и свет были потрясающие, сообщает газета «Англия».

Да и в России «Иначе» — это один из самых крупных концертных проектов, отмечает издание и приводит слова Шевчука, сказавшего о нем так: «Мы идеалисты. У нас в стране площадок, где можно такую программу сыграть, — 30 штук. Но хочется показать, что у нас еще есть что-то, что можно послушать, о чем можно подумать. Что есть рок-музыка. Ведь ни один из моих коллег не делает ничего подобного. Все играют по клубам. Просто париться никому неохота».

Лондонский концерт, по мнению «Англии», был еще более смелым предприятием. К тому же планы организаторов расстроили Земфира и «Гражданин Поэт». Приедь «ДДТ» на два месяца позже — и они собрали бы у себя всю русскую тусовку плюс благодарные ширнармассы, но три больших концерта за две недели — это было слишком, считает издание.

Зал тем не менее удалось собрать, констатирует газета, и в тот вечер кворум, как говорил Зощенко, подобрался такой, что только держись: это были уже далеко не те восторженные мальчики и девочки из «креативного класса», которые приходили 15 марта на Земфиру. Такого разнообразного народу не было даже на «Масленице» — от пришедших отдохнуть бизнесменов в кожаных пиджаках и работников посольств до работяг из Литвы и Латвии, специально приехавших в Лондон поездами и автобусами из Нортхэмтона и Лютона, рассказывает «Англия».

Народ попроще собрался в партере, где билеты были дешевле, а веселья было больше, и отпраздновал пир духа как умел: плясками вчетвером в обнимку, обливанием пивом, сдиранием футболок и категорическими требованиями, чтобы Шевчук исполнил «Осень». После концерта окрестные лавочки и бордюры «на районе» были сплошь заняты стайками куривших и матерившихся ребят, рассказывает издание.

Креативные мальчики и девочки тоже курили и выпивали, но только в ресторанах. И возмущенно спрашивали: «Откуда в Лондоне столько гопников?» В один момент это даже рассмешило автора публикации: очень уж некоторые знакомые напомнили щедринского помещика, которому не нравился запах мужика. Пришлось ему рассказывать им, что такое Евросоюз, а заодно объяснять, что не всем в прибалтийской провинции удается получить хорошее воспитание, и что люди не виноваты в том, что советское и постсоветское среднее образование дало им так мало. И что настоящее разумное, доброе, вечное у миллионов подростков на всем пространстве бывшего СССР начиналось и заканчивалось Шевчуком.

«И радоваться надо, что к нам приезжают русские музыканты, которые способны вытащить такую разную публику на божий свет», — пишет издание.

О программе ДДТ «Иначе» в одной статье не расскажешь: это надо было не только слышать, но и видеть, отмечает газета. На свои идеалистические цели Шевчук не пожалел никаких художественных средств: песни сопровождались тематическим видео и самыми неожиданными световыми эффектами.

В альбоме «Иначе» двадцать восемь композиций — от рэпа до водевилистых куплетов, от стихов до танцев. («А вы знали, что Шевчук — лихой танцор?» — добавляет автор статьи.) На концерте, естественно, исполнялись лишь наиболее звучные хиты.

Вечер открылся песней «Родившимся этой ночью», под оптимистические ритмы которой на экране мелькали знаки советской эпохи, сменявшиеся постсоветскими символами: торжественность момента ощущалась всей кожей, хотя Шевчук в этой песне меньше всего что-либо утверждал, а скорее задавался вопросом, кто будут те люди, которые придут после него, и что будет с ним самим и со всеми теми, кого не сегодня-завтра спишут в кладовку, рассказывает издание.

В целом же альбом «Иначе», несмотря на все его особенности, продолжил шевчуковский стиль: внешне как будто просто «что же будет с Родиной и с нами», а внутри все гораздо глубже: песни у «ДДТ» не просто «за жизнь», а о поиске себя, поиске человека, поиске Бога. Они нащупывают лучшее в человеке и поднимают это на поверхность, и известная шевчуковская брутальность очень помогает: ему верят простые люди.

Так что Шевчук приехал в Лондон не только для того, чтобы выудить литовского работягу из Нортхэмптона, утверждает издание, но и чтобы активировать в нем его лучшие качества.

«И пусть поет он на русском языке и про Россию — мы-то в Лондоне не забыли, что настоящая Россия гораздо шире, чем сегодняшняя Российская Федерация», — отмечает автор статьи.

Отработав «Иначе», музыканты, как и было обещано, вернулись и сыграли несколько старых хитов. В отличие от Земфиры, Юрий Юлианович непредсказуемую барышню из себя не состроил и спел все, что хотели люди, в том числе и «Осень».

Закончился концерт знаменитой песней «Это все»: Шевчук с чего начал, тем и закончил, неожиданно продемонстрировав, что знаменитый Юра-Музыкант как-то незаметно и красиво состарился, стал в чем-то похож на Стива Джобса, и все чаще задумывается о будущих поколениях, пишет газета «Англия».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий