В Новый год с «Иронией»

В Новый год с «Иронией»
Новый год — один из самых главных праздников в году. И, как и положено настоящему празднику, он подразумевает множество традиций. Какие-то приходят и уходят. Например, пару лет назад Новый год нельзя было представить без постоянного хлопанья петард на улице, которое заканчивалось хорошо если к четырем утра. А в этом году продавцы отмечают, что люди стали покупать меньше пиротехники. Значит, традиция оказалась нестойкой.

Новый год — один из самых главных праздников в году. И, как и положено настоящему празднику, он подразумевает множество традиций. Какие-то приходят и уходят. Например, пару лет назад Новый год нельзя было представить без постоянного хлопанья петард на улице, которое заканчивалось хорошо если к четырем утра. А в этом году продавцы отмечают, что люди стали покупать меньше пиротехники. Значит, традиция оказалась нестойкой.

В Новый год с «Иронией»

Некоторые перемены коснулись и такого непременного праздничного атрибута, как елка. Раньше многие россияне перед праздником непременно покупали и ставили в доме живую ель. А сейчас все больше народу предпочитает искусственные. Они, конечно, не пахнут хвоей. Но зато практичнее — каждый год не надо бежать на елочный базар. К тому же искусственная елка не сбрасывает иголок, которые потом забиваются в ковры или в щели половиц. Да и вообще это экологичнее.

Кстати, «зеленые» считают, что переход многих россиян на искусственные елки — это заслуга защитников природы, которые стараются напомнить людям о том, что нужно беречь окружающую среду. В этом году — с помощью плакатов, гласящих: «В лесу родилась елочка, так пусть там и растет». Видимо, действует.

Но есть традиции, которые не меняются из года в год. Это салат оливье, мандарины, шампанское и… «Ирония судьбы» по телевизору. Фильм, который вышел в 1975 году, то есть 36 лет назад, всегда показывают по какому-нибудь из каналов, а иногда — и по нескольким (хорошо, что не сразу). И люди смотрят раз за разом, хотя сюжет о том, как врач Женя Лукашин напился с друзьями в бане и улетел от своей московской невесты в Ленинград, а там нашел новую любовь, изучен до запятой, и все реплики известны наизусть.

В России и в ряде других стран на постсоветском пространстве «Ирония судьбы» — безусловный новогодний кинорекордсмен. Вообще-то, сначала это был весьма успешный театральный спектакль «С легким паром!», поставленный по пьесе режиссера Эльдара Рязанова и драматурга Эмиля Брагинского. А потом театральный сценарий переделали в сценарий для фильма, который имел, да и имеет, просто ошеломляющий успех.

Впервые ленту показали по телевидению 1 января 1976 года и уже в начале февраля повторили еще раз по многочисленным просьбам зрителей. Те, кто не успел на телепоказ, ходили в кино (хотя число кинокопий сделали небольшим — возможно, не рассчитали). После выхода фильма особой популярностью стали пользоваться лисьи меховые шапки, как у главной героини, и электрические бритвы (такая бритва в ходе фильма успела побывать в руках и у главного героя, и у его соперника). Кроме того, некоторые мужские компании переняли традицию каждый год 31 декабря ходить в баню.

В чем секрет популярности фильма, гадают до сих пор. Но, наверное, есть несколько причин. Во-первых, актерский состав: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Лия Ахеджакова, а также Александр Ширвиндт, Георгий Бурков, Александр Белявский и другие прекрасные артисты.

Сейчас трудно себе представить, но актерский состав мог быть совсем другим. Например, на роль Жени Лукашина пробовался Андрей Миронов, но не прошел. По сценарию, артист должен был говорить о том, что, мол, никогда не пользовался успехом у женщин, но глядя на Миронова, в это было невозможно поверить.

А на роль Нади пробовались Алиса Фрейндлих и Валентина Талызина, но ни та, ни другая не прошли пробы. Талызина впоследствии сыграла подругу Нади и к тому же озвучила персонажа, сыгранного польской актрисой Барбарой Брыльской. А песни за нее пела Алла Пугачева.

Кстати, о песнях и о музыкальном сопровождении вообще. Это тоже один из секретов популярности этого кино. Музыку для фильма писал Микаэл Таривердиев, а песни кроме Пугачевой исполнял еще и Сергей Никитин. Известный бард, кстати, фильм очень любит и говорит, что научился абстрагироваться. Конечно, он знает, что голос звучит его, но воспринимает все так, как будто на самом деле поет герой Жени Лукашина.

Еще один козырь — стихи, часть из которых как раз и стала текстами песен, а часть — просто читалась. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Евгений Евтушенко — все это помогало ленте стать не просто комедией положений, не просто водевилем про странного сорокалетнего холостяка, проснувшегося в чужой квартире. Стихи дали картине лирическую глубину.

Режиссер фильма Эльдар Рязанов говорил, что хотел наполнить фильм поэзией — и сделал это, причем в прямом смысле. Кстати, сам Рязанов особенно гордился тем, что в фильме прозвучали стихи поэта Александра Кочеткова «С любимыми не расставайтесь». До выхода картины они были напечатаны лишь один раз, и их знали единицы. Теперь же стихи, придавшие фильму дополнительную щемящую ноту, знают все, кто посмотрел кино.

Эльдару Рязанову очень хотелось сделать эту картину сказкой для взрослых, обещанием случайного чуда, которое возможно в жизни каждого из нас. И оттого картина так подкупает. Однако сказать, что фильм любят 100 процентов россиян, нельзя. Некоторые жалуются, что он надоел, мол, сколько можно смотреть одно и то же. Другие недовольны сюжетом и персонажами, особенно главным героем.

В Сети периодически появляются довольно ядовитые разборы всем знакомых образов. Холостяк, которому уже около сорока, мягкий, нерешительный, нелепый, живущий с мамой и по маминому же настоянию подыскавший себе невесту, нервничающий по поводу предстоящей свадьбы и потом эту невесту бросивший, как только подвернулся случай. Есть поводы назвать Женю Лукашина как минимум инфантильным человеком, который не умеет строить отношения.

Критический настрой, кстати, часто демонстрируют не представители старшего поколения (хотя, казалось бы, именно они, умудренные опытом, должны демонстрировать скепсис), а относительно молодые люди. Возможно, потому, что старшее поколение смотрело этот фильм впервые, будучи молодыми, но советская молодежь сильно отличалась от современной российской.

Хотя бы потому, что если взрослый человек живет с мамой, это как минимум странно. Сейчас выросшие дети, как правило, стараются съезжать от родителей, даже если на съем собственного жилья уходят почти все деньги. Для нынешних молодых, которые рано начинают работать, борются за карьеру и вообще выглядят довольно самостоятельными, Женя Лукашин никак не герой. Мягкость и лиризм сегодня не в чести.

Достается и главной героине. Мол, такая же незрелая, тоже живет с мамой и вдобавок сбегает из стабильных отношений с приличным и во всех смыслах надежным человеком ради пьяного незнакомца, который каким-то образом оказался у нее в кровати. Поэтому критически настроенный зритель, пересматривая «Иронию судьбы», не верит в счастливый конец, даже несмотря на то, что Надя и Женя планируют жить долго и счастливо: мол, все равно разведутся, потому что двум закомплексованным инфантилам трудно жить в браке друг с другом.

Между тем, когда снимали «Иронию судьбы. Продолжение», именно такое развитие сюжета и выбрали создатели (режиссером фильма, снятого несколько лет назад, был Тимур Бекмамбетов). Но, во-первых, продолжение нравится отнюдь не всем. Во-вторых, каждый вправе додумывать себе свою версию событий. Прагматики (среди которых довольно много представителей нового поколения) убеждены, что ничем хорошим у Жени с Надей кончиться не могло. Романтики (а это в данном случае, как ни странно, люди старшего возраста) считают, что могло, да еще как.

Таким образом, картина, снятая так давно и так хорошо изученная зрителем, обретает новый контекст и становится интересной не только сюжетом, артистами и музыкой, но и тем, как на нее реагируют люди. Получается, что она, как лакмусовая бумажка, показывает, чего в человеке больше: веры в чудо или холодной прозорливости.

Но, говорят, что самое лучшее, что есть в праздновании Нового года — это то, что даже самые закоренелые циники в глубине души, тайком, начинают ожидать какого-то чуда, даже если и брюзжат на киногероев, с которыми это чудо произошло. А может, они потому и брюзжат, что не хотят признаваться себе в своих надеждах — кстати, забавно, что главную героиню как раз зовут Надя.

Бог с ними, с ворчащими циниками. Все равно подавляющее большинство — за «Иронию судьбы». Попробуй убери ее из эфира — это же будет скандал. Люди не готовы расставаться с нею, даже если фильм смотрят вполглаза, пока накрывают праздничный стол. Потому что традиция — один из непременных атрибутов Нового года. В конце концов, должны же быть у взрослых свои сказки!

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий