Лучше фаллоса искусства не нашлось

Приз в 400 тыс. рублей за нецензурную брань и скабрезный рисунок в адрес ФСБ — так оценили эпатажную «акцию» арт-группы «Война» члены жюри премии «Инновация». «х*й в плену у ФСБ» или — «Член в плену у КГБ», как более политкорректно назвали акцию в шорт-листе премии, по мнению чиновников из Министерства Культуры, оказался «Лучшим произведением визуального искусства». При том что правоохранительные органы оценивают это и другие «художественные произведения» группы в несколько лет лишения свободы.

Приз в 400 тыс. рублей за нецензурную брань и скабрезный рисунок в адрес ФСБ — так оценили эпатажную «акцию» арт-группы «Война» члены жюри премии «Инновация». «х*й в плену у ФСБ» или — «Член в плену у КГБ», как более политкорректно назвали акцию в шорт-листе премии, по мнению чиновников из Министерства Культуры, оказался «Лучшим произведением визуального искусства». При том что правоохранительные органы оценивают это и другие «художественные произведения» группы в несколько лет лишения свободы.

В июне прошлого года петербуржцы спорили о то ли «художественной», то ли политической акции «Х*й в плену у ФСБ», организованной членами группы «Война». Глядя на многометровый рисунок мужского полового органа на Литейном мосту, каждый видел то, что хотел. Одни — «протест против системы», другие — «художественную инсталляцию», третьи — многометровый рисунок мужского полового органа. В любом случае, равнодушным — из-за провокационности и размеров — он не оставил никого.

Собственно, именно это — желание провоцировать и размах — и превращает в глазах неискушенного обывателя вандалов, рисующих скабрезные изображения, переворачивающих на улицах машины, обливающих людей мочей и хулиганящих в общественных местах, в художников. Это же вызывает рефлексию и у «оппозиционной общественности», радостно аплодирующей любому, даже мнимому, выступлению против действующей власти, вне зависимости от его моральной составляющей. Яркий тому пример — уголовное дело против питерского художника Ильи Трушевского, обвиненного в изнасиловании 18-летней студентки МГУ. После возбуждения уголовного дела Трушевский тоже стал лауреатам премии — в рамках «Соратника-2010» ему вручили приз в номинации «Моральная поддержка». Пикантности ситуации придает то, что сам Трушевский вину признал, и в чем его «морально поддерживали» «соратники», до сих пор загадка.

Тем удивительнее, что теперь к этим «оппозиционным» выступлениям присоединилась и… сама власть, отметившая «художественную» акцию против собственной спецслужбы государственной премией.

«В России главные оппозиционеры и нонконформисты всегда те, кто сидит в Кремле, — поясняет известный российский писатель Илья Стогов. — Петр Первый был самым главным противником существующей власти в стране. И сейчас, в то время как большинство граждан не имеет представления о том, что такое Интернет, президент Медведев стал первым главой государства, который узнает, что происходит в стране не из докладов и справок, а из Интернета. Как в свое время Брежнев стал первым главой государства, который узнавал что происходит в стране из телевизора».

На этом фоне, считает Илья Стогов, вручение премии «Войне» вполне укладывается в рамки государственной политики. Собственно, сама власть, в лице чиновников и кураторов премии от Минкульта, вряд ли имеет более «продвинутое», чем у обывателя, представление о современном искусстве. И почерпнуто оно из тех же источников — прежде всего Интернета, где «Война» предстает в образе главных героев и антигероев «современного искусства».

«Присуждение премии “Инновация” группе “Война” за встающий половой орган на мосту кажется мне симпатичным явлением, — говорит петербургская художница и поэтесса Ирина Дудина. — Акция была грандиозной, остроумной, многозначной. Я, как женщина, увидела в ней желание российских художников быть настоящими мужиками и хотя бы в такой форме проявить свою мужественность в противовес пидерастическому прозападному миру. Остальные события художественной жизни прошлого года были намного болеее блеклыми».

В целом, с Дудиной тяжело не согласиться. Эпатажностью — своим, пожалуй, единственным неоспоримым достоинством — «Война» затмевает абсолютно всех своих коллег по «околохудожественному» цеху. При этом, уводя само понятие «современного искусства» из области художественного образа в пространство медиа-провокации. Без десятков прохожих, снимавших фотокамерами на телефонах рисунок на Литейном мосту, как и без фото-отчетов о других акциях в блогах сторонников группы, «Война» так и осталась бы мелкими вандалами.

«Такие люди, как “Синие носы”, “Война” или совершенно съехавшие от препаратов “Агата Кристи”, — это и есть главное лицо современной русской культуры, — уверен писатель Стогов. — В этом смысле премия нашла своего героя».

Премия «Инновация», подчеркивается в официальных релизах, проводится «в целях стимулирования и поддержки деятелей культуры, работающих в области визуального искусства, выявления основных творческих достижений и привлечения внимания широкой общественности к процессам в отечественном актуальном искусстве». Получается, вручая премию «Войне», власть собственноручно выдает «художникам» индульгенцию на вандализм. Нецензурная надпись на библиотеке или разрушение исторического памятника вполне теперь могут претендовать, соответственно, на премию в области литературы или архитектуры. Но еще удивительнее то, что завзятые «нон-конформисты» из «Войны» не отказались от номинации сразу же после выдвижения их кандидатуры на государственную премию.

«Они же москвичи, а в столице граница между теми, кто сегодня сидит в высоких кабинетах, и теми, кто еще там не сидит, но завтра может туда сесть — очень зыбкая, — поясняет Илья Стогов. — Это в Петербурге всегда есть власть и всегда есть какой-нибудь Борис Гребенщиков, про которого и в страшном сне не может присниться, что он может стать губернатором города. А в то, что кто-то из арт-группы “Война” завтра может получить место советника президента по культуре, — в это верится очень легко. “Война” тоже играет по этим правилам».

Константин Петров

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий