Первая мировая война, или 2-я Отечественная, как именовали ее современники, еще ждет объективного подхода и верных оценок историков и политиков. Недавно по этому поводу высказался президент Владимир Путин, призвав достойно почтить память героев «первой германской» и народный подвиг в целом. Наш рассказ — о той забытой войне и участии в ней нижегородцев.
Первая мировая война, или 2-я Отечественная, как именовали ее современники, еще ждет объективного подхода и верных оценок историков и политиков. Недавно по этому поводу высказался президент Владимир Путин, призвав достойно почтить память героев «первой германской» и народный подвиг в целом. Наш рассказ — о той забытой войне и участии в ней нижегородцев.
Справедливый и, в сущности, оборонительный характер войны мало у кого вызывал сомнения. Это большевики и задним числом советские историки будут клеймить ту войну «империалистической». На деле же Россия вела войну оборонительную, а в роли агрессора выступили страны германского блока. Из уст воинственных тевтонов веками звучал призыв «Дранг нах Остен!», и в начале XX века он становился все громче. Да, велико было наше желание помочь дружественной Сербии, подвергшейся шантажу и агрессии со стороны Австро-Венгрии, но важно отметить, что уже с первых дней Российская армия в прямом смысле слова защищала родные рубежи.
Патриотический подъем
Объявление Германией войны России, последовавшее 1 августа 1914 года, породило небывалый патриотический подъем во всех слоях российского общества. На улицах городов прошли манифестации в поддержку царя и армии, в храмах — молебны во спасение Отечества.
Желание помочь действующей армии не утихало и в последующие годы. Примером может служить поступок безвестного преподавателя Рыбинской мужской гимназии Александра Боде. В разгар войны он сочинил песню, слова которой впоследствии сделались знаменем:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С германской
силой темною,
С тевтонскою ордой.
В 1937 году, как писал журнал «Столица», Александр Боде отослал текст своей песни популярному и любимому им поэту Лебедеву-Кумачу. А через четыре года огненные строки, слегка измененные, зазвучали вновь в иных, но очень схожих исторических условиях: началась Великая Отечественная война. Музыку к словам Боде — Лебедева-Кумача сочинил Александров…
Наследники Минина
В 1914 году патриотический порыв захватил и нижегородцев. Газета «Козьма Минин» так описывала события, имевшие место в Сормове в первые дни войны: «Брожение рабочих точно по щучьему велению моментально улеглось, и началась дружная работа во всех цехах завода» (Сормовского. — Авт.).
5 августа вереницы сормовичей потянулись к Александро-Невской церкви и собору, откуда доносились мерные удары больших колоколов, созывавших на молебен. Храмы были переполнены. Около них собралась многотысячная масса людей. Пестрело множество национальных флагов, тут и там были видны украшенные зеленью портреты государя и щиты с надписями «Да здравствует Армия и Флот!».
Во время молебна производился сбор пожертвований для Красного Креста, и, как отмечала газета, «отрадно было видеть тянущиеся мозолистые руки с посильной лептой».
Австрия разбита
В то время, когда нижегородцы клали трудовые медяки на нужды раненых, в полях далекой Галиции разворачивалась грандиозная битва. На огромном пространстве между Вислой и Днестром сошлись в смертельной схватке многие сотни тысяч солдат с обеих сторон…
Успех русской армии был полный. Австро-Венгрия потеряла около 400 тысяч солдат — половину своей армии. Преследование по всему фронту отступающего противника продолжалось до 21 сентября; пали столица Галиции — Лемберг (Львов) — и другие галицийские города. Армии генералов Рузского и Брусилова углубились во вражескую территорию на 200 километров и вышли на исходные рубежи для вторжения в пределы Германии.
К слову, были среди героев галицийского сражения и наши земляки. В приветственном послании нижегородскому губернатору В. М. Борзенко генерал-майор Бутков писал: «Считаю долгом поставить Ваше превосходительство в известность относительно блестящих действий чинов 1-й бригады 10-й пехотной дивизии, которыми я имею честь командовать. В первой русской победе над врагом они показали себя героями, истинными потомками славного нижегородского гражданина Козьмы Минина».
Фиаско фон Макензена
Битва за Галицию в августе-сентябре 1914 года не была единственной, в которой Российская армия стяжала себе лавры побед. К успешным действиям наших можно отнести и разгром пруссаков под Гумбиненом в начальный период войны, и Варшавско-Ивангородскую битву. Спасая союзников-австрийцев после разгрома в Галиции, Германия начала вторжение на Северо-Западе Российской империи, в русской Польше и Прибалтике. Русские успешно оборонялись, а затем перешли в контрнаступление, не оставив врагу ни единого шанса. В составе 5-й армии генерала Плеве в бой вступила и 10-я нижегородская пехотная дивизия. В итоге группировка германского генерала фон Макензена потерпела полное поражение и отошла на исходные позиции. Эта была крупная победа русского оружия, в которую внесли весомую лепту и два нижегородских полка, Екатеринбургский (командир К. Г. Мольденгавер) и Тобольский (Н. М. Эйгель).
Великое отступление
В 1915 году для нас наступила череда неудач, сопоставимых с драмой 1941 года. Как писал журнал «Родина» (№ 8–9, 1993), «после оставления русскими Польши и завоеванной в 1914-м Галиции вражеские полчища устремились в глубь империи: в Курляндию, Лифляндию, Литву, Белоруссию, Полесье и Волынь… Для народа, который защищает от агрессора свою землю, война всегда становится справедливой. Французы и русские, сербы и бельгийцы в эти годы вели поистине народную войну».
Это стало очевидно каждому россиянину, для которого слово «Отечество» не было пустым звуком. Отрицали же национальный смысл войны лишь немногочисленные группы леворадикалов, убежденных антипатриотов, преимущественно эмигрантов. Ленин, как известно, сразу выбросил лозунг поражения России в «империалистической» войне.
Источник: rus.ruvr.ru