Макаревич ответил «Пилораме»

Макаревич ответил «Пилораме»
Впервые организованная в 2005 году на территории бывшего лагеря для политзеков, а ныне музейного комплекса «Пермь-36», «Пилорама» поначалу представляла из себя дискуссионный форум с обширной программой бардовской песни. Однако к нынешнему моменту превратилась из нишевой акции в событие федерального масштаба, соединяющее жизнь культурную и общественную. В прошлом году фестиваль руками куратора музыкальной программы «Содержание» Василия Шумова просто соединил эти две материи вместе. В этом наметилась их диффузия: некоторые артисты и музыканты были приглашены с прицелом на то, чтобы стать если не участниками, то героями дискуссий, да и сами обуждения часто касались темы политического или публицистического искусства.
Впервые организованная в 2005 году на территории бывшего лагеря для политзеков, а ныне музейного комплекса «Пермь-36», «Пилорама» поначалу представляла из себя дискуссионный форум с обширной программой бардовской песни. Однако к нынешнему моменту превратилась из нишевой акции в событие федерального масштаба, соединяющее жизнь культурную и общественную. В прошлом году фестиваль руками куратора музыкальной программы «Содержание» Василия Шумова просто соединил эти две материи вместе. В этом наметилась их диффузия: некоторые артисты и музыканты были приглашены с прицелом на то, чтобы стать если не участниками, то героями дискуссий, да и сами обуждения часто касались темы политического или публицистического искусства.
Макаревич ответил «Пилораме»

Впервые организованная в 2005 году на территории бывшего лагеря для политзеков, а ныне музейного комплекса «Пермь-36», «Пилорама» поначалу представляла из себя дискуссионный форум с обширной программой бардовской песни. Од
К этому располагала и заявленная тема «Пилорамы» двадцать лет без СССР.

Открывшись кадрами хроники августа-1991, форум (казалось, просто обязанный свалиться в фестиваль слез по утраченной советской идентичности или же по растаявшей как дым постсоветской демократии) резко свернул с ностальгической тропы. Пока в специальных шатрах шли дискуссии на темы становления гражданского общества, в отчетные два десятилетия и сегодня, в соседних корпусах и сараях работали выставки. Был в их числе спецпроект «Россия для всех» музея PERMM, созданный художниками Дмитрием Гутовым и Владимиром Бондаренко по их собственному признанию, в качестве ответа на события на Манежной площади. «Дмитрий Куприн — татарин», гласили раскрашенные живописцами доски, «Марис Лиепа — латыш»; всего около 100 иконографических персонажей русской культуры прошли исследование на национальную принадлежность.

На территории «особой зоны» показывали театральные проекты. Среди них — несколько премьерных постановок из серии «Человек.Doc» театра «Практика», посвященные Александру Гельману и Олегу Генисаретскому. Некоторым поклоном ностальгии мог показаться моноспектакль «Эпитафия» актера Алексея Девотченко композиция, составленная из отрывков из «Дневников неудачника» Эдуарда Лимонова и стихов Тимура Кибирова. Но реквием получился довольно жестким и остроумным энергичный актер сопоставил и исполнил отрывки таким образом, что вздохи ностальгического постмодерна Кибирова оказались заражены витальностью писателя-вождя Лимонова. Зато впрямую публицистическим был спектакль «Я там была…» театра «Возвращение» по стихам Юлии Панышевой, написанным в лефортовской камере после ареста в 1950 году.

Ближе всех к теме политики в искусстве подошла кинопрограмма, в рамках которой были показаны документальные фильмы из программ фестивалей правозащитного кино «Сталкер» и Frontline.

Музыка на «Пилораме» существовала в нескольких видах. Во-первых, на отдельной, отставленной от лагерного комплекса в поле, играли рок-группы среди них были как политически заряженные москвичи «Барто», так и музыканты, далекие от общественной тематики — например, легкие звуком москвичи «Девять» или, наоборот, пермские металлисты «Machette». Отдельную программу «Содержание 2» собрал Василий Шумов, выступивший со своей основной группой «Центр». Главную сцену «Пилорамы» отдали артистам постарше Олег Нестеров вместе с «Капеллой берлинских почтальонов» представил концертное действо «Большая свобода N7» по мотивам своей книги «Юбка», в котором перепел по-русски некоторые шлягеры немецкой эстрады 30-х, а хедлайнером на этой сцене был Андрей Макаревич.

Он же несколькими часами раньше стал главной фигурой дискуссии с громким названием «Судьбы рока», на которой гражданская тематика наконец соединилась с культурной, а публика с музыкального поля перетекла в один из дискуссионных шатров.

Обсуждение началось с видеовступления захворавшего накануне отъезда Артемия Троицкого. «Если музыканту нравится власть и он может честно об этом сказать или спеть — ничего страшного», — проговорил с экрана критик. Модератор дискуссии, музыкант Александр Липницкий напомнил, что в середине 80-х власть делала большую ставку на рокеров, которые должны были своим авторитетом наступающие перемены и призвал подумать, в чем может состоять функция рок-артистов в сегодняшней ситуации. Его мысль продолжил Владимир Рекшан, создатель группы «Санкт-Петербург» он сообщил, что российский рок является ничем иным, как музифицированной поэзией. А литература, по мысли Рекшана, в царские времена заменяла газеты, телевизор и интернет.

Как бы в ответ на это, Андрей Макаревич сообщил, что провел двое суток у Белого Дома в 1991 году (чем вернул дискуссию к теме форума) и там осознал, что в любой борьбе важен не процесс, а результат; в противном случае выступающий на площади музыкант демонстрирует лишь свое тщеславие. Корреспондент «Парка культуры» спросил, какой из двух своих выходов на площадь в 1991 году или в послевыборную ночь в 2007 он считает наиболее результативным.

В ответ музыкант сообщил, что в любой стране завершение выборов президента является праздником. «В том числе и таких, какие случились в 2007», — добавили из зала.

В качестве примера результативной неплощадной работы Макаревич назвал свой звонок губернатору одного из северных субьектов РФ с требованием прекратить убийства бельков. «Андрей Вадимович, а позвоните теперь нашему губернатору Чиркунову», — подала голос пермская журналистка, — «пусть он уберет этих страшных красных человечков с улиц города».

Мешать экспансии современного искусства в отдельно взятом городе Макаревич, впрочем, отказался.

На форуме не было многих из тех, кого сейчас причисляют к новорождненному «политическому искусству» Noize MC, Васи Обломова, «Театра.Doc» с их судебным-спектаклем «Час Восемнадцать», Кирилла Серебреникова с «Отморозками» по Захару Прилепину. Однако прелесть в другом никто из организаторов не собирался специально превращать культурную площадку форума в ревю политискусства, эта тема естественным образом возникла и оформилась там сама. Так же естественно, как сама «Пилорама» из правозащитно-музейного сборища, каким она была шесть лет назад, в этом году выросла в гражданское продолжение более молодого явления культурной экспансии в Пермь, затеянной и воплощаемой нынешним заместителем губернатора Борисом Мильграмом и культуртрегером Маратом Гельманом. К их, быть может, немалому удивлению.

Источник: gazeta.ru

Добавить комментарий