На театральном фестивале «Золотая маска» показали швейцарский спектакль «Вещь Штифтера». Впрочем, спектаклем его можно назвать с трудом. «Вещь Штифтера» — это музыкальная постановка-инсталляция, которая вот уже пять лет с успехом идет на ведущих европейских площадках.
О том, как столь необычную постановку оценила московская публика, рассказала корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Подолян.
На театральном фестивале «Золотая маска» показали швейцарский спектакль «Вещь Штифтера». Впрочем, спектаклем его можно назвать с трудом. «Вещь Штифтера» — это музыкальная постановка-инсталляция, которая вот уже пять лет с успехом идет на ведущих европейских площадках.
О том, как столь необычную постановку оценила московская публика, рассказала корреспондент радио «Вести ФМ» Ольга Подолян.
«Вещь Штифтера» — спектакль, пересказать которой просто невозможно. Он построен против всех театральных законов и традиций. В нем нет завязки, кульминации, развязки, нет даже актеров или музыкантов. Есть музыка — «Итальянский концерт» Баха, есть странные аппараты и агрегаты, разобранные пианино, которые звучат, стучат, скрипят и щелкают. А еще есть картинки, отражения и инсталляции. Зритель не сразу понимает, что спектакль уже идет. Рабочие сцены под гаснущий свет продолжают неспешно монтировать декорации. Огромные резервуары наполняются водой, и на этой водной глади постепенно меняются отражения. Вода начинает бурлить, по залу проносятся звуки дождя, крики экзотических животных. Форма и движения меняются плавно, так что зритель неспешно перемещается из одного созданного режиссером пространства в другое. Спустя несколько минут после начала постановки зрители интересуются, а при чем тут Штифтер — знаменитый австрийский писатель и поэт, и в этот момент в зале начинают звучать отрывки из его рассказа «Записки моего прадеда».
«Вещь Штифтера» — по сути, чистый театральный эксперимент. И режиссер Хайнер Геббельс предлагает зрителю в течение часа (именно столько длится спектакль) просто наблюдать за меняющейся картинкой и слушать порой неожиданные, а порой причудливые звуки. Этой постановкой режиссер словно доказывает — можно сделать спектакль без пьесы и без актеров, но при этом спектакль, от которого зритель не сможет оторваться.
Кто-то из московских зрителей активно включился в эту режиссерскую игру, а кто-то откровенно скучал, особенно те зрители, которые не были готовы к столь неожиданной постановке. Без надрыва и без как таковой точки этой необычный спектакль заканчивается, и снова так не по-театральному. Зрителей приглашают на сцену, чтобы вблизи посмотреть на сложные конструкции из музыкальных инструментов, бассейн с бурлящей водой — все то, что играло в этом спектакле главные роли.
Источник: radiovesti.ru