60 млн на патриотизм. В культурной политике сместились приоритеты

Пермь, 6 декабря — АиФ-Прикамье. На суд парламентариев региона представлена концепция программы «Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы» — «Духовность и патриотизм».

Пермь, 6 декабря — АиФ-Прикамье. На суд парламентариев региона представлена концепция программы «Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-2017 годы» — «Духовность и патриотизм».

Авторы изобразили достаточно мрачную ситуацию, особенно в молодежной среде Западного Урала, которую, по их мнению, призвана и способна изменить в лучшую сторону предлагаемая программа. «В настоящее время в обществе отмечается углубление деформации ценностных ориентиров и резкое вытеснение индивидуализмом коллективных и общественных интересов. Реализацию возможного действия заменяют симуляция, имитация желаемого возможного, уводящие молодежь в виртуальный мир Интернета, игр — симуляторов реальной жизни. Практически отсутствует прогнозирование позитивных процессов и подготовка опережающих контрмер на негативные процессы в детской и молодежной среде. Многие молодые люди имеют искаженное представление о таких привычных для старшего поколения качествах, как честность, скромность, вера в добро и справедливость, поиск жизненного идеала, готовность к самопожертвованию ради интересов Родины, общества, близких. В Прикамье стали появляться новые, зачастую противозаконные и агрессивные молодежные движения, религиозные секты и другие асоциальные объединения».

При чтении этих слов вспоминаются слова Джорджа Буша, который, в одной из своих речей перед американскими избирателями как будто сказал: «Мы должны задуматься, где пребывают наши дети, а пребывают они все чаще в мрачных подземельях Интернета»… Так что задумываются о вреде «имитации желаемого» не только чиновники Прикамья.

«На федеральном уровне патриотическому воспитанию уделяется большое внимание, — сказал на заседании комитета ЗС по государственной политике и развитию территорий и.о. председателя департамента общественных связей краевой администрации Антон Маклаев, — но у нас в регионе… своей аналогичной программы нет, и это большое упущение».

По словам чиновника, «основная цель программы — создание системы межотраслевых действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и организаций по патриотическому воспитанию граждан Пермского края».

При этом у части законодателей вызвали удивление предлагаемые цифровые показатели. Например — увеличить за пятилетку «долю граждан, участвующих в мероприятиях по духовно-патриотическому воспитанию, по отношению к общему числу жителей Пермского края с 21% до 55%».

Чиновник отметил, что «развивать патриотизм можно и нужно именно c духовности и нравственности».

«Тема, без сомнения, интересная, — продолжил дискуссию заместитель председателя комитета Заксобрания по госполитике, ректор Пермского государственного педагогического университета, Андрей Колесников, — и вопросов к внесенной концепции огромное количество. Думаю, в период работы над этим документом между первым и вторым чтением нам предстоит огромная работа. Может быть, чтобы ее не подменять, пока скажу только о двух моментах, очень важных. Первая часть названия программы — „Патриотическое воспитание граждан Пермского края на 2013-17 годы“ — все ясно. Но вот вторая часть — „Духовность и патриотизм“, смущает. Слово „духовность“ делает весь разговор довольно неоднозначным. Если в начале концепции на двух страницах объясняется, что такое патриотизм, по мнению авторов — понятно, что не они определение придумали, то про духовность здесь вообще ничего такого не написано. А в условиях, когда в отношениях между церковью и государством много непонятного, данный термин, на мой взгляд, весьма неудачен. И второе — если дойдет до финансирования, то механизмы контроля над их расходованием представляются туманными. Например, речь идет о „подготовке специалистов в области духовно-патриотического воспитания“ — с 5 человек до 500. Что это за люди, кто их готовить будет и каким функционалом, на ваш взгляд, они должны обладать?»

На вопрос о «духовности» молодой чиновник ответил, словно заправский преподаватель философского факультета в каком-нибудь из ведущих университетов. «Духовность, в нашем понимании — это не духовенство. Ее мы здесь рассматриваем с точки зрения научно-философского термина, который используется неоплатониками. Они делят человеческую сущность на три составляющие — телесную, душевную и духовную… В последнем, духовном состоянии, когда человек начинает мыслить об окружающих больше, чем о себе самом, и готов к самопожертвованию ради них — только в этом понимании мы рассматриваем термин „духовность“. Ни в коем случае ни в терминах религиозных, поскольку у нас церковь отделена от государства…»

Ректор ПГПУ выразил, впрочем, сомнение, что «после того, как этот „заголовок“ приобретет некое общественное звучание, жители Прикамья немедленно вспомнят неоплатоников, и уяснят для себя, о чем идет здесь речь».

Что же касается «специалистов в области духовно-патриотического воспитания», то, как выяснилось, на самом деле в Пермском крае их фактически нет вообще. Обучать же таковых планируется на базе… ПГПУ. Андрей Колесников только развел руками, заметив, что до сих пор ему, как ректору, о таковых планах ничего известно не было.

К слову, бюджет этой программы на год к 2016 году планируется увеличить до 100 млн рубелй в год. Это сопоставимо с бюджетом фестиваля «Белые ночи в Перми». Только вот каким образом и на что средства будут тратить — пока неясно, программа ещё в стадии разработки. 6 декабря депутаты приняли концепцию «патриотического воспитания» в первом чтении и после новогодних праздников рекомендовали провести по законопроекту общественные слушания, установив срок подачи поправок до 1 февраля.

Источник: perm.aif.ru

Добавить комментарий