Информационная среда, посвящённая соотечественной тематике, всегда была довольно пёстрой и разнообразной, как в смысловом, так и содержательном аспектах, однако, бОльшей части соотечественного информационного «контента» всегда был присущ один характерный недостаток — некая безличность и обобщённость.
Авторы материалов по соотечественной проблематике обычно замахивались на охват всей проблемы в целом, что зачастую приводило к невольной «абстрактизации» соотечественного вопроса.
Информационная среда, посвящённая соотечественной тематике, всегда была довольно пёстрой и разнообразной, как в смысловом, так и содержательном аспектах, однако, бОльшей части соотечественного информационного «контента» всегда был присущ один характерный недостаток — некая безличность и обобщённость.
Авторы материалов по соотечественной проблематике обычно замахивались на охват всей проблемы в целом, что зачастую приводило к невольной «абстрактизации» соотечественного вопроса.
И в этом отношении проект «Окно в Россию» стал поистине глотком свежего воздуха: выйдя на прямой контакт с самими соотечественниками из самых разных стран, предоставив им возможность поделиться своими собственными историями, «Окно» дало нам шанс увидеть соотечественную «историю в лицах», мозаику из сотен судеб, складывающуюся в неповторимый узор Русского зарубежья.
Об «Окне в Россию», Русском мире, ближнем и дальнем зарубежье, о том, кто такие российские соотечественники, мы беседуем с Аркадием Бейненсоном, координатором проекта «Окно в Россию» и заместителем главного редактора редакции Интернет-проектов радиокомпании «Голос России».
— Здравствуйте, Аркадий! Расскажите, пожалуйста, как появился проект «Окно в Россию»?
— Здравствуйте, Илья. Во-первых, спасибо большое за предложение об интервью со стороны такого мощного ресурса как «Русские в Казахстане». Регулярно смотрю Ваш сайт, читаю комментарии под материалами. И вижу, что ресурс действительно живой, не выхолощенный, оказывающий серьезное влияние на происходящее в информационном поле Русского мира.
Что касается «Окна в Россию». Поводом для создания проекта послужил гигантский, на мой взгляд, неосвоенный сетевой потенциал наших соотечественников за пределами России. Что я имею в виду? Давайте взглянем на многочисленные социальные сети, их русскоязычный сегмент. То, что там происходит, совершенно невероятная активность наших соотечественников, корреляция их мнений и мнений россиян по поводу различных политических, общественно-культурных событий — все это никем из СМИ, на мой взгляд, не востребовано в полной мере. Как в этом смысле работают масс-медиа? Есть инфоповод, журналисты начинают рыть соцсети в поисках очевидцев, свидетелей того или иного происшествия, инфоповод отрабатывается… все. Дальше все это никому не интересно. Обзоры блогосферы, которые делаются рядом СМИ — не интерактивны и в подавляющем большинстве случаев сами пользователи не знают, что их мнение где-то использовано. Между тем, жизнь сама по себе наших людей за рубежом, их реакция на различные события — это не побоюсь этого слова, настоящая сокровищница.
И, возвращаясь к Вашему вопросу, — проект «Окно в Россию» — это интерактивная рука на сетевом «пульсе» русской диаспоры за рубежом. Мы слушаем, слышим, соглашаемся, оппонируем, и, конечно же, с благодарностью используем весь тот громадный интеллектуальный потенциал наших соотечественников, столь щедро даримый ими Сети.
— Если взять за основу образ, озвученный в названии Вашего проекта, то, кто смотрит в это окно? И, конечно, кого в нём показывают?
— В «Окно…» смотрит любой, кто захочет в него заглянуть, и которому интересны круг общения и информация нами предлагаемая. «Штор» мы не вешаем, за исключением очевидных случаев (мат, фашизм и проч.) «Показывают» в нем жизнь обычных людей, соотечественников, которые по тем или иным причинам оказались за пределами России.
— Что для Вас значит этот проект? В чём его ценность и значимость лично для Вас?
— Сразу скажу, ответ на этот вопрос будет выглядеть как чистейшей воды самопиар. Что значит для меня проект, которым я, как и мои коллеги по проекту, живу (супруга не даст соврать) 24 часа в сутки… С одной стороны, это конечно, работа. С другой — это и моя личная история, попытка разобраться в самом себе с точки зрения самоидентификации. Согласитесь, Бейненсон — не самая типичная русская фамилия, я получил ее в наследство от моих еврейских предков из Белоруссии, и в определенный момент эта фамилия, как ни странно, вне зависимости от моего желания начала «жить» сама по себе в Сети. Меня пытались сделать евреем, скандинавом, немцем и т. д, сделать меня тем, кем я не являюсь. И я считаю, мне очень повезло, что я работаю в этом проекте, потому как, в том числе и с его помощью, наблюдая за нашими соотечественниками в Сети, моя уверенность в том, что я русский человек — выкристаллизовалась в полной мере.
И третий момент — это просто безумно интересно.
— Русское зарубежье — что это, каким Вы его видите?
— Это Вавилон, в хорошем смысле. Сплав самых разных культур, при этом, что интересно, зачастую ставший «русским» именно за рубежом. На мой взгляд, в этом смысле, русское зарубежье — «плавильный котел наоборот». То есть, те люди, которые живя на Родине, даже и не задумывались о том, кто они, оказавшись за границей, стали русскими. Причем, неважно, откуда они на самом деле — из Казахстана, России, Украины, Молдавии — европеоидные черты лица, говоришь по-русски — всё, получите, распишитесь. Понятно, есть исключения, но то, что вышеописанный феномен существует — думаю, спорить не будет никто.
Это что касается дальнего зарубежья, а что касается ближнего — там выбора больше, но, увы, не в положительном смысле. Ты либо ассимилируешься, либо «бархатная перчатка» приоритетности титульных наций начинает тебя поддушивать как русского. Тут, конечно, может зазвучать многоголосый хор в ироническом стиле «давайте Вы нам из Москвы рассказывайте, как нам, русским, плохо тут в (подставьте страну из ближнего зарубежья) живется». Но дело в том, что неважно, откуда, важно — на каком основании. А основанием является ежедневный мониторинг соцсетей, письма в личку, личные впечатления от поездок и проч. Никто не отрицает «историй успеха» в государстве, которое не считает, что ты, русский, его полноправный гражданин (я имею в виду не формальную сторону, хотя, что касается тех же Латвии и Эстонии, там это и на формальном уровне), но давайте взглянем правде в глаза — это успех в странах, в которых у русских нет будущего. О каком будущем можно говорить в государствах, которые собственно состоялись как государства, исключительно на тезисе «мы не Россия». В странах, которые считают русских либо «пятой колонной», либо рабсилой, призванной созидать на благо национальных элит, гастарбайтерами в своей же собственной стране. Опять же оговорюсь, что ситуация разнится от страны к стране, но я говорю об общей тенденции.
— Есть ли, на Ваш взгляд, отличия между соотечественниками ближнего и дальнего зарубежья в плане самоидентификации, мироощущения, восприятия России, насущной проблематики, стоящей перед ними? Каково это — объединять работу с теми и другими?
— Скажу вещь очевидную, до меня неоднократно сказанную — естественно, мироощущение у наших людей в дальнем и ближнем зарубежье разнится. Хотя бы в силу того, что первые сделали осознанный выбор, а у вторых… его вообще не было. Их никто не спрашивал, в 1991-м страна «уехала» от них.
А что касается отношения к России… Общее у дальнего и ближнего зарубежья только одно в этом смысле — на Россию нашим людям там не наплевать, даже тем, кто негативно изо дня в день о ней высказывается. Фантомные боли…
Что касается разницы… Для соотечественников из ближнего зарубежья Россия — это не просто страна — центр Русского мира, это надежда (к сожалению, далеко не всегда оправдывающаяся в настоящее время) на то что, что бы не происходило с ними в странах проживания, — у них за спиной есть большая великая страна, которая их защитит.
У соотечественников из дальнего зарубежья — потребность в защите гораздо меньше, в силу ряда обстоятельств, Россия, давайте говорить прямо, нужна им меньше, а то и вовсе не нужна. В этом нет ничего страшного, каждый сам решает, где и как ему жить, но ощущение сопричастности к происходящему в России — у ближнего зарубежья, на мой взгляд, больше.
Как совмещать… А никак — надо просто делать свое дело, ориентируясь на тех, кто Россию действительно любит, не на уровне балалаек и Пушкина (кстати, я всю жизнь мечтал научиться играть на балалайке, а Пушкин — мой любимый поэт), а на уровне «болевых» ощущений того, что с ней происходит.
— Владимир Путин поручил законодательно обеспечить упрощённое получение гражданство для российских соотечественников. Но, к сожалению, пока российские законотворцы до сих пор не могут прийти к единому мнению по поводу того, кому именно стоит давать гражданство в упрощённом порядке, и что это за загадочный зверь — соотечественник… А кто, по Вашему мнению, является российским соотечественником за рубежом?
— Отличный вопрос, который я сам люблю задавать в интервью. В настоящий момент, как Вы совершенно верно заметили, в законодательстве понятие «российский соотечественник» настолько размыто, что им фактически может считаться кто угодно. Это отнюдь не преувеличение. Недавно разговаривал с парой из одной из стран Латамерики, так там в Координационном совете российских соотечественников нет ни одного человека не то, что русского, а ГОВОРЯЩЕГО по-русски.
Что касается того, кто может считаться российским соотечественником за рубежом… Опять же, не буду оригинальным: для меня российский соотечественник — это, в первую очередь, патриот России, человек, искренне любящий свою историческую Родину.
А что касается формальной стороны дела, конечно же, это определение не может быть безразмерным. Российский соотечественник — это любой гражданин РФ, проживающий постоянно за рубежом, и, конечно же, представители русского и других коренных народов России, не имеющие своих государственных образований за ее пределами. Поясню: у узбеков, эстонцев, евреев, таджиков, украинцев — своя Родина есть, есть свои государства. У русских, удмуртов, татар, чувашей — другой Родины, кроме России, нет.
Повторюсь, говорю о формальной, законодательной стороне вопроса. Можно много говорить о правомерности или неправомерности такого подхода, но иного пути я не вижу.
— Как Вы считаете, что необходимо в плане работы с соотечественниками и её информационного обеспечения? Каковы в этом отношении дальнейшие планы, цели и задачи Вашего проекта? Будет ли, образно говоря, «Окно» становиться больше и открываться шире?
— Во-первых, соотечественникам надо дать право голоса по-настоящему. Россия должна их услышать. Да, многое из того, что говорят наши люди за рубежом в отношении нашей страны, не всегда комплиментарно, да, многие суждения чрезмерно резки и не всегда обоснованны, но… Давайте задумаемся, почему наши соотечественники вообще говорят на такие темы? Не потому ли, что они элементарно неравнодушны? Есть, конечно, и патологии, когда человек, живя, например, в Израиле, Австралии или еще где-то, изо дня в день наполняет свой блог постами «Путин ест детей», но любой здравомыслящий быстро поймет, что проблема не в России (ситуацию в которой я, кстати, далеко не идеализирую), а в самом «профессионале от ненависти».
Что касается ближайших планов — пока мы существуем в соцсетях, например, в Facebook`e и на нашей странице на сайте «Голоса России». В ближайшее время, надеюсь, у нас будет сайт собственный. Дальше планов такое громадье, что страшно озвучивать. Это что касается технической части. Что касается содержательной части проекта — из самого важного: мы планируем, что называется, «актуализироваться», стать более направленными на конкретную аудиторию, которую интересует проблематика Русского мира. Также больше внимания уделять происходящему в самой России в культурном смысле, и поверьте, нам есть тут чем удивить) рассказывать о переселении, рассказывать о конкретных случаях нарушений прав русских за пределами России, тут мы уже договорились о сотрудничестве на регулярной основе с Фондом защиты прав российских соотечественников за рубежом.
В общем, мы хотим конкретизировать свою работу, исходя из понимания того, для кого мы все это делаем. А кто это — см. выше
В рамках проекта «Окно в Россию» на сайте «Голоса России» публикуются интервью и истории из жизни за пределами Родины бывших и нынешних граждан СССР и РФ, а также иностранцев, проживавших в России и изучающих русский язык.
Уехавшие за рубеж россияне часто подробно описывают свои будни в блогах и на страничках соцсетей. Здесь можно узнать то, что не прочтешь ни в каких официальных СМИ, ведь то, что очевидно, что называется, «из окна», с места событий, редко совпадает с картинкой, представленной в «больших» масс-медиа.
«Голос России» решил узнать у своих многочисленных «френдов» в соцсетях, живущих в самых разных уголках мира, об отношении к русскоязычной диаспоре, феномене русских за границей, о «русской ностальгии», и о многом-многом другом.
Если вам тоже есть чем поделиться с нами, рассказать, каково это — быть «нашим человеком» за рубежом, пишите нам по адресуhome@ruvr.ru или на наш аккаунт в Facebook.
Источник: rus.ruvr.ru