Фрагмент песни:
«Хома! Наконец-то… Уж я заждалася…
Уж я истомилась, уж я извелася…»
«Ах, панночка! Что ты! Лежи, не вставай!»
«А ты мне чего-нибудь вслух почитай!»
«Здеся могла бы быть ваша реклама
И здеся могла бы быть ваша реклама
И здеся, и здеся, и тута, и тама
Могла бы быть, могла бы быть,
Да знать не судьба!»
Фрагмент песни:
«Хома! Наконец-то… Уж я заждалася…
Уж я истомилась, уж я извелася…»
«Ах, панночка! Что ты! Лежи, не вставай!»
«А ты мне чего-нибудь вслух почитай!»
«Здеся могла бы быть ваша реклама
И здеся могла бы быть ваша реклама
И здеся, и здеся, и тута, и тама
Могла бы быть, могла бы быть,
Да знать не судьба!»
Это песенка о судьбе. Автор и исполнитель — Сергей Дерендяев. Недавно в Ижевске состоялась презентация книги с удивительным названием — «Кука с макой». Это сборник текстов Сергея Дерендяева, человека хорошо известного в Ижевске. Иронический поэт, бард, драматург, эссеист Дерендяев вышел из 70-х годов, когда, вернувшись из аспирантуры на родной истфак Удмуртского университета, создал театр политсатиры «Балаган», ныне обросший легендами и давший городу и миру несколько поколений талантливой и свободомыслящий молодежи. Потом был студенческий театр «Прости-прощай», театр «Пенелопа», где Сергей Семёнович экспериментировал со словом и драмой по принципу джазовой импровизации. Уже тогда Дерендяев был известен поклонникам своей иронической лиры под псевдонимом Джон Кукумбер. Вернемся к сборнику. Что за странное название? Говорит издатель книги Михаил Смагин:
Михаил Смагин: Книга называется «Кука с макой». Название придумал Сергей Семенович. Оно есть в тексте — «Он и взрослым и ребятам куку с макой приберег». У него были другие название — «Уставший от побед» («Ижевск — хороший город, уставший от побед…»; «Документ эпохи» — оно осталось в качестве подзаголовка. — Я думаю, только в Ижевске знают, что такое «кука с макой»… — Это кукиш с маслом. Фиг вам! «Кука с макой» — это книжка с изуминкой.
Надежда Гладыш: Михаил Смагин тоже с истфака, тоже из «Балагана». Это как ядро, вокруг которого наросло много всего. Это неотъемлемая часть культуры нашего «железного города», таким образом рефлексирующим свою самобытность. Еще цитата из Джона Кукумбера, — Ижевск — тяжелый город, / опухший от побед. / Вот только чувства юмора / в нем не было и нет… Конец цитаты. Дерендяев и его школа как раз и выполняли функцию чувства юмора здешнего сообщества. Говорит еще один историк, идейный вдохновитель издания сборника Ольга Арматынская (сама Ольга ныне прекрасный литератор, автор удивительных сказок)
Ольга Арматынская: Как ни специфичен наш странный город, но и для Ижевска это неожиданный человек, одаренный юмором, которого здесь сроду не было, и талантом его выражения. В краю сильных чувств неудивительно косноязычие, главная-то трудность — в их нефальшивом проявлении. Тут и явилась его ирония, позволяющая не принимать на веру расхожие стереотипы и не разменивать настоящего на благоглупости. Истфак получил от этого больше чем все. Существует неформальный гимн, который знают очень многие археологи страны — «Прокричали у реки кулики. За удачу, господа-мужики!». Я знаю по соцсетям, что гимн этот считают народным. Так вот автор — Сергей Семенович Дерендяев.
Надежда Гладыш: В 96-м, когда высшая школа стремительно рванула в сторону коммерции, Дерендяев ушел из университета в недавно открывшийся гуманитарный лицей. И занял там должность библиотекаря. Но это был Библиотекарь с большой буквы, что-то вроде ижевского Борхеса, с огромной эрудицией, знанием иностранных языков. Входившее тогда в моду понятие «тьютор» (наставник, консультант) просто идеально совместилось с той ролью, которую занял Дерендяев в одном из элитных образовательных учреждений Ижевска. Говорит директор Гуманитарного лицея Михаил Черемных (Черемных по образованию филолог, но годы его учебы в вузе тоже совпали со славой «Балагана», а кроме того Черемныху Джон Кукумбер родной по крови как бард)
Михаил Черемных: Речь шла о том, чтобы создать библиотечно-информационный центр. В любом учебном заведении, тем более в лицее центральное место должна быть библиотека, где вся информация скапливается, обрабатывается. Это фактически окно в культуру в широком смысле этого слова. И он же начал работу, связанную с созданием электронных каталогов, формуляров, перевод книг в электронный формат, поисковые системы.
В лицее было принято, если вечер, какой-то праздник, то мы потом, как правило, заканчивали его с гитарой, а были отдельные, сольные концерты Сергея Семеныча. Кстати, он же написал гимн Гуманитарного лицея. Попыток написать гимн было очень много, но тот, который Сергей Семенович написал, он пока непревзойденный. «Нас поймут и оценят со временем, потому что, Отчизну любя, мы Отчизну аршином не меряем, и того же хотим для себя» на мотив «Прощания Славянки».
Надежда Гладыш: Сборник текстов Сергея Дерендяева вышел из печати в декабре. Он издан друзьями автора на собственные средства. Тираж пока не разошелся. В апреле прошлого года Сергею Дерендяеву исполнилось 60 лет — друзья подарили ему уникальный экземпляр еще не вышедшего тогда сборника, точно в том же дизайне с замечательными иллюстрациями Олега Санникова. Сейчас Сергей Семенович тяжело болен. Друзья желают ему выздоровления. Но и сам Сергей, и его книжка — уже факт ижевской истории, ижевской культуры, фрагмент его странной двойственной ауры, где железное и человеческое переплелось. И последнее уцелело.
Сергей Дерендяев:
Фрагмент «Баллады о государстве»:
Ведь живем мы, фиг ли делать, в удивительной стране,
Нежно любим, фиг ли делать, эту бедную страну,
Держим шаг, а фиг ли делать, на войне как на войне,
И спешим мы, фиг ли делать, на войну, как на войну».
Источник: svobodanews.ru