Звенигород

Звенигород расположен всего в 50 километрах к западу от столицы, на Москве-реке. Природа здесь настолько живописная, что ещё в стародавние времена город называли русской Швейцарией. О времени основания Звенигорода спорят до сих пор, как и о главной его загадке — великолепных фресках самого древнего во всём Подмосковье Успенского собора.

Звенигород расположен всего в 50 километрах к западу от столицы, на Москве-реке. Природа здесь настолько живописная, что ещё в стародавние времена город называли русской Швейцарией. О времени основания Звенигорода спорят до сих пор, как и о главной его загадке — великолепных фресках самого древнего во всём Подмосковье Успенского собора.

Предположительно, Звенигород в середине 12 века основал Юрий Долгорукий, который, собственно, дал жизнь и Москве и многим другим городам Центральной России. Однако впервые Звенигород упоминается только в середине 14 века. Запись в духовной грамоте Ивана Калиты гласит: «дарю сыну своему, Ивану, Звенигород». Наибольшего расцвета город достиг в конце 14 века во времена правления Юрия Звенигородского. 40 лет он правил городом, который при нём обрёл истинное величие.

Название «Звенигород» явно славянского происхождения. Оно означает либо город, в котором при приближении опасности звонили во все колокола, либо же город, расположенный около реки или источников, текущих с большим шумом, или, как говорят в России, звенящих.

Главные достопримечательности Звенигорода находятся на западной окраине города, где в средние века был заложен Городок. Сейчас это высокий холм на левом берегу реки Москвы. Здесь в 14-15 веках стоял деревянный кремль и находился дворец Юрия Звенигородского. До нашего времени в Городке сохранились только земляные валы и великолепный древний Успенский собор, который был воздвигнут в самом конце 14 века. Согласно летописям, в те времена он выглядел куда более нарядным. Вместо нынешней простой 4-скатной кровли на белокаменном соборе красовались нарядные кокошники. С западной стороны от Успенского собора был переход, который соединял храм с дворцом Юрия Звенигородского. Внутри Успенского собора сохранились фрески, датируемые началом 15 века. Они приписываются кисти самого Андрея Рублёва. Чтобы полюбоваться на эти фрески, в Звенигород едут настоящие ценители живописи со всего мира. Знаменитый Спас Вседержитель — икона, которая сейчас находится в Третьяковской галерее, именно из Звенинигородского чина Успенского собора. Образ Христа стал каноном для многих поколений славянских иконописцев. В нём впервые был найден русский идеальный образ Иисуса, сильно отличающийся от прежней иконописи, когда Спаситель поражал верующих своей суровостью. Рублёвский же Спас — чисто русский, если так можно выразиться… Он рус, глаза его не увеличены, как на византийских иконах, нос прямой и тонкий. Но самое значительное — это взгляд. Он направлен прямо на зрителя и выражает живое внимание к нему. Брови слегка приподняты, отчего нет ощущения скорби или напряжения. Спас Рублёва полон величия, участия и доверия к человеку. Безусловно, таким Иисус был изображён впервые. И сделал это Рублёв для Звенигородского Успенского собора. Во всяком случае это официальная версия, хотя она не раз подвергалась сомнению. Дело в том, что три иконы — Спас Вседержитель, Архангел Михаил и Апостол Павел кисти Андрея Рублёва (сейчас все они хранятся в Третьяковской галерее в Москве) были обнаружены в Звенигороде сразу после революции. В разгар Гражданской войны, в 1918 году, в СССР начала работу Комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи под председательством Игоря Грабаря. Надо сказать, что несмотря на то, что Церковь подвергалась тогда гонению, иконописец Рублёв был, что называется, персоной грата. Его шедевры искали повсюду. Звенигородский чин, согласно официальным документам, нашли случайно, и даже не в самом Успенском соборе на Городке, а неподалёку, якобы в каком-то сарае. Три великолепные иконы лежали под грудой дров. Учёные установили, что Спас Вседержитель, Архангел Михаил и Апостол Павел некогда входили в состав поясного деисусного чина Успенского собора. Позже, в самом соборе за алтарём, а также под куполом были обнаружены ещё множество фресок, которые приписывают Андрею Рублёву и его ученикам. Но в отличие от знаменитых икон, которые оберегаются Третьяковской галереей, эти фрески — в крайне плачевном состоянии. От копоти свечей и сырости в этой крохотной церкви с каждым годом великолепные творения древних мастеров исчезают со стен Успенского собора на Городке. До сих пор ни Церковь, ни министерство культуры не взялись за их реставрацию. Плачевное положение уникального Успенского собора подтверждается и тем, что на него нет никаких указателей с дороги. Ориентируйтесь на родник, у которого всегда много людей и машин. Родник бьёт из-под холма, поднявшись на который, вы и окажетесь у древнего Городка.

По соседству с Городком расположена ещё одна достопримечательность Московской земли — Саввино-Сторожевский монастырь. Он был основан в самом конце 14 века и служил местом царского богомолья. В середине 17 века монастырь был окружен каменными стенами с башнями, и тогда в нём, помимо нескольких храмов, были сооружены ещё царский дворец, а также келейные корпуса. В дальнейшем Саввино-Сторожевский монастырь оставался одним из богатейших и известнейших монастырей Подмосковья. Но сразу после революции он был закрыт и использовался как колония, то есть тюрьма для несовершеннолетних. В годы Второй мировой войны монастырские ценности пытались эвакуировать. Но не совсем удачно. Уникальный Благовестный колокол, весом в 35 тонн, был при этом разбит. А ведь говорят, что в прежние времена звон его доходил аж до самой Москвы! Изображение этого колокола до сих пор красуется на городском гербе Звенигорода. На сегодняшний день Саввино-Сторожевская обитель вновь открыта как действующий мужской монастырь, и на его территории работает довольно любопытный историко-краеведческий музей.

Центром монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы — однокупольный храм, украшенный поясами ажурной резьбы. В его интерьере сохранились фрагменты фресок начала 15 века, выполненные художниками круга Андрея Рублева А гордость храма — это пятиярусный иконостас 17 века. Рядом с красно-белой Троицкой церковью, где сейчас размещаются фонды музея, располагаются Царицыны палаты — это дворец Марии Милославской, построенный специально для супруги царя Алексея Михайловича. Шатровое парадное крыльцо украшено необычными кувшинообразными колоннами. Кстати, в те времена вход в монастырь был именно со стороны Царицыных палат. Царский дворец — он располагается напротив — представляет собой огромные 11-комнатные палаты. В них останавливался сам Алексей Михайлович, который приезжал в Звенигород молиться. Самым большим сооружением монастыря является четырехэтажное здание Трапезной с настоящим ледником, колодцем и столовой палатой. Любопытно, что уже в 17 веке в окна были вставлены стекла, а не слюда, как это было принято, а во все помещения проведено отопление. У входа в монастырь в наши дни располагается невзрачное кафе, однако там продают очень вкусный луковый хлеб и легендарный монастырский квас, настоянный на изюме.

Звенигород, без сомнения, славится и своей водой. Ещё в конце 19 века у села Дарьино, под Звенигородом, был открыт минеральный источник. Московские врачи определили, что его состав сходен с известными заграничными, в том числе швейцарскими водами, которые использовались для лечения малокровия и неврастении. Дарьинская вода до революции даже продавалась в московских аптеках, а Звенигород стал в 20-м веке настоящим курортом для аристократии. Кстати сказать, здесь служил земским врачом русский писатель Антон Чехов. На территории городской больницы (улица Лермонтова) сохранился деревянный корпус, где Чехов работал в 1884 году. Стены и потолок сохранились с чеховских времён. Говорят, что даже печку там всё ещё можно затопить, как и в прежние дни.

Чехов случайно попал в эти края. Это произошло, когда земский врач звенигородской больницы решил взять длительный отпуск и он попросил своего друга Антона Чехова заменять его какое-то время. Чехов на тот момент окончил медицинский факультет Московского университета. Ему совсем не хотелось уезжать из столицы, но он очень хотел помочь другу и отправился-таки в Звенигород. Поначалу город ему очень не понравился. Чехов даже называл его «паршивым городишкой». Однако затем мнение его изменилось: он был очарован местной природой, подружился с обитателями Звенигорода и впоследствии даже предлагал Ольге Книппер венчаться в этом городе. Чехов во время своей работы в Звенигороде активно общался с друзьями, его приглашали на чай с малиновым вареньем — ягода буйно росла тогда в соседнем овраге, который так и прозвали «малиновый». Компания настолько весело проводила время, что соседи даже написали жалобу на дебошира Чехова и он был оштрафован. Деревянный домик по соседству с больницей на улице Лермонтова, где Чехов столь весело проводил время, сохранился и поныне.

Гуляя по улицам Звенигорода, путешественники и сейчас могут увидеть характерные для уездного города постройки 19 века. Одна из них — дом купца Стариченкова (улица Красная гора, дом 2). Прежде здесь размещалась аптека, которая работала круглые сутки без выходных, так же как и трактир, располагавшийся при въезде в город. Неподалеку от него находился постоялый двор с хлебопекарней, мельницей и конюшней.

Сейчас город не настолько хлебосольный, как в давние времена. Например, ресторан «Звенигород», построенный в худших советских традициях, лучше обходить стороной. Недолго и отравиться. А вот что действительно радует, так это кафе «Луковка» (улица Московская, дом 18 а). Там не только отличная и недорогая еда, но и превосходный дизайн. Интерьер, мебель и посуда сделаны художником-дизайнером Татьяной Феиной. Стены украшены её удивительными картинами, выполненными в наивной и юмористической манере. Они просто восхитительны. И почти все продаются.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий