Таможенный союз с видом на базар

Таможенный союз с видом на базар
В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Таможенный союз с видом на базар

Премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана об этой встрече договорились еще 1 июля. В день, когда на общем пространстве окончательно пали все внутренние границы и контроль перешел на внешние рубежи Таможенного союза. «Это самое большое событие на территории бывшего СССР в период после его крушения», — сказал тогда Владимир Путин своим коллегам по альянсу. Тогда и решили: это дело надо как-то отметить. Хотя бы встречей в Москве. Чтобы, так сказать, уже лично друг друга поздравить и перейти от бравурных эмоций к конкретному делу. То есть, бизнесу.

Именно бизнес-сообщества трех стран во вторник, 12 июля, на общем сборе будут слушать, внимать и понимать, что такое для них Таможенный союз. Встреча Владимира Путина, Михаила Мясниковича и Карима Масимова пройдет в рамках конференции, в которой примут участие руководители министерств экономического блока и главы крупнейших бизнес-ассоциаций трех стран. Но перед этим премьеры сами для себя определятся в том, как мы теперь жить будем.

В повестке проблемы экономической интеграции в рамках Таможенного союза и перспективы создания Единого экономического пространства. Не исключено, что в ходе саммита Владимир Путин расскажет своим коллегам о контактах с украинской стороной по вопросу сотрудничества по схеме «три плюс один». Как сообщил премьер 11 июля, российские и украинские правительственные эксперты активно работают над такими вариантами. Он выразил надежду на то, что эта схема позволит сторонам выйти на «заметные, важные и полезные» результаты.

Путин также сообщил, что провел на эту тему телефонный разговор с президентом Украины Виктором Януковичем. Наряду с успешным развитием трехсторонних связей в рамках Таможенного союза у России и Белоруссии сохраняются серьезные разногласия по ряду вопросов двустороннего экономического сотрудничества, прежде всего в области энергетики. И если ситуацию с погашением задолженности Белоруссии по поставкам электроэнергии удалось разрешить в течение нескольких дней, то договориться о новой формуле цены на российский газ Москве и Минску до сих пор не удалось.

Действующий контракт между «Газпромом» и «Белтрансгазом» на поставку и транзит газа заканчивается 31 декабря этого года. По заявлению «Газпрома», в Минске увязывают согласование условий нового контракта на поставку газа в Белоруссию с подписанием документов по покупке российским холдингом 50 процентов акций «Белтрансгаз». В настоящее время «Газпром» владеет половиной пакета и готов заплатить 2,5 миллиарда долларов за остальные акции.

При этом, по словам главы газового холдинга Алексея Миллера, если белорусская сторона согласится продать их без всяких дополнительных условий, то «контракт может быть подписан хоть завтра». «Газпром» ранее заявлял, что в новом соглашении, которое будет действовать с 2012 года, будут учтены реалии Единого экономического пространства, договоренности по которому Минск ратифицировал в конце 2010 года.

Следует отметить, что саммит премьеров — это сейчас, пожалуй, самый действующий формат Таможенного оюза. Во всяком случае, именно здесь говорят прежде всего о деле. Хотя понятно, что у каждого есть о чем подумать, кроме интеграции. У Масимова в Казахстане заключенные взбунтовались. У Мясниковича в Белоруссии того и гляди взбунтуется вся страна. У Путина бунтует Лукашенко. Одиннадцатого июля его пропаганда опять устроила истерику по поводу того, что Дмитрий Медведев не поздравил участников «Славянского базара». Но все это — отдельно от процесса. Ведь одно дело славянский базар Лукашенко. И совсем другое дело — общий рынок.

Тему продолжит ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Шейнкман: В Москве встречаются премьеры стран, входящих в Таможенный союз. У нас вроде как все хорошо складывается — внутренние границы сняты. А проблемы остались, как вы считаете?

Абзалов: Есть некоторые сложности по ряду направлений, которые будут ликвидированы в процессе дальнейшей интеграции. Прежде всего, это проблема, связанная с разницей административных и налоговых зон. Ситуация с Казахстаном опять же. Напомню, что после отмены таможенных границ и, естественно, упрощения режимов, очень серьезно активизировался переток предприятий, компаний, например, на территории с более мягким налоговым режимом.

Ввиду отсутствия таможенных барьеров можно производить товары и регистрироваться в любой стране Таможенного союза. Поэтому здесь есть некоторые сложности. Очевидно, что таким образом могут создаваться внутренние оффшоры, то есть административная и налоговая система одних стран будет более выгодной, чем других. В результате оттока Российская Федерация может лишиться своих налогоплательщиков. Тем не менее в контексте дальнейшей интеграции, то есть создания Единого экономического пространства, эта проблема может быть частично снижена.

Второй важной проблемой остается вопрос валютных курсов. Очевидно, что даже при отсутствии таможенных рисков валютные риски до сих пор остаются. Это серьезная сложность, потому что производители, которые торгуют в различных денежных единицах и импортируют товар, несут очень серьезные издержки. Здесь речь шла и о создании региональной валюты, и о ведущей роли одной из национальных. Вопрос достаточно проблемный. Очевидно, что в долгосрочной перспективе, как показывает практика, например, Европейского союза, вопрос единой денежной единицы, на которую можно рассчитывать в общем контексте, — это достаточно актуальный вопрос.

Третья проблема связана с приемом новых членов. Очевидно, что есть кандидаты. Не совсем понятен статус Украины. Она хочет добиться статуса «три плюс один», то есть, фактически интегрировавшись, получить ряд преимуществ, которые дает эта организация. Российской Федерации и Казахстану с Белоруссией необходимо определить схему вступления в Таможенный союз и требования к кандидатам. Таковы основные направления, которые являются сейчас достаточно проблемными. Но и есть вопросы, связанные с конкретными схемами и моделями функционирования самого Таможенного союза. В ближайшие несколько лет они станут важнейшими направлениями развития экономического сотрудничества между тремя странами.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий