«Самое трудное сегодня — оставаться самим собой»
Швейцарская «Наша газета» публикует интервью «с одним из ярчайших композиторов второй половины XX века, легкой и уверенной поступью перешагнувшим в век XXI-й», Родионом Щедриным.
«Самое трудное сегодня — оставаться самим собой»
Швейцарская «Наша газета» публикует интервью «с одним из ярчайших композиторов второй половины XX века, легкой и уверенной поступью перешагнувшим в век XXI-й», Родионом Щедриным.
«Фестиваль в Вербье уникален. Среди его многочисленных достоинств главным я считаю то, что известнейшие музыканты ходят здесь слушать друг друга — в „нормальной“ жизни такое редко бывает, уж не знаю, что их здесь так размягчает», — делится 78-летний композитор впечатлениями о проходящем в альпийском курорте музыкальном форуме.
Щедрин считает, что не бывает «несовременной» музыки: «Я бы слово „современная“ применительно к музыке вообще не использовал. Есть просто музыка — плохая или хорошая — и живущие в наше время композиторы. Вот ведь известно, что Марта Аргерих никогда не играет „современную“ музыку — но согласилась исполнить мой концерт, написанный в 2010 году».
Сам он дома предпочитает слушать что-нибудь успокаивающее: «Честно Вам скажу — не Веберна. С утра могу включить „Щелкунчика“, если не здоровится — очень помогает Моцарт, Бах прекрасен всегда…»
По его мнению, сочинять хорошую музыку нельзя научиться, это как дар. «При сегодняшнем уровне развития техники любого можно научить чему угодно. Однако получаемый результат к исконному процессу сочинительства музыки отношения имеет мало. Конечно, можно научить технике, полифонии, форме, но научить быть композитором — нельзя», — считает Щедрин.
К своему преподаванию он также относится скептически и объясняет почему: «Бывали отдельные успешные сочинения, но не могу сказать, что я наблюдал рождение самобытного композитора. Увы!.. Мне кажется, что наше время неблагоприятно для молодых композиторов. Мир заполнен принудительной музыкой, которая окружает нас везде — на улицах, в магазинах, в лифтах, в ресторанах. Только в очень дорогих ресторанах можно рассчитывать на Вивальди или Моцарта (смеется). А так — вбивают в головы примитив. В какой-то степени современные композиторы потеряли слушателей… Впрочем, еще Леонард Бернстайн предупреждал, что музыка и публика разойдутся, как лед на реке».
«Самое трудное сегодня — оставаться самим собой, а не заниматься „самокорректировкой“, подстраиваясь под педагога, коллег, критиков, импресарио… Те, кто начинают подлаживаться — ради заказов, записей, прочих благ — губят себя, „забивая“ собственную индивидуальность. С другой стороны, моим коллегам сегодня объективно непросто, ведь надо постоянно заниматься поисками спонсора. Раньше можно было прийти в Союз композиторов и попросить ссуду, даже безвозмездную», — добавляет Щедрин.
Вспоминая советские времена, когда он был одним из руководителей Союза композиторов и членом съезда народных депутатов СССР, Щедрин говорит: «Что же касается моей, так сказать, репутации… Знаете, с возрастом принято задумываться о душе, раскаиваться в грехах. Я готов отчитаться перед Богом — всю свою жизнь я старался никому не делать зла, а наоборот, помогать коллегам, в меру моих возможностей».
Сохранить язык и культуру
Более 500 гостей собрались в зале Curzon Hall в сиднейском районе Марсфилд на юбилейный выпускной бал русской школы им. Св. Александра Невского в Хомбуше. Среди почетных гостей присутствовали посол Российской Федерации в Австралии Владимир Морозов и генеральный консул РФ Алексей Свиридов.
История этой школы уходит в 1971 год, когда отделившись от школы при соборе в Стратфилде, пошли своим путем энтузиасты-педагоги. Начинать было не просто, но вскоре школа завоевала авторитет среди родителей и русской диаспоры, пишет австралийская газета «Единение».
«Наша субботняя школа самая большая в Сиднее, — с гордостью рассказывает заведующая учебной частью Лариса Мигунова. — Наверное, потому, что у нас хорошие опытные преподаватели, многие работают уже несколько десятилетий. На сегодняшний день у нас 151 ученик. Но в начале 80-х у нас в течение года занималось до 285 учеников».
Выступая перед учениками и собравшимися в зале, новый председатель школы Николай Максимов сказал: «Я сам выпускник этой школы и знаю не понаслышке насколько крепки дружба и товарищество, которые связывают нас в школе. Дети и уже взрослые бывшие ученики повторяют вновь и вновь, что друзья из русской школы остаются на всю жизнь. И это не удивительно, так как школа является неотъемлемой частью русской диаспоры».
«Главным, что объединяло всех собравшихся на балу — был русский язык, язык наших дедов и родителей, язык великой культуры, язык классиков мировой литературы — Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова. И главная задача субботней школы в Хомбуше, как и более десятка других русских школ, это сохранить этот язык и культуру в новом поколении нашей русской диаспоры», — резюмирует «Единение».
«Темные аллеи» в Нью-Йорке
«Русский базар» аннонсирует запланированный на 31 июля новый спектакль литературно-драматического театра «Диалог» под руководством Ирины Волкович. На этот раз зрители Нью-Йорка смогут увидеть новую работу русского театра — постановку «Темные аллеи».
«Темные аллеи» — это инсценированные страницы жизни и творчества Ивана Алексеевича Бунина. Щемящая грусть о жизни и любви писателя передана в спектакле через воспоминания самого писателя, его жены Веры Николаевны Муромцевой-Буниной и его возлюбленной Галины Кузнецовой», — рассказывает порталу Ирина Волкович.
«Почему я выбрала Бунина? Это писатель, который поразителен по своей философской безнадежности… А спектакль получился, как грустная история о минувшей любви. В основу сценария легли воспоминания, переписка, отрывок из Нобелевской речи Бунина, рассказы „В Париже“, „Солнечный удар“, „Темные аллеи“, романсы того времени», — добавляет она.
В прологе путешественник (актер Рустем Галич) словно ведет нас, зрителей, по кладбищу русских эмигрантов под Парижем Сен-Женевьев Де Буа. Герой приехал на кладбище специально чтобы отдать дань памяти великому писателю. И мы, зрители, словно можем поклониться выдающимся деятелем русской культуры, которые обрели там вечный покой.
«Спутницей моей жизни до гроба» называл Бунин свою жену Веру Николаевну. Ее в спектакле играет народная артистка России Елена Соловей. На сцене она создает образ женщины душевной теплоты и благородства, любящей мужа истинно высокой любовью, и умеющей прощать ему сложности непростого характера, любовные увлечения.
«Для меня и актеров главное было не следовать стереотипам и не идти уже известными дорогами, а стремиться найти иную театральную форму… И действительно здесь даже не столь важен сюжет, а важна именно атмосфера. Мы старались новыми театральными средствами как бы перевести сильный, очень убедительный, чудный язык бунинской прозы на язык театра», — поясняет Ирина Волкович в интервью «Русскому базару».
Источник: rus.ruvr.ru