Джембе, конги, бонги…

Джембе, конги, бонги…
В прекрасном цикадно-кузнечиковом Подмосковье, на реке Клязьме, благотворительный фонд В. Потанина собрал своих стипендиатов на очередную Летнюю школу: 350 студентов из 27 ведущих вузов России. Полгода — с самой Зимней школы — молодые горячие головы готовились к этому штурму: придумывали волонтерские проекты, превращали однокашников в сподвижников и, разумеется, впрок — на неделю вперед — отсыпались. Ибо знали: режим предстоит сверхплотный; нужно не только себя показать, но и увидеть, узнать, впитать и усвоить — почти необъятное.
В прекрасном цикадно-кузнечиковом Подмосковье, на реке Клязьме, благотворительный фонд В. Потанина собрал своих стипендиатов на очередную Летнюю школу: 350 студентов из 27 ведущих вузов России. Полгода — с самой Зимней школы — молодые горячие головы готовились к этому штурму: придумывали волонтерские проекты, превращали однокашников в сподвижников и, разумеется, впрок — на неделю вперед — отсыпались. Ибо знали: режим предстоит сверхплотный; нужно не только себя показать, но и увидеть, узнать, впитать и усвоить — почти необъятное.
Джембе, конги, бонги…

В прекрасном цикадно-кузнечиковом П
Увидеть тренд… и разбогатеть

В качестве малой доли этого Необъятного — тренинги и мастер-классы от ведущих бизнес-тренеров России с интригующими названиями: «Три главных закона эффективного общения», «Как выпрыгнуть из беличьего колеса» (об умении фокусировать внимание на главном), «Лидерство в личном взаимодействии», «Изменения в мою пользу: как развить в себе адаптивность и открытость новому»… Автор последнего, основатель компании «EBM» Евгений Мачнев, провел также тренинг, посвященный самому модному словечку начала XXI века «тренд».

В сегодняшней образовательной парадигме принято считать, что упор в обучении должен делаться на самостоятельную работу студентов. Наиболее эффективным способом проверки качества этой работы является публичная защита курсовых и дипломных работ. В 2004 году, занявшись проблемами качества в Московском институте экономики, менеджмента и права (МИЭМП) мы довольно быстро поняли, что не научившись бороться с заимствованиями в работах студентов, повысить качество образования не получится в принципе. Написать или списать?

«Тренды нужно видеть, — заявил тренер с кастанедовской прямотой. — Причем „видеть“ здесь — ключевое слово. Я буду только рад, если кто-нибудь с криком „Я прозрел!“ выбежит из аудитории. Видеть тренды — значит предвидеть будущее».

Далее он предложил слушателям обнаружить какие-нибудь новейшие тренды — имеющие отношение к современной России. Студенты с удовольствием включились в игру под названием «trend feeling». Спустя некоторое время искомые тренды были обнаружены и локализованы. Среди них оказались такие, как «низкое качество школьного образования», или — «тяга горожан за пределы мегаполиса», или даже — «страх превратиться в зомби»…

Однако выявить и синтезировать тренды — это лишь полдела. Следующим шагом интерактивного действа явилась разработка — на основе полученных данных — бизнес-идеи. Юные трендвайзеры предложили, в частности, организацию интернет-курсов для начинающих фермеров (то есть тех, кто на практике реализует тренд о деревенской мечте).

Главный секрет ведущий приберег напоследок. «Если вы найдете тренд, который видят тридцать процентов населения, то, скорее всего, кто-то на нем уже заработал. Вам нужен тренд, замеченный пятью процентами. Он может лечь в основу стоящего проекта».

Кстати, для того, чтобы видеть тренды, подчас недостаточно быть гением: Билл Гейтс, например, при всех своих достоинствах, таковой способностью, по мнению г-на Мачнева, не обладает.

Разговор «картинками»

«В какой-то важный для молодого человека момент мы сообщаем ему „волшебный пинок“, дающий понимание о том, что развитие идет в правильном направлении, — говорит Игорь Юшин, директор программ Фонда и руководитель Школы. — Но главным реактивом является, прежде всего, общение с подобными, с единомышленниками. Мы не стремимся чрезмерно опекать наших стипендиатов: они должны всё делать сами».

…В качестве «культурного» стимулятора студенты получили мастер-класс «Игра в классики» — от декана факультета медиакоммуникаций ВШЭ Анны Качкаевой, актрисы и преподавателя театрального училища имени Щукина Марины Ливановой, а также замдиректора Высшей школы журналистики Татьяны Тихомировой. После разогревающего «пинка» в виде урока сценической речи началась собственно Игра.

Поскольку нынешние студенты, по выражению г-жи Качкаевой, принадлежат к «многозадачному поколению», говорящему «картинками», то классические произведения им предложили переформатировать в двухминутный репортаж — без каких-либо иных ограничений. Сюжет следовало передать, используя любые подручные средства, включая зажигалки и мобильные телефоны. Результаты моментально транслировались в социальные сети. «Анна Каренина», в итоге, попала в выпуск Чрезвычайных Происшествий, «Евгений Онегин» был представлен в виде трейлера к фильму, а жизнь «Трех сестер» корреспонденты рассказали языком «женских историй» Оксаны Пушкиной.

Еще о «картинках». Наиболее острую реакцию стипендиатов вызвал фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» по роману Алексея Иванова, получивший главный приз на недавнем «Кинотавре». В обсуждении участвовал режиссер, ответивший и за себя, и за своего героя Виктора Служкина (актер К. Хабенский), и «за того парня», в смысле — Иванова. «Служкин — герой вне времени… который хочет, чтобы все вокруг были счастливыми, тогда и он сам будет счастлив», — подвел режиссер черту под бесконечными спорами о сакральном смысле картины.

«Атмосфера — невероятная! — делится Ирина Ильиченко из Омска. — Сидят триста человек, хлопают, хохочут, плачут — весь зал как единый организм. И никакого попкорна… В моем городе это произведение уже несколько лет идет в театре; мне никак не удавалось на него сходить. Теперь же — как сезон откроется — первым делом пойду и куплю билет».

…А вот интересно: в какой степени юные стипендиаты отождествляли себя во время показа с сорокалетним героем, и в какой — с его бунтарями-учениками?

Пляжный Ляпис

Но все-таки главное событие, ради которого всё затевалось — это презентация… нет — борьба студенческих волонтерских проектов за право на воплощение. 62 команды, у каждой есть 10 минут на рассказ о проекте и на его защиту.

Проект «Кухня без границ» представляют ребята из Владивостокского университета экономики и сервиса. Цель: создание при общаге кулинарных курсов, изучение различных кухонь мира… Вопрос (крик души!) из зала: в нашей общаге вьетнамцы каждый день жарят селедку, запах невыносимый, как быть? Ответ: налаживать мультикультурный диалог — посредством тех же самых кулинарных курсов; повышать уровень толерантности. (Вариант ответа «учиться жарить селедку самим» — не прозвучал.)

Проект «Третий нелишний» (Московский физико-технический институт). На сцене — слингомама с дитём, слингоребенок примотан посредством слинга (длиннющего шарфа, если кто не в курсе). Цель: создание на базе института специальной «детской» комнаты, попытка решить проблему безболезненного совмещения учебы с детородством. Крики из зала: «девчата, вы — лучшие!». В рамках Школы представлен еще один подобный проект — из Югорского государственного университета: «Помоги „оранжевому верблюду“». Результат — оба проекта в числе победителей. Социальное всегда — на первом месте.

Из чего возникли эти проекты — понятно. Лично мне интересней проследить, каким образом юные головы посещают такие идеи, как, например, проект из Твери «Подари каплю надежды», посвященный пропаганде донорства крови среди молодежи. Он возник в 2007 году; еще не существовало федеральной программы «Служба крови», а средний возраст донора в регионе равнялся 52-м годам. «Посыл очень простой: ты можешь спасти чью-то жизнь — он помогает молодым людям сделать первый шаг», — рассказывает автор проекта Юлия Саранова. «…Кроме всего прочего, мы прививаем молодежи здоровый образ жизни. Я, например, мечтавшая в подростковом возрасте сделать себе татуировку, отказалась от этой идеи навсегда, когда узнала, что тату влечет автоматический отвод от донорства на целый год. Вообще, если человек становится повторным донором, он начинает иначе относиться к своему здоровью, а также к здоровью окружающих его людей. Вот такой у нас клёвый проект!»

Знал ли граф С. Г. Строганов, который в 1825 году основал уникальное в своём роде учебное заведение для молодых талантов, ныне — Московскую государственную художественно-промышленную академию — что она будет носить его имя?! Наверняка, не знал. Иначе двести лет назад кроме учебных корпусов построил бы на свои деньги и специальный городок для проживания иногородних студентов. Ведь, живя граф Строганов в наши дни, ему было бы стыдно, если б эти самые студенты влачили бомжацкое состояние. Но, не стыдно чиновникам (может, потому что не графья?) Миноборазования России и руководству известной на весь мир академии, которые… пачками выселяют из общежитий Строгановки талантливых молодых людей! Молодых и талантливых попросили на улицу

Или — проект 2008 года «Наука — детям» (Новосибирский государственный университет)…

Или — победитель этого года, проект из Хабаровска «Кино для всех». О нем мне поведала Талтыкина Маша (инициативная группа «Люди Ха»): «Это может кому-то показаться смешным: кинотеатр для слепых. Однако существуют уже технологии, которые позволяют слепым погрузиться в мир кино. Это называется тифлокомментирование: обычный фильм сопровождается звуковой дорожкой, описывающей всё, что происходит на экране. Слепой или слабовидящий человек обладает превосходным воображением… В России сегодня всего 30 фильмов с тифлокомментриями; в США или в Европе — 300 фильмов ежегодно. Наша цель скромна: создать в Хабаровске киноклуб для инвалидов по зрению — и привлечь внимание общественности к данной проблеме».

Обращенность молодых (и даже очень молодых) людей к подобным темам вызывает поначалу оторопь, потом — чувство… глубокого уважения.

Можно бесконечно рассказывать о Летней школе, о лихо промелькнувшей подмосковной неделе.

Трижды в день на пороге столовой стипендиатов встречали ребята из специально организованной event-группы и с криками «Обнимаем! Всех обнимем — бесплатно!» — заключали в объятья каждого (как в повести Стругацких: никто не ушел обиженным).

В конце Четвертого дня в парк-отеле случился барабанный тренинг. Каждый желающий получил по экзотическому барабану: джембе или конги, бонги или сурду. Кому-то достались ударные попроще: бубен или тамбурин, маракас или тон-блок. После небольшой вводной лекции ведущий дал отмашку — и «всё заверте». У профессиональных барабанщиков катарсис зовется «эффектом барабанного круга». Так вот, «эффекта» хватило всем.

А к концу пятого дня защитившие, наконец, свой проект люди Ха отправились к реке. Неподалеку на эстраде разыгрывались взрослые дядьки из белорусской группы «Ляпис Трубецкой»: через час им предстояло сотрясти окрестности своим зрелым настоявшимся саундом, — и тут хабаровчанин Егор (или это был Артём?) выдал: «Вот уж не думал, что буду однажды лежать на пляже, и лично для меня будет играть Ляпис Трубецкой…».

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий