Past Perfect: Кола Бельды и подлинная история «Белого острова»

Past Perfect: Кола Бельды и подлинная история «Белого острова»
Свое амплуа эстрадного делегата отсеверных малых народов Бельды отрабатывал еще ивнешним видом выступал певец почти всегда внациональных костюмах

Свое амплуа эстрадного делегата отсеверных малых народов Бельды отрабатывал еще ивнешним видом выступал певец почти всегда внациональных костюмах

Past Perfect: Кола Бельды и подлинная история «Белого острова»

Вновой сетевой реальности слова незаметно меняют свой смысл вотношении музыки так случилось, например, спонятием редкость. Прежде оно зачастую означало долгие поиски иизрядные вложения; теперь определение редкий поотношению кальбому обычно подразумевает, что для того, чтобы заполучить его, нужно посидеть винтернете не3минуты, а, скажем, полчаса. Более того: появилось отдельное племя редких альбомов сопределенным артиклем которые тоидело всплывают там исям инеизменно аттестуются как неизведанные, странные идикие. Именно это ислучилось споследним диском советского певца Кола Бельды Белый остров разыскать его несоставляет нималейшего труда, ногдебы выего ниобнаружили, оннеизменно будет подан как находка иартефакт. Что, вобщем, неудивительно учитывая музыку, которая нанем звучит.
Впрочем, прежде чем говорить про Белый остров, неплохо былобы рассказать осамом Бельды потому как сейчас его если изнают, тозачастую как такой советский эстрадный курьез, чукчу соркестром, голос изсаундтрека кодной изсерий Нупогоди!. Это понятно ноэто неочень справедливо: уБельды была изахватывающая биография, исущественное призвание, идовольно грандиозные песни. Коренной нанаец, онродился вмалюсеньком селе вХабаровской области, осиротел еще вмладенческом возрасте (точнее, унего умер отец, мать вышла замуж задругого, анародные традиции предполагали, что вэтом случае она больше немогла видеть своего ребенка отдругого брака), тогдаже начал заикаться; сначала его воспитывала тетка, потом оноказался вдетском доме. Вподростковом возрасте сбежал нафронт, передвигаясь вящике для угля под вагоном, стал юнгой наТихоокеанском флоте, участвовал восвобождении Кореи, получил ордена имедали. Закончил экстерном музучилище, работал натральщике мотористом, потом служил вразнообразных консерваториях; в57-м поучаствовал вфестивале молодежи истудентов вМоскве итогда его наконец заметили ипостепенно приняли вэстрадную элиту. Нуипоехало: выступления, гастроли постране исоцлагерю, встречи свысшими госчинами, лауреатство нафестивале вСопоте вобщем, большая карьера. Выдающаяся, конечно, линия жизни но, справедливости ради, тогда таких выдающихся линий было много.

Самый известный номер Кола Бельды вообще, унего, вотличие отколлег, было много всамделишных клипов, снатурными съемками ипочти что ссюжетом

Понятно, конечно, что Бельды был вписан всоветский большой эстрадный проект вомногом пополитическим мотивам: вотон, подлинный интернационал; единение пролетариев всех стран; вогромной многонациональной стране есть тайга итундра иуних тоже есть свой звонкий голос, поющий оболенях, нартах исеверном солнце. Конечно, большинство песен Бельды (иабсолютно все известные) ровно обэтом, обэкзотике, ожизни оленеводов ипрочих представителей закоренелых профессий; новсе-таки нетолько среди его основного репертуара можно отыскать икокетливую любовную лирику, игимноподобную Солнце вресницах, имощную вещь Сыны России, теперь звучающую одой толерантности, икомический твист ишейк, исоветский фанк. Конечно, Бельды исам отыгрывал экзотику пополной отшапки досапожек, отбубна дорепертуара, вкотором нередко появлялись ивещи наязыках малых народов (вроде Сказания осолнце-бубне); носказать, что онполностью еюисчерпывался, былобы неверно. Конечно, Бельды неОбодзинский инеМулерман, ноэта самая великая традиция, внутри которой певец существовал, все-таки, как правило, непринимала всебя людей бесталанных. Голос уБельды, безусловно, был голос сильный, выдающийся ипарадоксальный. Когда слушаешь его мелодиевские записи (тоестьте, которые иобеспечили певцу имя иангажементы) иособенно песни наобщечеловеческие, так сказать, темы, иособенно песни, которые пел далеко нетолькоон (вроде Красный конь), эта парадоксальность очень хорошо чувствуется: Бельды какбы немного неловко врамках этой большой имперской эстрады, онпоет, как человек излеса внациональном костюме, который топчется напороге хорошо обустроенной московской квартиры; изасчет этой неловкости, какой-то перпендикулярности уэтих песен возникает очень отдельное обаяние. Нуивообще повсем свидетельствам судя, Бельды был большой артист, настоящий; асвидетельства имеются, вплоть досамых неожиданных скажем, вот таких воспоминаний Владимира Шахрина отом, как насамом раннем этапе существования группы Чайф ееучастники смеха ради отправились вСвердловскую филармонию наконцерт Бельды иобнаружили пустой зал, для которого артист работал навсю катушку.

Плейлист: 10советских песен Кола Бельды

Кола Бельды наконцерте Поп-механики вместе сСергеем Курехиным

Ивсеже: понятно, что этот текстбы непоявился, еслибы неальбом Белый остров. Альбом, который был записан вконце 80-х, всамый разгар перестройки, когда эта самая советская эстрада внезапно перестала быть комубы тонибыло нужна, превратилась вобщественном сознании вреликт уходящих времен, стала объектом издевательского постмодернистского освоения для новой передовой культуры (именно кэтим временам относится вышепомещенная фотография наодном изконцертов курехинской Поп-механики Бельды пел свою фирменную Песню оленевода под аккомпанемент дикого анархистского оркестра; сохранилось даже фрагментарное видео того, как это было). Альбом, который кэтой самой эстраде неимеет уже почти никакого отношения. Альбом, первая песня которого звучит вот так.

Хозяин леса

Это удивительная, небывалая музыка. Напоминающая примерно все, что музыка артиста вроде Кола Бельды, казалосьбы, впринципе неможет напоминать, ипри этом ниначто непохожая. Крайне минималистичная (изинструментов здесь временами только варган дабубен, нуисинтезатор), нопри этом очень насыщенная. Она напрашивается намассу определений, новсе ихприходится очень непривычным образом уточнять. Таежный индастриал. Минимал-вейв крайнего Севера. Местами даже исвоего рода оторопелый психофолк почти вдухе ранних записей Animal Collective. Местами да, примерно эстрада, нотолько существующая надругой, незнакомой почве, где внизу вечная мерзлота, асверху северное сияние. Нуиголос голос тут уБельды иной, чем прежде: монотонный, торжественный, мистический, именно что вмерзающий ввечность.

Праздник

Как яуже говорил, Белый остров тоидело всплывает вразличных интернет-источниках направах советской феноменальной редкости идикости. При этом, однако, про альбом почти ничего толком неизвестно. Нутоестьда, факт: напластинке записаны настоящие песни малых народов крайнего Севера манси, долганов, эвенков, эскимосов, ульчей итак далее; причем все они переведены нарусский. Нуда, вродебы эти песни Бельды годами собирал упредставителей этих самых народов. Нонаэтом ивсе как, кем ипочему это было сделано, никто незнаети, кажется, непытался выяснять; обычно сообщается, что диск записан вместе смосковскими минимал-музыкантами ивсе, чтобы это низначило. Мырешили исправить досадное упущение иобратились квдове Кола Бельды, кандидату культурологии Ольге Александровне Бельды спросьбой ответить наряд вопросов обистории создания Белого острова. Ольга Александровна любезно откликнулась, иниже мыпубликуем ееразъяснения.

Обложка мелодиевского издания Белого острова

Кола Бельды вспоминал, что в70-х годах прошлого века онрешил посвятить свою жизнь иработу собиранию исохранению уникальных национальных песен северных народов. Работа была архисложной попричине малочисленности носителей этого фольклора. Стариков, знающих традиции иязык, становилось все меньше. Для того чтобы найти одного селькупа, который помнил песни дедов, артисту пришлось исколесить пространство отКольского полуострова доКамчатки. Наконец, нашел-таки онтакого человека. Поставил перед ним магнитофон, попросил спеть. Ионзапел. Сначала старую песню, апотом освоем, отом, что волнует его. Пошла такая импровизация! Это было удивительно есть какая-то основа, адальше фантазия каждого исполнителя!
Несколько лет назад вМоскве явстречалась смосковским музыкантом Александром Лавровым, который производил аранжировку материала, ставшего основой диска. Онсообщил, что втворческом процессе были задействованы подлинные раритеты. При прослушивании пластинки слух улавливает, например, стук дерева подереву. Это звучит дуэнтэ ритуальный музыкальный инструмент, использовавшийся вовремя медвежьего праздника унанайцев, ульчей, нивхов, сэпохи неолита живущих вдельте реки Амур. Дуэнтэ представляет собой подвешенное накрестообразные стойки двух-трехметровое еловое бревно, вкотором выдалбливались отверстия различной величины. При ударе деревянной колотушкой потакому инструменту раздавались звуки разной высоты. Конечноже, вмузыкальное полотно песен были вплетены звуки древнего хомуса (варгана, кункаи названия уразных народов), сделанного изметалла, бамбука или кости, издающего вибрирующие звуки. Устрашающе звучат янгпа ритуальный шаманский пояс сметаллическим подвесками иунчху бубен шамана. Шелестят ритуальные стружки, предназначенные для изгнания злых духов.

Чайка

Поскольку страна наша многонациональная, перевод песен нарусский язык был естественным выбором творческой группы воглаве сН. И. Бельды, результатом стремления донести дослушателя смысл, заложенный впервоисточнике. Прежде чем записать встудии, музыканты много репетировали ивовремя концертов исполняли песни северян, чтобы проверить реакцию публики. Так было ивовремя зарубежных гастролей, втом числе наПразднике газеты французских коммунистов Юманите в1987г. Отрудностях перевода мне рассказала московская поэтесса, журналистка Юлия Горжалцан. Поеевоспоминаниям, работа над переводами песен нарусский язык была очень интересной инеобычной. Содной стороны хотелось, чтобы русский вариант был как можно ближе коригиналу, слова которого были необычайно свежими ияркими. Сдругой стороны хотелось, чтобы песни были доступны массовому слушателю. Например, как было сложно перевести нарусский язык словосочетание Девушка слицом цвета коры лиственницы. Красиво, экзотично, очень точно! Нокак уложить это определение впесенную строку…
Свою лепту втворческий процесс работы над русскоязычным вариантом песен вносил идруг Кола, журналист телепередачи Время Леонид Кушнаренко (псевдоним Леонид Полин). Интересно было наблюдать заэтой троицей. Спокойный, увалистый, как медведь, Леня Кушнаренко, совсем молодой это была его первая пластинка Саша Лавров. Иподвижный, как ртуть, жестикулирующий, стремительный Кола. Лебедь, рак ищука смеялась Юлия. Иудивительно врезультате совместной работы этих трех непохожих людей появились песни, полные очарования инездешней прелести.
Какой извсего этого следует вывод? Как водится, никакого. Наверное, выйди Белый остров вдругое время ивдругом месте, судьба этой записи сложиласьбы совсем иначе вконце концов, такая мощная инеочевидная звуковая работа средчайшими источниками много где ценится иценилась; произойди это все на10лет позже, Кола Бельды вполне могбы выступать накаком-нибудь WOMAD. Нов88-м, понятно, всем было недотого. Вскоре после записи пластинки Бельды вместе ссемьей переехал изМосквы наДальний Восток, поближе ккорням; ав93-м сним случился инфаркт, чутьли некогда онстоял вочереди вмагазине, иприехавшая Скорая уже несмогла откачать артиста. НоБелый остров пусть инастранных правах общеизвестной редкости все-таки остался: такой же косолапый, седой, мохнатый ивеличественный, как герой первой песни наэтой пластинке.

Источник: afisha.ru

Добавить комментарий