Конкурс Скрябина — соревнование избранных. Он собирает пианистов с особым складом интеллекта: музыкантов, которым близки идеи космизма, идеи синтеза искусств и всемогущества музыки — те идеи, которыми питалось творчество великого русского композитора-новатора. И которые, к сожалению, после Скрябина практически никто не подхватил и не развил в искусстве ХХ века.
Конкурс Скрябина — соревнование избранных. Он собирает пианистов с особым складом интеллекта: музыкантов, которым близки идеи космизма, идеи синтеза искусств и всемогущества музыки — те идеи, которыми питалось творчество великого русского композитора-новатора. И которые, к сожалению, после Скрябина практически никто не подхватил и не развил в искусстве ХХ века.
Участники конкурса Скрябина — это еще и пианисты с особыми нервно-психическими качествами: необыкновенной подвижностью нервной системы, способностью к выражению крайних эмоций, к мгновенному переходу от одного полюса к другому.
Конкурс Скрябина предполагает к тому же отсутствие меркантильности, ведь с прагматической точки зрения он «невыгодный»: его программа сложна и не универсальна, она не годится для участия в других творческих соревнованиях — здесь исполняют, в основном, музыку Скрябина. Может, поэтому этот конкурс не отличается массовостью, он, что называется, ведет узкий отбор исполнительской элиты.
В этом году элиту пополнил, прежде всего, лауреат первой премии Арсений Тарасевич-Николаев. Студент Московской консерватории, который только-только закончил первый курс, получил 15 тысяч евро. В интервью «Голосу России» он рассказал:
«Наверно, это было в классе восьмом-девятом, когда я начал играть музыку Скрябина. Я выучил тогда Четвертую сонату — это было мое первое произведение Скрябина. Учил с невероятными мучениями, но это принесло плоды: я заинтересовался этой музыкой, постепенно влился в нее, если так можно сказать, и теперь она составляет основу моего репертуара.
Я не могу сказать, что чувствовал на конкурсе напряженную конкурентную борьбу. Наверно, она есть, но это за скобками. Мне, честно говоря, было очень комфортно в этом смысле. Конечно, я не могу сказать, что все было легко, хотя бы потому, что я впервые играл с оркестром в Большом зале консерватории совсем непростой Концерт Скрябина».
В истории конкурсов Скрябина еще не бывало скандалов, связанных с нечестным, по мнению слушателей, распределением премий. Во-первых, потому что члены жюри не могут иметь среди конкурсантов своих учеников, а это всегда вызывает некое напряжение. Во-вторых, принята простая и прозрачная процедура выставления оценок: члены жюри — 10 человек, после каждого тура оглашают оценки по 25-бальной системе. Средний балл и есть результат, который или позволяет, или не позволяет претенденту пройти на следующий тур.
Бессменный председатель жюри конкурса профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский, правда, признал, что проблемы есть — и вот какие:
«У нас есть очень серьезная проблема, которая меня беспокоит с самого первого конкурса, то есть 17 лет. У нас очень мало иностранцев. В прошлом конкурсе победители были только из России. Это неправильно, это нехорошо. В этом году иностранные участники играли лучше, и вот на втором туре из 12-ти конкурсантов было пять иностранцев».
Двое из них, кстати, стали лауреатами: третью премию конкурса Скрябина разделили пианистка из Вьетнама Нгуен Тхи Ким Нган и Сергей Ким из Казахстана. Два диплома тоже уезжают за границу. В Японию диплом везет Эри Накагава, в Латвию — Катрина Гупало. Сергей Ким, кроме третьей премии, получил еще один новый для конкурса приз симпатий публики.
Еще одной проблемой остается пост-конкурсный промоушен. Конечно, победитель получает право на сольный концерт в Московской консерватории, и все лауреаты смогут сыграть на рояле Скрябина в его мемориальном музее в Москве. Но этого, конечно, мало. И поэтому ректор Московской консерватории Александр Соколов озвучил такие планы:
«Готовя следующий конкурс — через четыре года, мы, конечно, обеспечим интернет-трансляцию. Технически этот вопрос уже решен — у консерватории есть своя линия. Следующий конкурс пройдет в преддверии юбилея консерватории — в 2016 году консерватории исполняется 150 лет. А это означает, что ко всему, что будет здесь происходить, будет привлечено дополнительное внимание, так что рейтинг этого конкурса, и так уже высокий, только повысится».
Источник: rus.ruvr.ru