Конкурс Скрябина — путь в исполнительскую элиту

Конкурс Скрябина — соревнование избранных. Он собирает пианистов с особым складом интеллекта: музыкантов, которым близки идеи космизма, идеи синтеза искусств и всемогущества музыки — те идеи, которыми питалось творчество великого русского композитора-новатора. И которые, к сожалению, после Скрябина практически никто не подхватил и не развил в искусстве ХХ века.

Конкурс Скрябина — соревнование избранных. Он собирает пианистов с особым складом интеллекта: музыкантов, которым близки идеи космизма, идеи синтеза искусств и всемогущества музыки — те идеи, которыми питалось творчество великого русского композитора-новатора. И которые, к сожалению, после Скрябина практически никто не подхватил и не развил в искусстве ХХ века.

Участники конкурса Скрябина — это еще и пианисты с особыми нервно-психическими качествами: необыкновенной подвижностью нервной системы, способностью к выражению крайних эмоций, к мгновенному переходу от одного полюса к другому.

Конкурс Скрябина предполагает к тому же отсутствие меркантильности, ведь с прагматической точки зрения он «невыгодный»: его программа сложна и не универсальна, она не годится для участия в других творческих соревнованиях — здесь исполняют, в основном, музыку Скрябина. Может, поэтому этот конкурс не отличается массовостью, он, что называется, ведет узкий отбор исполнительской элиты.

В этом году элиту пополнил, прежде всего, лауреат первой премии Арсений Тарасевич-Николаев. Студент Московской консерватории, который только-только закончил первый курс, получил 15 тысяч евро. В интервью «Голосу России» он рассказал:

«Наверно, это было в классе восьмом-девятом, когда я начал играть музыку Скрябина. Я выучил тогда Четвертую сонату — это было мое первое произведение Скрябина. Учил с невероятными мучениями, но это принесло плоды: я заинтересовался этой музыкой, постепенно влился в нее, если так можно сказать, и теперь она составляет основу моего репер­туара.

Я не могу сказать, что чувствовал на конкурсе напряженную конку­рентную борьбу. Наверно, она есть, но это за скобками. Мне, честно гово­ря, было очень комфортно в этом смысле. Конечно, я не могу сказать, что все было легко, хотя бы потому, что я впервые играл с оркестром в Боль­шом зале консерватории совсем непростой Концерт Скрябина».

В истории конкурсов Скрябина еще не бывало скандалов, связанных с нечестным, по мнению слушателей, распределением премий. Во-первых, потому что члены жюри не могут иметь среди конкурсантов своих учени­ков, а это всегда вызывает некое напряжение. Во-вторых, принята простая и прозрачная процедура выставления оценок: члены жюри — 10 человек, после каждого тура оглашают оценки по 25-бальной системе. Средний балл и есть результат, который или позволяет, или не позволяет претенденту пройти на следующий тур.

Бессменный председатель жюри конкурса профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский, правда, признал, что проблемы есть — и вот какие:

«У нас есть очень серьезная проблема, которая меня беспо­коит с самого первого конкурса, то есть 17 лет. У нас очень мало иностра­нцев. В прошлом конкурсе победители были только из России. Это непра­вильно, это нехорошо. В этом году иностранные участники играли лучше, и вот на втором туре из 12-ти конкурсантов было пять иностранцев».

Двое из них, кстати, стали лауреатами: третью премию конкурса Скрябина разделили пианистка из Вьетнама Нгуен Тхи Ким Нган и Сергей Ким из Казахстана. Два диплома тоже уезжают за границу. В Японию диплом везет Эри Накагава, в Латвию — Катрина Гупало. Сергей Ким, кроме третьей премии, получил еще один новый для конкур­са приз симпатий публики.

Еще одной проблемой остается пост-конкурс­ный промоушен. Конечно, победитель получает право на сольный концерт в Московской консерватории, и все лауреаты смогут сыграть на рояле Скрябина в его мемориальном музее в Москве. Но этого, конечно, мало. И поэтому ректор Московской консерватории Александр Со­колов озвучил такие планы:

«Готовя следующий конкурс — через четыре года, мы, ко­нечно, обеспечим интернет-трансляцию. Технически этот вопрос уже ре­шен — у консерватории есть своя линия. Следующий конкурс пройдет в преддверии юбилея консерватории — в 2016 году консерватории исполня­ется 150 лет. А это означает, что ко всему, что будет здесь происходить, будет привлечено дополнительное внимание, так что рейтинг этого кон­курса, и так уже высокий, только повысится».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий