В Кыргызстане вспоминают события апрельской революции 2010 года

В Кыргызстане вспоминают события апрельской революции 2010 года
В Кыргызстане вспоминают неспокойную весну 2010 года, когда в республике началась революция. В тот день погибли 87 человек, сотни были ранены. Режим Курманбека Бакиева пошатнулся, после чего в стране сменилась власть.

Об апрельской революции корреспонденту Жазгуль Каримовой рассказали свидетели тех событий, от рядовых жителей до президента Кыргызстана.

В Кыргызстане вспоминают неспокойную весну 2010 года, когда в республике началась революция. В тот день погибли 87 человек, сотни были ранены. Режим Курманбека Бакиева пошатнулся, после чего в стране сменилась власть.

Об апрельской революции корреспонденту Жазгуль Каримовой рассказали свидетели тех событий, от рядовых жителей до президента Кыргызстана.

В Кыргызстане вспоминают события апрельской революции 2010 года

Врач-реаниматолог «скорой помощи» Егор Борисов говорит, что тогда было не разобрать, где находятся раненые, а где просто толпа. Пострадавших запихивали в машину столько, сколько помещалось.

Реаниматолог Егоров работал 7 апреля не в свою смену. Он, услышав первые новости с площади, решил помочь коллегам. Но врач и не мог подумать, с чем столкнется.

«Скорая» тогда была единственной службой помощи, которая работала. Пожарные после поджогов машин перестали выезжать, а милицию разогнали. Раненых обслуживали прямо в коридорах, хирурги часами не выходили из реанимационных.

Требовать отставки Бакиева впервые начали в регионах за несколько месяцев до апрельских событий. Еще в 2009, сразу после президентских выборов. В Таласе жители не поверили их результатам.

С конца февраля 2010 года почти каждую неделю митинговали и в Нарыне. Люди просили повысить заработную плату учителям и врачам, а также вернуть льготы жителям высокогорья. И, главное, отменить повышение тарифов на электроэнергию.

Сейчас жительница села Эмгекчил Толонбубу Жаныбаева готовит на плитке, а три года назад все это делала на улице, на костре. В Нарынской области из-за аварий или веерных отключений постоянно были перебои со светом, а когда повысили тарифы женщина всей семьей, как на работу, ходила на площадь.

По ее словам, тонна угля тогда стоила 120 долларов из-за того, что бывшие власти, по ее словам, делали деньги на сливе воды из водохранилища гидроэлектростанции.

В это время оппозиция на седьмое апреля готовила всенародный Курултай в Бишкеке с повесткой о доверии к власти. Он так и не прошел, задержали Болота Шера, одного из оппозиционных лидеров. Уже 6 апреля забастовал Талас. Люди захватили здание администрации и жгли фотографии Курманбека Бакиева. В этот же вечер произошли аресты других оппозиционеров, в том числе лидера Социал-демократической партии Кыргызстана и нынешнего президента Алмазбека Атамбаева.

Он вспоминает апрель 2010-ого. Тогда сотрудники госбезопасности пришли за ним без повестки и ордера на арест под предлогом просто опросить, якобы как свидетеля.

«Конечно, ломали дверь. Это было поздно ночью, перепугали детей. Моя младшая дочь до сих пор засыпает только с включенным светом. По-другому, уже не может спать», — рассказывает президент республики.

Атамбаев рассказывает, что операцию по его аресту проводил спецназ «Альфа». Полиция и сотрудники госбезопасности оцепили не только дом, но и весь переулок. Когда же его везли здание ГКНБ, то силовики перекрыли все улицы. Он не поверил ни одному их слову и прихватил с собой прихватил Коран и учебник английского. Догадывался, что надолго.

Ему предъявили обвинения по трем статьям, в том числе по статье «организация массовых беспорядков с применением оружия против представителей власти», срок заключения по которой составляет 10 лет и более в колонии строгого режима. Тогда Атамбаева отправили не в СИЗО Госкомитета нацбезопасности, а изолятор временного содержания.

«Там, конечно, совсем другие условия. Камера общая, где сидят уже арестованные по уголовным делам. И морально хотели сломать, и физически устранить. Иначе трудно понять, почему меня переводят к уголовникам», — рассказывает Атамбаев.

На центральной площади Бишкека в это время собирались около 30 тысяч человек. Оппозиция была обезглавлена, но люди все равно протестовали.
Охрана «Белого дома» открыла огонь на поражение. Люди разбегались и вновь собирались. Часть митингующих штурмовали здание Госкомитета национальной безопасности, где в подвалах СИЗО сидели лидеры оппозиции.

Роза Отунбаева 7 апреля была единственной, кому удалось укрыться от спецслужб у двоюродной сестры.

«Сидели около моих дверей, весь подъезд был перекрыт. Соседи, с которыми моя сестра в хороших отношениях сказали, что кругом сидят. Они не могли понять в какой я комнате. Я кстати, не могла поставить ни телевизор, ничего, потому что они все прослушивали. У меня был другой телефон, по которому я всю ночь, весь вечер связывалась. И с Таласом, и с Нарыном», — рассказывает Отунбаева.

Только вечером седьмого апреля она поняла, что больше слежки больше нет, и направилась к себе в кабинет в парламент. Потом туда же подошли и освободившиеся оппозиционеры. Вместе они приняли решение идти в дом правительства и требовать отставки руководства, чтобы остановить кровопролитие.

«Мы зашли в “Белый Дом”. И вы правы, они полностью были напичканы всеми родами войск. Они все были опущенные, абсолютно растерянные, включая Усенова. И я, как председатель Курултая, потребовала, чтобы они ушли», — говорит она.

Бывшее правительство удалось убедить сдать свои полномочия только со второй попытки. Однако президент тогда на это еще не решился. Оппозиционеры же думали, как успокоить людей и что делать дальше.

В ночь с 7 по 8 апреля лидеры оппозиции долго спорили и принимают решение, что страной теперь руководит Временное правительство.

На кладбище Ата-Беит Курбангуль Аширова приходит каждый четверг, и так уже на протяжении трех лет. Женщина до сих пор не может смириться с тем, что мужа нет. Она читает молитву, рассказывает ему последние новости о детях. В семье Ашировых без отца остались семеро детей. Из Баткена в Бишкек он уехал на заработки, чтобы прокормить семью.
Седьмого апреля в течение 7 часов митингующие не уходили с площади, несмотря на стрельбу. В тот день погибло 87 человек. Эту революцию называют «победой юнцов», самым молодым было по 18 лет.

Бывший президент Кыргызстана Курманбек Бакиев вскоре после переворота перебрался в Минск. Теперь он ведет довольно закрытый образ жизни. На родине политик приговорен к 24 годам тюрьмы за организацию похищения и убийства политического оппонента.

На этой неделе во время научной конференции «Уроки апрельской революции» Роза Отунбаева призналась, что именно она в 2010-ом позволила Бакиеву бежать за границу. Она говорит, что готова нести за это ответственность и говорит, что в тот момент могла начаться гражданская война, а страна могла разделиться на Север и Юг». Отунбаева также рассказала, что решение приняла после разговора с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

Источник: mir24.tv

Добавить комментарий