Сергей Прокофьев — «человек из народа»

Сергей Прокофьев — «человек из народа»
Инициатор фестиваля — известный российский дирижер Владимир Юровский, возглавляющий Лондонский филармонический оркестр. Проведя четыре года на этом почетном посту, он решил, что пора приучать британских музыкантов к русскому репертуару.

Инициатор фестиваля — известный российский дирижер Владимир Юровский, возглавляющий Лондонский филармонический оркестр. Проведя четыре года на этом почетном посту, он решил, что пора приучать британских музыкантов к русскому репертуару.

Сергей Прокофьев — «человек из народа»

«Я в Лондонском филармоническом оркестре поначалу сознательно не трогал репертуар своего предшественника на посту главного дирижера — Курта Мазура: ни Бетховена, ни Брамса, ни Брукнера, — рассказал Владимир Юровский. — Потому что я считаю, что оркестр должен привыкнуть к новому дирижеру — к новым рукам, к новым ушам, к новому взгляду на вещи. А потом можно потихонечку начинать проводить в жизнь свою линию».

Видимо, фестиваль музыки Прокофьева — это и есть «своя линия» Владимира Юровского. Дирижер убежден, что стоит «более глубоко понять Сергея Прокофьева как композитора и личность, обогатить бытующие, особенно в Великобритании, упрощенные представления о нем».

Именно поэтому в качестве «минимума знаний» Владимир Юровский и Лондонский филармонический оркестр предложили… 14 концертов! В этом ряду не только музыка, но, например, и театрализованное чтение дневников композитора — как бы от первого лица. Войти в образ Сергея Прокофьева — за это взялся британский актер Саймон Кэллоу, который уже подбирался к музыкальным гениям, так сказать, на расстояние вытянутой руки. Достаточно вспомнить его роль либреттиста Моцарта в фильме Милоша Формана «Амадеус».

Еще одной специальной акцией на фестивале станет дискуссия «Неизвестный Прокофьев» с участием живущего в Лондоне внука композитора Габриэля Прокофьева — тоже композитора, но, в первую очередь, популярного диджея. Габриэль предпочитает клубную музыку в стиле «электропостпанк».

Концертную часть монографического фестиваля Владимир Юровский намеренно составил из не самых «раскрученных», зато превосходных опусов Сергея Прокофьева. Это, например, музыка к спектаклю «Египетские ночи», оратория «Иван Грозный», симфоническая сюита «Шут» из балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». Кстати, в истории появления этого балета Лондон сыграл, можно сказать, решающую роль. В 1914 году 23-летний Сергей Прокофьев с блеском заканчивает Петербургскую консерваторию (по двум специальностям — как композитор и пианист) и получает от матери обещанный за отличную учебу подарок — поездку за границу.

Прокофьев выбирает Англию, приезжает в Лондон, а там в это время с бешеным успехом идет очередной «Русский сезон» Сергея Дягилева. Прокофьев, разумеется, знакомится со знаменитым импресарио, они тут же начинают фантазировать и обсуждать совместные планы, и уже через год появились первые наброски «Сказки про шута…». Вообще, в Лондон Сергей Прокофьев возвращался не раз, выступал здесь с концертами, а уже после его смерти, в 1970-е годы этот город стал родным для его сына, скульптора Олега Прокофьева.

Английский был фактически вторым языком у Сергея Прокофьева: половина его архива — по-английски. Так что, глядя на афишу фестиваля в Лондоне, имеющую подзаголовок — «Сергей Прокофьев. Человек из народа?» («Man of the people?»), невольно думаешь, что и английскому народу русский композитор тоже, конечно, принадлежит. Как и всему миру.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий