«Война и мир» — это чудо, удивительное, как ваш метеорит

«Война и мир» — это чудо, удивительное, как ваш метеорит
Сергей Дмитренко — историк русской литературы и культуры, прозаик, кандидат филологических наук, шеф-редактор журнала «Литература» Издательского дома «Первое сентября». Вместе с главой издательского дома «НЛО» Ириной Прохоровой он приезжал в Челябинск в рамках культурно-просветительского проекта «Открытая книга», задуманного в физико-математическом лицее №31 и поддержанного Управлением образования администрации Челябинска. Вот названия лекций, которые Сергей Федорович читал лицеистам и педагогам: «Салтыков-Щедрин: комментарии для чтения без комментариев», «История и теория литературы как необходимое знание», «Современной школе — современное чтение», «Классика не может быть скучной». Мы задали гостю несколько вопросов о современных детях, родителях, школе и чтении.
Сергей Дмитренко — историк русской литературы и культуры, прозаик, кандидат филологических наук, шеф-редактор журнала «Литература» Издательского дома «Первое сентября». Вместе с главой издательского дома «НЛО» Ириной Прохоровой он приезжал в Челябинск в рамках культурно-просветительского проекта «Открытая книга», задуманного в физико-математическом лицее №31 и поддержанного Управлением образования администрации Челябинска. Вот названия лекций, которые Сергей Федорович читал лицеистам и педагогам: «Салтыков-Щедрин: комментарии для чтения без комментариев», «История и теория литературы как необходимое знание», «Современной школе — современное чтение», «Классика не может быть скучной». Мы задали гостю несколько вопросов о современных детях, родителях, школе и чтении.
«Война и мир» — это чудо, удивительное, как ваш метеорит

Сергей Дмитренко — историк русской литературы и культуры, прозаик, кандидат филологических наук, шеф-редактор журнала «Литература» Издательского дома «Первое сентября». Вместе с главой издательского дома «НЛО» Ириной Прохоровой он приезжал в Челябинск в рамках культурно-про
Кто ваш главный друг?

— Если раньше родители и педагоги спорили, какие книги полезны детям, а какие нет, то теперь вопрос стоит жестче: под угрозой сам навык чтения, его потребность…

— Угроза есть, и она в нас самих. Признаюсь, во время встреч в Челябинске меня удручило то, что здесь, как и повсюду, в аудитории всегда оказывалось несколько человек, которые приходят искать не пути согласия человека с миром, а виноватого в их жизненных неурядицах. (Имеется в виду группа активистов из организации «Родительское сопротивление» С. Е. Кургиняна, которая бурно полемизировала с С. Дмитренко и И. Прохоровой на «круглом столе» для педагогов. — Прим. ред.).

Они агрессивны и бессознательны. Они не хотят признать истины, что все начинается с семьи. Мои родители, оба — из крестьянских семей. Бабушки были неграмотны, а деды всегда находили время, чтобы по вечерам читать с детьми. А время было неласковое: разруха после гражданской войны, мерзости коллективизации. Такое семейное чтение. Да! И в итоге из этих семей в ботву не ушел никто! (Восемь и семь детей соответственно.) Большинство получили высшее образование, кто-то пошел дальше… Прежде чем начать обличать кого-либо, не исключая и школу, посмотрите, как у вас в семье. Кто там ваш главный друг: телевизор-компьютер, бутылка — или все же книга?

Железная аксиома: если у тебя есть ребенок — с двух, двух с половиной лет с ним надо читать. Обязательно. Без этого не будет ничего хорошего. Думаю, любой ребенок, даже современный, с благодарностью откликнется на предложение мамы или папы почитать ему книжку. Родителям надо не быть эгоистами.

— То есть у ребенка в принципе заложен интерес к книге?

— Так и есть. Ребенок настроен на познание нового. И здесь надо ему примером показать, что один из совершенных и вечных инструментов познания — это чтение книг. «Чтение — вот лучшее учение», как сказал Пушкин. И родитель должен постоянно заниматься развитием своего ребенка.

— До какого возраста?

— Пока живет рядом с ребенком. Когда мы читаем ребенку, мы получаем счастливую возможность вновь пережить свое детство. Пока росла моя дочь, я читал ей свои детские книжки. Это для меня был новый опыт и вместе с тем приятное возвращение к героям любимых когда-то мною книжек… Потом ребенка нужно переводить на совместное чтение, еще через некоторое время — на самостоятельное чтение. Нужно ребенка водить в театр, на музыкальные спектакли, в музеи.

Родители должны продолжать развиваться культурно, интеллектуально вместе со своими детьми. Дети дают им эту прекрасную возможность. И ее не отложишь на завтра. У нас давным-давно, еще с императорских времен издается журнал «Семья и школа». Называется правильно: вначале семья, потом — школа.

Как это делали другие

— А учитель, какова его функция?

— Учитель литературы в школе так же обязателен, как детский врач. Без него никуда: он показывает ребенку, что читать не только интересно, но и выгодно. Полезно для того, чтобы понять себя в мире. Это нелегко, да и учителей таких тоже не сто процентов и даже не восемьдесят. Так что здесь, на мой взгляд, единственно правильный путь: стремиться охватить добрым чтением всех, как охватывают детей прививками против болезней. Чтобы потом не сожалеть что могли, но не сделали.

В идеале учитель получает от родителей ребенка с каким-то навыком чтения, и дальше уже учит его выражать себя устно и письменно. Для этого он должен показать, как это умели другие, то есть писатели.

— И все?

— Это очень большая задача!

— Но литература традиционно в России рассматривается и как своего рода моральная вакцина…

— А это войдет сюда. Ведь литературное произведение — это вариант светского богословия. Только морально-этические нормы изложены в художественной форме. Нормальная литература всегда осуждает зло, превозносит добро и т.д.

— Профпригодность современного учителя-словесника — в чем она заключается?

— Думаю, учитель литературы легко может проверить свою профессиональную пригодность, посмотрев, что он прочитал, например, за истекший год, помимо обязательного чтения. Учитель литературы сам должен читать много (хотя «должен» не то слово). Поверьте: я каждый день читаю сотни погонных метров текстов, необходимых по работе. Но к ночи обязательно нахожу ну, хотя бы пятнадцать минут, чтобы подойти к книжным полкам и выдернуть оттуда ту или иную хорошую книгу — стихи, прозу — и прочесть несколько страниц, а иногда, за счет сна, и побольше. Это очищает голову, весь организм, делает его крепче.

— А как учителю рассказать о «Войне и мире», чтобы дети отвлеклись от своих айпадов хотя бы на время урока? Какие инновационные методы в преподавании литературы в школе вам кажутся интересными?

— Вы задаете вопрос, на который нужно отвечать не словесно, а только действием: вывалить, например, подшивки нашей газеты, теперь журнала за двадцать лет. Про инновации вам лучше спросить методистов, а я практик. Знаю одно: если тебе это интересно, будет интересно и твоим ученикам. «Война и мир» — это просто какое-то небесное чудо, удивительное, как ваш челябинский метеорит. Но в отличие от непостижимости метеорита и спорности его осколков, «Война и мир» постижима. Ее нужно начинать читать в школе, просто читать какие-то отрывки, которые, по мнению учителя, пойдут именно в этом конкретном классе (они понимают, о чем я говорю). Например, о княжне Марье перед зеркалом, о Пете Ростове перед боем, о вечерах в доме Ростовых… Рассказать и о романе «Анна Каренина»… И тогда выпускники, покидая школу, будут помнить, что в минуту жизни трудную — или радостную — у них есть прибежище для души: чтение Толстого, других мастеров.

— А вам не кажется, что, скажем, некоторые классические произведения среднестатистический современный школьник просто неспособен «осилить» и адекватно понять, хотя бы потому что многое в жизни изменилось?

— Здесь учитель всегда имеет один козырь. Он может интересно рассказать (если перед этим сам хорошо подготовится), как создавалось то или иное произведение, то есть ввести школьников самым обычным, детективно-расследовательским путем в историю появления шедевров. И тем снять многие историко-культурные барьеры. В конце концов: «Три мушкетера» понимают все! И «Мертвые души» превратятся в захватывающий авантюрно-философский, актуальнейший роман, если растолковать школьникам несложный, но гениальный по-своему экономический смысл чичиковской аферы. А затем объяснить, зачем ему это нужно…

— А что делать родителям ребенка, когда его учителю один писатель нравится, а другой нет?

— У моей дочки было шесть учителей литературы, седьмой — я. В 11 классе пришла новая учительница, стала внедрять Маяковского. Я был вначале в ужасе. А потом подумал: но ведь от меня дочь о Маяковском ничего хорошего не услышит, пусть в школе этой пройдет, а я ей скажу, что читать из литературы ХХ века. Что там есть другие поэты, есть Пастернак, Мандельштам, Ахматова, есть «Серебряный век»… То есть родителям полезно (а это ведь и попросту интересно) самим, вместе со своими детьми-школьниками, идти по литературным столетиям и десятилетиям, самим устанавливать литературные вершины — в современном мире есть множество хороших литературных путеводителей им в помощь.

Классики и современники

— Вам знакомо мнение родителей и педагогов, о том, что сегодня трудно разобраться, скажем, с понятием классика.

— Совершенно надуманная проблема. Не надо ловить черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Классика — условность. Есть художественно совершенные произведения, таковые можно назвать классикой, литературным каноном. Их достаточно много. Одному нравится одно, другому другое. Но по своему эмоционально-интеллектуальному воздействию эти книги в какой-то степени равнозначны. Есть же хороший пример — кто-то любит Достоевского, кто-то — Толстого. Как литератор я признаю художественную энергию Достоевского, но как читателю мне ближе Толстой, не заталкивающий в угол со своим «вопросом», а увлекающий на простор жизни, в стихию.

— Как родителю или учителю понять, кого из современных писателей стоит рекомендовать для чтения детям, а кого нет?

— Некоторое время назад наш журнал провел опрос профессиональной аудитории, результатом которого стал список «Современной школе современное чтение»…

— Результаты исследования вас удивили?

— Нет, я в целом догадывался, что получим. И получил уточнения. Но для меня было важно не столько то, какое именно место занял писатель (хотя и это любопытно), а сам факт попадания. Некоторые писатели были названы один-два раза, но это первоклассные писатели.

Этот список показывает богатство нашей литературы, даже периода последних 50 лет. Чем, мне кажется, он хорош — в этой работе не было никакого административного нажима, участвовало довольно много, полторы сотни квалифицированных людей, представляющих читающее сообщество. Для обычного читателя этот список может служить неким ориентиром. Кстати, интересны не только результаты, но и развернутые ответы на анкету — их можно найти на нашем сайте.

— В отличие от этих рефлексий, список ста книг от минобрнауки вас не устраивает, поскольку он сделан чиновниками?

— Как только я его увидел, тут же скопировал себе. Как говорится, к суду истории. Потому что там была «Золотая чашка» А. Гайдара…

— «Голубая чашка»…

— «Золотая»! Я говорю то, что видел. Там были еще «Уральские рассказы» Бажова, другие необъяснимые ляпы… Через некоторое время этот список на сайте стали потихоньку исправлять. Если изначально эта акция, возможно, и имела какой-то минимальный культурный смысл, то в итоге превратилась в административное мероприятие, выполненное бездарными, безграмотными людьми. Как писал мой любимый Салтыков-Щедрин, цитирую по памяти: «Начали бодро, кончили дело измором».

Место мысли

— Сергей Федорович, одной из опор просвещения у нас всегда была библиотека. На ваш взгляд, она сохранятся как институция в обозримом будущем? И какой она должна быть сегодня?

— Библиотекам и библиотекам всегда было непросто. И настоящие библиотекари — такие же подвижники, как и учителя. Мне кажется (сужу по Москве), власть что-то делает для модернизации библиотек, но в целом концепции развития библиотек в новом веке, по-моему, нет. Не заявлено главное: система библиотек в стране — основа литературного и культурного просвещения. Советская власть придумала такую штуку — «изба-читальня», правда, в своих политических целях. Но сам по себе замысел правильный. Сейчас повсюду строят так называемые «культурно-развлекательные центры». Если в них, в обязательном порядке, будут библиотечные залы, абонементы, хранилища для книг, будет и спрос. Все начинается с того, что создается, а потом поддерживается место.

— То есть каждая проблема имеет-таки решение?

— Я много лет коллекционирую афоризмы, но есть один, авторство которого сейчас мне установить сложно: «Если ты когда-нибудь думал, то понимаешь: это нелегко». Надо думать, надо заниматься этой нелегкой работой, иначе за тебя будут думать другие, и такого тебе надумают! Потому что, здесь немного видоизменю известную поговорку: глаза боятся, руки делают, а голова — думает!

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий