Приношение Стравинскому от Мориса Бежара

Приношение Стравинскому от Мориса Бежара
Коллектив из швейцарского города Лозанна стал вторым участником международного фестиваля, посвященного 100-летию балета. Первыми выступили хозяева — танцовщики Большого театра.

Считается, что именно «Весна священная» стала символом, отделяющим хореографию XIX и XX веков, классику и модернизм. За сто лет существования этого балета в мире было создано несколько постановок, которые стали знаковыми, — как для истории самого балета, так и для истории хореографических коллективов.

Коллектив из швейцарского города Лозанна стал вторым участником международного фестиваля, посвященного 100-летию балета. Первыми выступили хозяева — танцовщики Большого театра.

Считается, что именно «Весна священная» стала символом, отделяющим хореографию XIX и XX веков, классику и модернизм. За сто лет существования этого балета в мире было создано несколько постановок, которые стали знаковыми, — как для истории самого балета, так и для истории хореографических коллективов.

Приношение Стравинскому от Мориса Бежара

Начало славе Мориса Бежара и его труппы положила именно «Весна священная» в 1959 году. Жиль Роман, премьер труппы, принявший после кончины Бежара руководство коллективом, рассказывает:

«Этот балет был очень важен для Мориса Бежара. Я работал с ним больше 30 лет. Он для меня, как отец. И я поддерживаю „Весну“ в ее изначальном виде из уважения к этому балету и постановке. Для нашей труппы большая честь здесь быть, поскольку Большой театр — это место, где существует само балетное искусство. Мы танцевали здесь нашу „Весну священную“, но очень давно. Поэтому для меня, как танцовщика и руководителя труппы, этот визит так важен».

Первое знакомство москвичей с «Весной священной» в хореографии Мориса Бежара состоялось 25 лет назад, в советские времена. Многое в этом балете стало для публики откровением, многое ошеломило. У советской публики тогда еще не было опыта восприятия хореографии, которая рождалась так, цитируем книгу Мориса Бежара: «Весна» — балет одурманенного. Я одурманивал себя музыкой Стравинского, слушая ее на предельной громкости, чтобы она расплющила меня между своими молотом и наковальней. Мне нужна была животная сила».

В постановке Бежара зрителей шокировала, прежде всего, откровенность, с которой представали на сцене отношения мужчины и женщины. Так считает Азарий Плисецкий, младший брат знаменитой Майи Плисецкой, педагог, бывший солист Большого театра. Он уже более четверти века работает с труппой Бежара:

«Это действительно был прорыв — в смысле отрицания всех табу. Это характерная черта Бежара. Он невероятно свободен был в творчестве. И эта свобода меня в нем поражала и привлекала. Притом что Бежар всегда очень уважал классику. И строил все свои произведения на классической базе. Его танцовщики могут всё — и современное, и классическое».

Сразу же после постановки «Весны священной» Морис Бежар стал приглашать в свою балетную школу русских педагогов. И сегодня, уже после кончины балетмейстера, в его интернациональной труппе по-прежнему есть артисты, говорящие на русском языке. На гастролях в Москве, например, главную роль в «Весне священной» — Избранницу — исполняет Катя Шалкина. Собственно, с этой роли начиналась ее карьера в труппе. Катя утверждает, что счастлива танцевать в Большом театре, где когда-то выступала на балетном конкурсе:

«Это самое лучшее, что могло произойти для нас — для компании и для меня лично. Я наполовину русская, наполовину украинка и уже работаю 10 лет в этой труппе. Мне кажется, это одно из самых значительных событий в моей карьере. Я хотела бы поблагодарить Большой театр и его большой оркестр. Потому что „Весна священная“ — шедевр Мориса Бежара с русским оркестром. В нем сразу чувствуется совершенно другая сила».

Помимо «Весны» труппа Бежара представляет в Москве еще три спектакля разных лет. Среди них — композиция «Приношение Стравинскому».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий