Роман-путешествие по следам русской блатной песни

Роман-путешествие по следам русской блатной песни
Швейцарцы изучают феномен русской блатной песни

Журналист и исследователь Ули Хуфен представил на факультете славистики Фрибургского университета свою новую книгу «Режим и денди. Русские подпольные песни от Ленина до Путина». Записи Аркадия Северного, Константина Беляева и Гарика Осипова произвели должный эффект на швейцарскую молодежь, пишет местная «Наша газета».

Швейцарцы изучают феномен русской блатной песни

Журналист и исследователь Ули Хуфен представил на факультете славистики Фрибургского университета свою новую книгу «Режим и денди. Русские подпольные песни от Ленина до Путина». Записи Аркадия Северного, Константина Беляева и Гарика Осипова произвели должный эффект на швейцарскую молодежь, пишет местная «Наша газета».

Роман-путешествие по следам русской блатной песни

Блатной советский андеграунд, переживший смену режимов, сегодня продолжает существовать на сценах московских клубов и ресторанов, сохраняя свой подпольный характер исключительно из уважения к традиции. Бурная история воровского фольклора в советский период, когда концерты и записи проводились в атмосфере строжайшей секретности на квартирах, а роль виниловых дисков исполняли рентгеновские снимки, обладает непреодолимым очарованием в глазах западного исследователя, нежелающего оставаться на протоптанных дорожках.

Немецкий радиожурналист и славист вот уже более десяти лет серьезно занимается культурой блатной песни и ее историей на протяжении XX века в Советском Союзе, а затем в России. Ули Хуфен родился в Веймаре, в бывшей ГДР, где не только был обязан изучать русский язык, но и с удовольствием это делал — сначала в школе, а затем в университете. Славистику и историю Восточной Европы он изучал в Кельне и Санкт-Петербурге, с 90-х годов работает на Западногерманском радио WDR, для которого делает репортажи о России и бывших советских республиках.

Музыкой в самых разных ее проявлениях Ули Хуфен интересовался всегда и с особым любопытством изучал репертуар современных клубных исполнителей и отдаленных эпох. Во время одной из поездок в Россию, двое знатоков шансона дали послушать немецкому исследователю записи Аркадия Северного, «короля блатной песни». Стиль этой музыки так сильно отличался от всего ранее слышанного, что устоять Ули Хуфен не смог: экзотика и любопытство взяли свое.

Особую роль сыграла и мистификация: тот факт, что подпольные исполнители, пользовавшиеся невероятной популярностью в самых разных кругах советского общества, как будто никогда не существовали в официальной истории коммунизма. Одним словом, предстояло распутать захватывающую историю, и даже не одну. Путь по следам блатной песни привел немецкого исследователя из Петербурга в Москву, а из Москвы — в Одессу, на «родину» воровского шансона.

«Одесса-мама». Легендарный город, где в начале XX века пересекались пути плутов, воришек, проституток, искателей приключений и бесстрашных охотников за счастьем, увековеченных Исааком Бабелем. Кладезь анархических дворовых песен о похождениях романтиков с большой дороги, матерях, оплакивающих сыновей за решеткой, напрасно ждущих возлюбленных и прочих бесшабашных и грустных историях: неслучайно именно здесь родилось всем известное танго о Мурке…

В 20-х годах одесский воровской шансон прибывает в Москву и Ленинград в репертуаре молодого Леонида Утесова, выросшего на балагурных песенках южного порта. «В СССР Утесов был, как Фрэнк Синатра», — уточнил Ули Хуфен для швейцарской аудитории, чтобы сомнений в значимости исполнителя не осталось. Миф Одессы и ее персонажей, воспетых Бабелем и Утесовым, принимает общенациональные масштабы.

Само собой разумеется, официально блатные песни были запрещены с начала 30-х годов. Однако это не мешало распространению «одесского» репертуара в народе и его растущей популярности среди самых широких слоев населения и даже — совершенно секретно сообщает Ули Хуфен — в Кремле. Так, на одном из приемов Леонид Утесов, по просьбе гостей и с разрешения Сталина, исполнил ту самую «Мурку».

Для распространения «нецензурных» песен у их поклонников были свои методы. После Второй мировой войны в ленинградские больницы регулярно обращались молодые люди, предлагавшие забрать на «макулатуру» старые рентгеновские снимки. Врачи с удовольствием избавлялись от загромождавших кабинеты архивов, и предприимчивые сборщики мусора уходили с охапками ценнейшего материала… Кто бы мог догадаться, что снимки костей и легких предназначались для подпольной записи запрещенных музыкальных хитов! Шеллак, использовавшийся для производства грампластинок до винила, невозможно было найти в таких количествах в Советском Союзе, а тем более приобрести за бесценок. На пленку же рентгеновских снимков прекрасно копировались специальными инструментами западный джаз, цыганские песни, городской шансон, блатные хиты. Их так и называли: записи «на ребрах».

Именно «на ребрах», а впоследствии — на катушках модных магнитофонов, распространялись концерты и записи второго поколения легендарных исполнителей шансона. Подпольная советская блатная песня родилась 14 ноября 1972 года в Ленинграде, когда был записан первый радио-фельетон Аркадия Северного. Продюсером музыканта-самоучки, студента Лесотехнической академии, гораздо больше увлекавшегося запрещенными хитами и дружбой со стилягами, выступил его хороший товарищ, музыкальный коллекционер Рудольф Фукс.

Оба — и Северный, и Фукс — были легендарными в музыкальном подполье личностями, мистификаторами, о которых Ули Хуфен собрал множество захватывающих историй. Жизнь Фукса, действовавшего под разными именами, скрывавшегося от КГБ и состоящего в переписке с Элвисом Пресли, вообще представляла собой готовый приключенческий роман… По иронии судьбы, одесские блатные песни, записанные в начале 70-х годов в Ленинграде, отправились на самодельных пластинках в Москву, балтийские страны и даже доехали до Одессы. Вероятно, на юге очень удивились, услышав собственный шансон в исполнении столичных денди.

Репертуар Аркадия Северного не ограничивался блатной песнью. Он исполнял романсы на стихи Есенина, студенческие песенки, произведения Александра Галича и Владимира Высоцкого. Когда запасы исчерпывались, Рудольф Фукс нередко сам сочинял воровской шансон, который выдавали за подлинный, но ранее не исполнявшийся. Обычно этнографические подделки пользовались не меньшим успехом, чем популярные подпольные песни.

Сегодня воровской шансон записывают в профессиональных студиях, на нормальных дисках, но традицию андеграунда — некой мистификации, засекреченности, маргинальной богемной атмосферы — хранят из уважения к тем самым «денди подпольной песни».

Книга Ули Хуфена — литературно-историческое исследование и одновременно настоящий роман-путешествие по следам музыкального советского андеграунда, который заводит в самые невообразимые уголки на окраинах Москвы и Ленинграда, в полутемные подвалы, где производились невероятными тиражами и невообразимыми на западе средствами пластинки с неофициальными хитами, пишет «Наша газета». «Эти песни все знали, хотя их нигде невозможно было услышать», — улыбается немецкий исследователь.

Русской школе Св. Николая в Сиднее — 50 лет

В северном сиднейском районе в Эппинг-клубе в пятницу прошел юбилейный вечер в честь 50-летия русской школы Св. Николая, пишет австралийская газета «Единение».

В зале собрались бывшие ученики, родители и учителя этой хорошо известной русским сиднейцам школы. Собравшихся гостей и педагогический состав школы поздравила её директор Ирина Райан. Генеральный консул России Алексей Свиридов пожелал школе успешной работы по поддержанию русского языка и культуры, а детям — интересных полезных уроков.

«Мы считаем, что уровень преподавания языка у нас один из самых высоких. Мы преподаём по учебникам, по которым обучаются дети в России. Мы это делаем это уже много лет. Раньше, в период Советского Союза, нам даже приходилось заклеивать некоторые страницы с „идеологической обработкой“, но уровень языка мы старались поддерживать на должном уровне. Считаю также, что у нас очень сильные учителя. Поэтому в последнее время мы стараемся передавать опыт более молодым школам», — говорит директор школы Ирина Борисовна Райан.

История основания школы уходит в начало 60-х годов, когда несколько энтузиастов и среди них А. И. Закрочимский, Н. Н. Прокопович, Н. П. Носарь решили создать школу в южных районах Сиднея. В первый год в школе учились лишь 35 человек. Школа проходила разные этапы. В 70-80 годы количество учеников в школе доходило до двухсот. Выпущенный к 30-летию основания школы журнал «Наша школа» в дальнейшем развился в известный сейчас журнал «Австралиада — русская летопись».

Затем был период снижения интереса у родителей к обучению своих детей в русской школе. Сейчас чувствуется тенденция к улучшению. В школе есть и недавно приехавшие ученики, и те, которые родились здесь. Все учителя имеют специальное педагогическое или филологическое образование.

«Сейчас у нас около 60 школьников, и, мы надеемся, что их количество будет расти. Наша школа одна из немногих, где готовят детей для сдачи экзамена на аттестат HSC… Есть у нас и несколько „иностранных“ классов, которые посещают дети, у которых русские корни, но которые не говорят по-русски. Часто это семьи уже 3-4 поколения эмигрантов из России, дети от смешанных браков. Кроме языка, истории и частично географии, у нас преподают закон Божий. Есть в школе и уроки танцев», — рассказывает заведующей учебной частью старших классов Наталья Аркадьевна Лушникова.

«В школе хороший родительский комитет, сплочённый коллектив. В школе чувствуется дружеская атмосфера. И дети, и родители, пока они ожидают детей, знакомятся, общаются друг с другом. На перемене кто-то из родителей играет в шахматы, другие вместе смотрят фильм. Бабушки, ожидая внуков, делают какие-то поделки для школы. В этом году в связи с большим притоком детей, у нас начали работать много новых учителей с опытом работы в России. И они говорят, что здесь они чувствуют школьную атмосферу, которая была в российских школах», — добавляет она.

«У нас дети не только получат знания и смогут изучать или поддерживать свой русский язык, но и встретят здесь друзей, смогут прикоснуться к русской культуре, познакомиться с русскими традициями и богатой историей. В школе мы также прививаем детям любовь к добру, справедливости, к красоте, а это очень важно для развития ребёнка», — говорит «Единению» отвечающая за классы малышей Наталья Родионовна Ан.

Гагарин «переедет» в Манчестер?

Астроном-любитель из Манчестера Гурбир Сингх организовал кампанию по переносу памятника Юрию Гагарину из Лондона в Манчестер.

Памятник был открыт на улице Мэлл в Лондоне 14 июля текущего года. Британский совет получил лишь временное, сроком на один год, разрешение на размещение монумента. К июлю 2012 года памятнику придется подыскать новое пристанище.

Гурбир Сингх является также автором книги «Юрий Гагарин в Лондоне и Манчестере», сообщает газета «Англия».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий