В Елабугу приехали 135 потомков великих людей

В Елабугу приехали 135 потомков великих людей
Сразу три праздника в один день прошло в эти выходные в Елабуге. Помимо традиционной ярмарки ремёсел, впервые в городе прошёл Бал потомков и фестиваль кожевенного дела.

Сразу три праздника в один день прошло в эти выходные в Елабуге. Помимо традиционной ярмарки ремёсел, впервые в городе прошёл Бал потомков и фестиваль кожевенного дела.

В Елабугу приехали 135 потомков великих людей

Одним из ярких событий стал Бал потомков. Впервые о планах собрать в Елабуге потомков всех известных людей, связанных с городом, заявили прошлым летом. Тогда эта идея показалась несбыточной, несмотря на «круглые» даты, благословляющие такой Бал в Елабуге, — 200-летие со дня Бородинского сражения (кавалерист-девица Надежда Дурова последние годы своей жизни посвятила именно татарстанскому городу), 180-летие со дня рождения талантливого художника Ивана Шишкина, 165-летие со дня рождения великого психиатра Владимира Бехтерева. В итоге посетить Бал потомком захотели 135 человек, самому младшему недавно исполнилось два годика — девочка вместе с родителями, родственниками И. И. Шишкина, приехала из Франции. Почетной гостьей елабужского бала стала княгиня Ксения Юсупова-Шереметева, живущая во Франции и являющаяся внучатой племянницей Николая II.

В Елабуге открылся новый памятник — Дерево потомков

Приехавших в Елабугу гостей ждала обширная культурная программа. 135 потомков известных Елабуге личностей разделили по группам и устроили тематические экскурсии, беседы и вечера памяти. Родственников Ивана Шишкина, например, радушно встретили в Доме-музее великого пейзажиста, а потомков купеческих династий — Стахеевых, Гирбасовых, Ушковых — в Елабужском институте КФУ. Всех вместе гостей города объединило открытие нового памятника — Дерева потомков — на которое приехал президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. В Александровском парке было установлено металлическое дерево, на которое листочки со своими именами повесили все прибывшие родственники известных людей. Гендиректор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко высказала надежду, что Дерево будет пользоваться популярностью не только во время праздника, и свои «листочки» будут оставлять елабужане, живущие в других городах, школьники, уезжающие со своей малой родины. После открытия памятника в городском Дворце культуры был устроен большой бал, где можно было насладиться м классической музыкой и танцами в стиле XIX века.

Потомки И. И. Шишкина фотографируются у только что открывшегося памятника

На следующий день состоялся «круглый» стол «Судьба потомков», где родственники известных людей выступили с докладами о своих семьях. Слайд-шоу с описанием истории династии, судеб, рассказы о своих предках, воспоминания о каких-то особо значимых моментах продлились более трех часов. Слово взяли представители каждой семьи, приехавшей в наш город. В фонды Елабужского музея-заповедника было подарено множество книг, написанных потомками великих людей, семейных реликвий и уникальных, не известных ранее, вещей. Так, теперь в Елабуге находятся тарелки, принадлежащие семье Ушковых, чековая книжка Стахеевых. Однако самым значимым подарком стал чубук Надежды Дуровой. Ведь в экспозиции Музея-усадьбы кавалерист-девицы не было ее личных вещей.

В 2012 году Елабуга была объявлена столицей ремесел тюркского мира, в связи с чем в Елабуге параллельно со Спасской ярмаркой прошёл фестиваль «Кожевенное дело в тюркском мире». Мастерам кожевенного дела была выделена отдельная площадка в торговых рядах ярмарки, где они ежедневно давали мастер-классы по изготовлению уникальных изделий. Кроме того, в рамках фестиваля был проведен научно-практический семинар по художественной обработке кожи и выставка изданий по народному и декоративно-прикладному искусству тюркских народов.

Более 700 мастеров народного творчества, приехавших на Спасскую ярмарку из 106 городов нашей страны (Иваново, Тула, Кострома, Оренбург, Москва, Киров и др.), шести стран представили елабужанам и гостям ярмарки тысячи наименований различных товаров. В эти дни по сравнительно низким ценам можно было приобрести валенки ручной работы, оренбургские пуховые платки, славящиеся по всей России, известные всем сувениры из гжели и вручную расписанные детские игрушки. Большим спросом пользовались музыкальные инструменты, изделия из бересты, уникальная бижутерия. Каждый мастер мог прямо на месте, если того требовала ситуация и желание покупателя, показать, как пользоваться тем или иным товаром, тут же создать новое творение и научить искусству зрителей. Так, нередко можно было увидеть музыканта, который учил нового покупателя играть на варгане или губной гармошке. Естественно, после небольшого мастер-класса мало кто мог устоять перед приобретением новой «игрушки». Толпы народа собирали мастер-классы по скоростному вязанию головных уборов. Конечно, ручная работа стоит немало, но благодарные посетители ярмарки с радостью приобретали привезенные товары.

Уже в понедельник были подведены предварительные итоги Спасской ярмарки-2012. Сотрудники музея-заповедника ежегодно проводят анкетирование и мониторинг среди приехавших мастеров. По их данным, на эту Спасскую ярмарку было привезено товаров на общую сумму в 19 миллионов рублей, а продано на 9 миллионов. Для умельцев и мастеров установили 1000 торговых точек, но даже такого количества мест оказалось мало. Проведя работу над ошибками, Гульзада Руденко заметила, что в этом году было допущены несколько оплошностей. Например, организаторы в полной мере не уследили за тем, чтобы на ярмарке продавались только авторские изделия ручной работы. Наблюдались торговые точки с продажей штампованных сувениров. Также к следующему году будут продуманы места для хранения товаров по ночам, так как в этот раз их едва хватило.

История Спасской ярмарки берет свое начало с 19 века. Однако первоначально эта ярмарка проводилась зимой, а уж потом в связи с нелогичностью даты (в те же дни подобное устраивалось и в Менделеевске) и холодного сезона дни гуляний были перенесены на конец августа. На своем веку Спасская ярмарка дважды переживала возрождение. В первый раз продажи прекратили в 1917 году из-за революционной деятельности: тогда «красные» войска разгромили построенные торговые ряды и запретили куплю-продажу на территории Елабуги. Однако уже спустя 4 года в соответствии с Новой экономической политикой, в которой было сказано также и о реорганизации сельского хозяйства, ярмарку было решено возродить.

Во второй раз и уже на несколько десятилетий Спасские гуляния прекратились с началом Великой Отечественной войны. Долгое время страна не могла опомниться от настигнувших ее изменений, поэтому о ярмарках было вовсе забыто. Однако в 2008 году в Елабуге Спасская ярмарка вновь была проведена. Масштабные гуляния собрали в течение трех дней более 50 тысяч посетителей из многих городов Татарстана, не считая умельцев, приехавших торговать своими творениями со всей страны.

Источник: kazan.aif.ru

Добавить комментарий