Балет показал высокие достижения

Полторы сотни артистов из 26 стран выясняли в Москве, кто лучше танцует

Полторы сотни артистов из 26 стран выясняли в Москве, кто лучше танцует

Московский конкурс, что проходит раз в четыре года, — балетный аналог конкурса Чайковского или Олимпиады: все страны в гости к нам. То есть, конечно, именно все приезжали на первые конкурсы (история началась в 1968 году), потом привычка жюри выдавать первую премию исключительно советским танцовщикам (даже если соперники были сильнее) испортила репутацию соревнования. Поскольку пристрастность жюри осталась в обычае и после исчезновения СССР, все так и продолжается. Теперь у нас не появляются французы — представители самой древней и славной балетной школы. Но тем не менее конкурс и в этом году был достаточно силен. Проходил он в три тура, и на каждом были свои приключения.

Тур первый. Большие надежды

По утрам толпы нервных мам в партере: идут просмотры младшей группы (14–18 лет). «Мне звонят и звонят каждый день из училища, просто затерроризировали! — А чего хотят? — Говорят: вашей девочке надо меньше кушать!» «Ой, все москвички такие высокие, моя среди них просто потеряется! — Не волнуйтесь: мальчики тоже не великаны, и им нравится работать с невысокими девочками». Соревнующиеся меж тем греют мышцы за сценой и стараются отключить мозги — думать о том, правильно ли ты выбрал конкурсную стратегию, уже поздно. На трех турах надо танцевать разные номера, и при подаче документов надо было решить, где запланировать «коронку»: если ты выдаешь лучшую свою вариацию в первом туре, то можешь остаться незамеченной на третьем; с другой стороны, если в первом туре не пробьешься сквозь толпу стартующих, до третьего можешь просто не дойти. Но вот к своим столам, что стоят перед партером, торжественно выходит жюри во главе с Юрием Григоровичем. Клака (всегда работающая на конкурсе и всегда только на выпускниц московской школы) поднимает зал в аплодисментах. «Ой, эту рыжую девушку я знаю, я ее видела по телевизору», — говорит случайная зрительница мужу, заметив Ульяну Лопаткину. И конкурс начинается.

На первом туре «малыши» могут выбирать из восьми вариаций, но невероятной популярностью пользуется вариация Третьей одалиски из «Корсара». Несовершеннолетние гаремные жительницы заполоняют сцену; среди них — зубрилки (слышали ли вы когда-нибудь любовную лирику Пушкина в исполнении заучки-пятиклассницы?) и царицы класса (бедро идет вперед так, что законопослушные мужчины начинают отводить глаза), нежные тени (вообще не понимает, что такое гарем, но в движении хороша необыкновенно) и будущие парадные балерины, властительницы зала. И также — Мико Фогарти, японское чудо с швейцарским гражданством: у нее движения льются так, будто вовсе нет костей, и в вариации — тьма доверия и тьма соблазна, убийственное сочетание. По всем следующим турам она пройдет с той же безупречностью — и первая премия достанется ей по праву.

В старшей группе (19–26 лет) лидер также проявляется сразу, но при обстоятельствах достаточно драматических. Солист Казанского оперного театра Давид Залеев выходит на вариацию (его выбор — монолог Филиппа из «Пламени Парижа», довоенная советская героика) — и через несколько секунд вырубается фонограмма. Замешкавшись лишь на долю секунды, Залеев продолжает танцевать в полной тишине — и наворачивает все трюки с двойным шиком. Зал мгновенно начинает аплодировать и орать «браво!» — тем еще усложняя работу артиста, который должен слышать музыку у себя в голове, если ее нет вне этой головы; буйные аплодисменты же, понятное дело, не совпадают с этой музыкой. Тем не менее призыв к Французской революции воспроизведен совершенно безупречно — и танцовщик становится фаворитом конкурса.

Второй тур. Других хореографов у нас для вас нет

От конкурсантов осталась половина. Оставшиеся за бортом «малыши», отсеянные чаще всего не из-за грубых ошибок, но из-за «ученическости», неэффектности своего танца, ходят с глазами, полными слез, — теперь они перемещаются в зрительный зал, чтобы понять, кто и почему жюри понравился больше. В программе второго тура не только классика, но и современность: артисты должны исполнить или специально для них сочиненный номер, или фрагмент балета, поставленного не позже 2005 года. «Радость! Когда же будет радость?» — в голос страдальчески вопрошает пожилая дама в амфитеатре после очередного номера, где герои снова простирают друг к другу руки в полутьме, при этом выражая свои чувства стертым и унылым языком. Радость ей скоро предоставляют — солист театра Бориса Эйфмана Олег Габышев, недавно начавший не только исполнять, но и придумывать танцы, забабахивает комическую миниатюру «Лень». Его явно вдохновляют эстрадные пляски и эстрадные же клоуны — и постановка точно будет иметь успех в ночных клубах. Имеет она успех и на конкурсе: решив первую премию хореографам не присуждать, жюри выдает Габышеву вторую — просто за жизнерадостность.

В классике же помимо очевидных лидеров начинают проявляться любимцы публики, и становится ясно, как разнообразен может быть классический танец хай-класса. Кореянка Ли Ын Вон не просто танцует, но в полную силу играет во время па-де-де из «Лебединого озера»: от крохотных жестов, обращенных к партнеру, до эффектной стрельбы глазами — ее черный лебедь идет к преступной цели под аплодисменты зала. (На третьем туре танцовщица будет гораздо менее эффектна и в итоге станет лишь дипломантом конкурса; но эта Лебедь останется в памяти надолго). Анастасия Лименько из московского Музыкального театра в декадентской «Арлекинаде» точно станцевала сам дух этого балета — девочку из хорошей семьи, играющую в кокетничающую арлекинку. (В антракте — старушка, похожая на бабушку Ягу, другой такой же старушке: «Нравится мне эта девушка. Мягонькая она».) Оксана Бондарева и Иван Зайцев из Михайловского театра продемонстрировали высший шик в «Пламени Парижа» — шик точности в бравуре: когда зал вроде бы и так должен быть взят трюками, танцующий народ обычно позволяет себе некоторые вольности в рисунке — мол, никто не заметит. Петербургские люди сработали ювелирно и лихо одновременно, не испортив ничего и в третьем туре. В итоге — первая премия у Бондаревой и награда за лучшее партнерство Зайцеву, который выступал вне конкурса.

Третий тур. Дети Дон Кихота

Большинство конкурсантов решило, что в финале надо танцевать бойкий балет Минкуса, и за день жюри (и зрители) увидело дюжину «Дон Кихотов» — мелодия теперь надолго поселится в голове. В яме (финал идет с живым оркестром) были видны перекошенные от ненависти лица оркестрантов — они и так эту музыку не почитают, а тут двенадцать раз подряд! Москвички считают «Дон Кихот» своим владением по праву — и выпускница МАХУ Ксения Рыжкова бойко проговорила текст, размахивая несколько деревянными руками (но в жюри была ее педагог, ректор училища Марина Леонова, — и девушка могла не бояться остаться без награды). Впрочем, были артисты, «Дон Кихот» проигнорировавшие. Так, стильная, плавная и нетяжко-величественная американка Жизель Бете выбрала редко исполняемую «Раймонду» и доказала, что примы мирового класса могут иногда появляться и без участия русской или французской школы. Мариинская пара Оксана Скорик — Тимур Аскеров ничем не удивила, продемонстрировав стабильное качество, но не громкий шик, зато пара из заштатного театра «Русский балет», что принадлежит Московской области, — Татьяна Болотова и Артемий Пыжов — явила такое чувство стиля и понимания того, что такое балет XIX века, что после конкурса их явно украдут более знаменитые театры.

Теперь конкурс завершен. Его эхо будет слышно уже осенью — тогда мы увидим миграцию артистов, получивших призы или просто засветившихся на конкурсе (по итогам всегда заключаются контракты, сильные театры обездоливают слабые). Следующий случится только в 2017-м, когда подрастет новое поколение.

Лауреаты XII Международного конкурса артистов балета и хореографов

Артисты (младшая группа)Мико Фогарти (Швейцария) — 1-я премия (соло)Эльвина Ибраимова (Россия) — 1-я премия (соло)Ксения Рыжкова (Россия) — 1-я премия (дуэт)Тимофей Андрияшенко (Латвия) — 1-я премия (соло)Жизель Бете (США) — 2-я премия (соло)Олеся Шайтанова — 2-я премия (соло)Ши Юэ (Китай) — 2-я премия (соло)Хэ Тхайю (Китай) — 2-я премия (соло)Хатато Рейко (Япония) — 3-я премия (дуэт)Кэтрин Хиггинс (США) — 3-я премия (соло)Мария Тереза Бек (США) — 3-я премия (соло)Микола Городицкий (Украина) — 3-я премия (соло)Луан Батиста (Бразилия) — 3-я премия (соло) Специальный приз за партнерство — Маркус да Сильва (Бразилия) Артисты (старшая группа) Давид Залеев (Россия, Казанский театр оперы и балета) — 1-я премия (соло)Оксана Бондарева (Россия, Михайловский театр) — 1-я премия (дуэт)Тимур Аскеров (Азербайджан, работает в Мариинском театре) — 1-я премия (дуэт)Татьяна Болотова (Россия, «Русский балет») — 2-я премия (дуэт)Оксана Скорик (Россия, Мариинский театр) — 2-я премия (дуэт)Артемий Пыжов (Россия, «Русский балет») — 2-я премия (дуэт)Елизавета Крутелева (Россия, Большой театр) — 2-я премия (соло)Игорь Цвирко (Россия, Большой театр) — 2-я премия (соло) Анастасия Соболева (Россия, Большой театр) — 3-я премия (дуэт)Диана Косырева (Россия, Театр п/у Касаткиной и Василева) — 3-я премия (дуэт)Никита Сухоруков (Украина) — 3-я премия (дуэт)Анастасия Лименько (Россия, Музыкальный театр) — 3-я премия (соло)Эрнест Латыпов (Россия, Мариинский театр) — 3-я премия (соло) Специальный приз за партнерство — Иван Зайцев (Михайловский театр) ХореографыПервая премия не присужденаВторая премия — Олег Габышев (Россия)Третья премия — Дмитрий Залесский (Белоруссия)Акелькина Марина (Россия)

Источник: mn.ru

Добавить комментарий