Москва — Волхонка

Волхонка — старинная улица, рядом с Боровицким холмом московского Кремля, некогда крутого и лесистого, откуда началось строительство столицы. До XVII века улица именовалась Чертольской. Чертолье, Черторый — так назывался ручей, протекавший в тех краях.

Волхонка — старинная улица, рядом с Боровицким холмом московского Кремля, некогда крутого и лесистого, откуда началось строительство столицы. До XVII века улица именовалась Чертольской. Чертолье, Черторый — так назывался ручей, протекавший в тех краях.

С 1658 года царь Алексей Михайлович, отец Петра I, повелел называть улицу Пречистенской. По иконе Пречистой Богоматери в Новодевичьем монастыре — любимой монаршей обители, расположенной в Лужниках, где располагается Центральный стадион Москвы (да и всей России!), на котором проводились главные соревнования московской Олимпиады 1980 года, а в 2018-м — пройдут матчи чемпионата мира по футболу.

С XIX века улица стала называться Волхонкой. Название по-русски звучит красиво… Но ее происхождение далеко не благородное: Волхонкой называлось питейное заведение — местный кабак, располагавшийся на территории усадьбы князей Волконских (дом № 8).

Волхонка начинается от Боровицкой площади. Справа — Боровицкая башня Кремля. Слева, на высоком холме, где сходятся три старинных улицы — Волхонка, Знаменка и Моховая — стоит знаменитый Пашков дом — архитектурное чудо столицы. Его авторство приписывают зодчему Василию Баженову, хотя документальных подтверждений этому нет. Кстати, дворец, построенный в 1780-х годах, обращен фасадом не к Кремлю. Парадный вход — со стороны узкого Староваганьковского переулка. Четырехколонный портик дворца, выходящий на Боровицкую площадь, венчает беседка-бельведер, на которой некогда стояла позолоченная фигура Минервы — богини мудрости. Визуально здание воспринимается легким, сотканным из эфира, парящим в высоте. На холме, который венчает дом, был разбит красивый сад с двумя бассейнами. Между ними — фонтан. Сад некогда населяли заморские птицы редкой красоты.

Дворец в стиле классицизма был построен по заказу сына приближенного императора Петра I, отставного офицера и богатого предпринимателя Петра Пашкова. Он устраивал в своем дворце блестящие балы и театральные представления. Современники вспоминали, что хозяева дома «жили весело и открыто».

Нашествие Наполеона 1812 года не пощадило памятник — он серьезно пострадал от большого московского пожара. Выгорели интерьеры, обрушилась крыша. После войны дворец реставрировали. Бельведер изменил пропорции, навсегда оказались утраченными фигура Минервы и скульптурная группа, венчавшая центральный портик дворца со стороны Моховой улицы.

В 1818 году прусский король Фридрих Вильгельм III, отец жены будущего императора Николая I, посетил Москву, и пожелал увидеть панораму города с крыши какого-нибудь высокого дома. Его привели на бельведер Пашкова дома. Король вместе с двумя сыновьями встал на колени, отдал три земных поклона Москве, и со слезами несколько раз повторил: «Вот она наша спасительница!». Эта сцена запечатлена на картине художника Николая Матвеева, которая экспонируется в Третьяковской галерее.

В 1839 году Пашков дом был приобретен в казну — для Московского университета. Позднее в нем размещалась гимназия. А в 1861 году в стены дворца въехал Румянцевский музей — собрание книг и картин графа Николая Румянцева, министра иностранных дел императора Александра I. Музей стал основой современной Российской государственной библиотеки — одной из крупнейших в мире. Ныне ее фонды насчитывают почти 18 миллионов книг. А произведения изобразительного искусства пополнили собрание Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ).

Здание ГМИИ (Волхонка, дом № 12) — самое известное на Волхонке. До революции 1917 года он назывался Музеем изящных искусств имени императора Александра III. Его основатель — профессор Московского университета Иван Цветаев, отец знаменитой поэтессы Марины Цветаевой. В основе коллекции — собрание Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. Позднее коллекцию пополнили национализированные огромные собрания произведений западноевропейского искусства — купцов Щукина и Морозова, парфюмерного фабриканта Брокара, картины из Эрмитажа и других музеев страны. Ныне коллекция ГМИИ насчитывает около 670 тысяч уникальных экспонатов. И старые музейные здания уже не справляются с существующей нагрузкой, о чем не раз говорила нынешний директор ГМИИ Ирина Антонова. Сейчас рассматривается проект реконструкции музея, разработанный британским архитектором Норманом Фостером. Он предполагает создание на Волхонке целого музейного городка, который будет включать в себя полтора десятка реконструированных и вновь построенных зданий. Работы планируется завершить к 2018 году.

Напротив ГМИИ — картинная галерея (дом № 13) известного современного художника Ильи Глазунова. Все его полотна посвящены одной теме — России.

К Волхонке, перед Пушкинским музеем, примыкает старинная улица — Колымажный переулок, где еще в XVI веке находились царские конюшни.

Дом № 4 — старинная усадьба дворян Глебовых — прекрасный образец московского ампира первой четверти XIX века. В особняке была знаменитая лестница, по преданию, вдохновившая драматурга Александра Грибоедова на написание одной из сцен его комедии «Горе от ума». Актеры и художники Московского художественного академического театра, когда готовили пьесу к постановке, приезжали к тогдашним владельцам дома — купцам Бурышкиным –, воочию, «с натуры», сделать фотографии и зарисовки. Один из хозяев особняка — Павел Бурышкин (1887—1955), известный предприниматель, участник Белого движения, в эмиграции — профессор Русского коммерческого института в Париже. Член масонских лож, историк масонства, автор известных воспоминаний «Москва купеческая». Ныне дом Глебовых-Бурышкиных принадлежит ГМИИ имени Пушкина.

Далее по Колымажному переулку — Церковь Антипия (№ 8). В старину — храм царских конюхов. Рядом с ним располагалась усадьба знаменитого сподвижника и любимца царя Иоанна Грозного Малюты Скуратова, одного из руководителей опричнины. О его беспрекословной преданности царю и жестокости, с которой он выполнял приказы Грозного, в народе слагались страшные легенды и песни. Скуратов — герой-злодей многих исторических романов и кинофильмов.

За церковью — старинная усадьба (№ 12). В конце XVIII века ее владельцем был Алексей Столыпин, прадед великого поэта Михаила Лермонтова, содержавший здесь один из лучших в Москве театров.

В 1805 году усадьбу приобрел князь Хованский, но вскоре продал. И вот по какому случаю. По соседству находился дом князя Андрея Вяземского. Он скончался. Недавно назначенный священник соседней приходской церкви, приглашенный отпевать усопшего, перепутал дома — и приехал в особняк Хованского. Увидев князя, которого он почитал уже жителем иного мира, священник оторопел: «Как я рад, князь, что встречаю вас. А я думал, что приглашен в ваш дом для печального обряда»…

После этого случая мнительный и суеверный Хованский поспешил продать свой дом при первом удобном случае, с большой скидкой…

В 1880-х годах особняк приобрели богатые купцы Щукины. В его стенах в 1909-1917 годах располагался созданный предпринимателем и коллекционером Сергеем Щукиным музей модернистской французской живописи. В собрании были картины Моне, Гогена, Пикассо, Матисса. О его коллекции сами французы писали: «Россия, снежная Москва, может гордиться тем, что дала бережный приют этим экзотическим цветам вечного лета, которых не сумела подобрать их официальная родина — Франция. В этом московском убежище не только самое большое собрание гогеновских картин, но, может быть, и наилучшее по своему выбору». Анри Матисс, приехав в 1911 году в Москву, лично развешивал свои картины в щукинском музее. После революции 1917 года музей расформировали. Бóльшая часть картин поступила в петербургский Эрмитаж и в соседнюю пинакотеку — Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

Рядом с ГМИИ некогда находился еще один музей — князя Михаила Голицына (Малый Знаменский переулок, № 1/14). Будучи много лет на дипломатической службе в европейских странах, он собрал богатую коллекцию книг, картин, фарфора, ювелирных изделий. В так называемом Голицынском музее экспонировались картины Караваджо, Веронезе, Тициана, Каналетто, Рубенса, Пуссена. В собрании были и бесценные предметы античной культуры. Библиотека музея насчитывала двенадцать тысяч томов, среди которых было много инкунабул.

Музей просуществовал немногим более 20 лет — с 1865-го по 1886 год. К сожалению, сын коллекционера, как говорили о нем современники, был другом лошадей, а не книг. Этот любитель скачек продал коллекцию отца Эрмитажу.

В Малом Знаменском переулке (№3/5) также располагается Международный центр Рерихов и музей художника и философа Николая Рериха.

Завершая рассказ о Колымажном переулке, хочется рассказать о владельцах внешне ничем не выдающегося особняка под № 13, построенного в 1880-х годах. Его хозяйка — Елизавета Алексеева, представительница известного купеческого рода, о чем напоминает большая буква «А» на торце здания. К этому роду, в частности, принадлежал знаменитый режиссер Константин Станиславский, основатель МХАТа.

Елизавета Алексеева была матерью известного московского городского головы — мэра — Николая Алексеева, умного, делового предпринимателя, обладавшего огромным организаторским талантом.

Историк Михаил Богословский говорил об Алексееве: русские председатели бывают двух типов — или отцы-командиры, или сонные вахлаки. Алексеев относился, конечно, к первому типу. В годы его управления Москвой (1885-1893 годы) велось энергичное развитие городского хозяйства. Он построил в городе водопровод и канализацию, создал огромное количество муниципальных предприятий, которые давали московскому бюджету более половины дохода. При нем была завершена постройка Исторического музея. Алексеев объединил усилия московских благотворителей, привлек их пожертвования для строительства множества городских учреждений.

Ему, в частности, принадлежит инициатива строительства первой московской психиатрической больницы. Деньги собирались по подписке. Существует легенда, что один из купцов в шутку сказал Алексееву: «Поклонись при всех мне в ноги — дам миллион рублей на больницу». Мэр, не раздумывая, упал в ноги заносчивому купцу, — и получил деньги. По злой иронии судьбы, именно душевнобольной смертельно ранил из револьвера Алексеева 9 марта 1893 года в его кабинете в городской думе. Ему было всего 40 лет. Умирая, он завещал 300 тысяч рублей — огромные по тем временам деньги! — на содержание психиатрической больницы. Вдова Алексеева также занималась широкой благотворительностью. Всего супруги пожертвовали на благотворительность свыше двух миллионов рублей.

К Волхонке, за ГМИИ, примыкает Большой Знаменский переулок. В доме № 2, флигели которого выходят на Волхонку, в XVIII веке был дворец генерал-фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского. Его подарила выдающемуся полководцу, грозе турок, императрица Екатерина Вторая. С 1819 года во дворце располагалась первая московская мужская гимназия. Среди ее питомцев — драматург Александр Островский и поэт Аполлон Григорьев, историки Сергей Соловьев и Михаил Погодин, основатель анархизма князь Петр Кропоткин, глава МИД Временного правительства, историк Павел Милюков, один из лидеров большевиков Николай Бухарин.

В конце Волхонки (дом № 15) — величественный Храм Христа Спасителя, высотой свыше ста метров. Это — самая большая церковь России, способной вместить до десяти тысяч верующих. Храм — памятник русским воинам, победившим наполеоновскую армию в 1812 году. Он был построен по обету императора Александра I, который при вторжении Наполеона в пределы Российской империи дал клятву возвести в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о его сооружении был подписан в конце 1812 года, когда последние солдаты наполеоновской «Великой армии» (ее так называли!), уносили ноги из пределов России.

Величественное здание в византийском стиле построил архитектор Константин Тон. Автор модный, пользовавшийся благоволением императоров. Среди других его работ в Москве — Большой Кремлевский дворец.

Закладка собора состоялась в 1837 году, в день 25-летия Бородинского сражения. А освящен он был 45 лет спустя — в 1883-м.

Его расписывали замечательные русские художники — Суриков, Крамской, Верещагин. Скульптуры ваяли не менее известные мастера — Рамазанов и Логановский.

В нижней части храма — памятник-реквием героям Отечественной войны 1812 года. На белых мраморных досках — описание сражений, имена убитых и раненых офицеров и общее число выбывших из строя солдат.

Храм стал новой доминантой Москвы, визитной карточкой. Его, могучего исполина, было видно в конце XIX века даже с далеких окраин города.

Во времена советской власти, в 1931 году, собор безжалостно снесли. На его месте планировалось построить огромный 415-метровый Дворец Советов. Проект, конечно, масштабный, подстать Вавилонской башне. Громаднейшее здание должна была венчать колоссальная статуя Ленина — 100 метров. Один остряк-метеоролог, хорошо знавший московский климат, утверждал, что около 200 дней в году с земли будет видна лишь половина скульптуры вождя мирового пролетариата. Та, что ниже пояса…

Впрочем, Дворец Советов так и не был построен. Началась Вторая мировая война, и из многотонных железных конструкций здания были выплавлены танки, пушки, снаряды. Думаю, что, в известном смысле, это помогло нашей победе над Гитлером.

В громадном котловане, который вырыли во время строительства дворца, в 1960 году соорудили плавательный бассейн под открытым небом с нетривиальным названием — «Москва», и по объему не имевшим аналогов в мире. Автор этих строк не раз плавал в этом бассейне. Он функционировал даже в суровые холода, когда температура в Москве падала ниже 20 градусов по Цельсию. Вода теплая, а поднимешь голову — изо рта клубы пара, краешки длинных волос на голове покрываются сосульками! Непередаваемое ощущение!

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий