Москва — Бульварное кольцо

Москва — Бульварное кольцо
Название «Бульварное кольцо» не совсем верно — одиннадцать бульваров по своей форме скорее напоминают подкову, упирающуюся концами в Москва-реку.

Название «Бульварное кольцо» не совсем верно — одиннадцать бульваров по своей форме скорее напоминают подкову, упирающуюся концами в Москва-реку.

Москва — Бульварное кольцо

В середине XVI века на месте нынешних бульваров был насыпан оборонительный земляной вал, который в 1580-х годах по указу царя Федора Иоанновича заменили крепостной стеной. Ее строил знаменитый зодчий Федор Конь. Длина укрепления составляла около 10 километров, высота — до 10 метров, а ширина — 5-6 метров. В местах пересечения с улицами были установлены башни с проездными воротами — всего одиннадцать. Их названия до сих пор сохраняются в московской топонимике — Покровские ворота, Арбатские ворота…

К середине XVIII века крепостные укрепления Белого города потеряли свое стратегическое значение, да к тому же сильно обветшали. Было решено стены разобрать, а на их месте, по указу императрицы Екатерины II, разбить бульвары. Французское слово «boulevard» в переводе означает «крепостная стена» — в Европе в это время уже практиковалась высадка садов и аллей на месте городских крепостных стен.

Современные очертания Бульварное кольцо приняло уже после нашествия Наполеона — в 1820 году.

Начнем путешествие от площади Пречистенских ворот, от Храма Христа Спасителя.

Гоголевский бульвар раньше назывался Пречистенским — он был переименован в 1924 году в честь 115-летия со дня рождения Николая Гоголя. Великий писатель жил неподалеку от этого бульвара…

Ему установлен памятник у Арбатской площади. Вернее, памятников Гоголю два…

Первый был установлен в 1909 году, к 100-летию со дня рождения писателя. Автор монумента — скульптор Николай Андреев.

Гоголь с опущенной головой, глубоко погруженный в скорбные размышления, сидит на скамье. В нижней части памятника — многофигурный бронзовый рельефный фриз с изображениями героев гоголевских произведений.

Ныне работу Николая Андреева называют одной из лучших скульптур столицы. А в начале XX века современники на все лады бранили его работу. Графиня Прасковья Уварова, глава Московского археологического общества, даже заявила, что заплатит двенадцать тысяч рублей тому, кто избавит Москву от этого памятника.

Андреевский Гоголь простоял на бульваре до 1951 года. Но потом, по неизвестным до конца причинам, был заменен другим. Возможно, властям он казался слишком пессимистичным, не гармонирующим с обликом советской столицы.

Новый Гоголь, работы скульптора Николая Томского, стоит в полный рост, на лице играет легкая улыбка. На постаменте надпись: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». От старого постамента остались фонари, выполненные в стиле египетского классицизма, с львиными фигурами у подножия. А старый, андреевский, памятник в 1959 году установили во дворе дома № 7 по Никитскому бульвару, по другую сторону Арбатской площади.

На Гоголевском бульваре есть несколько весьма примечательных зданий.

На углу с Гагаринским переулком расположена усадьба (№ 5), построенная в 1852 году архитектором Николаем Козловским. Во время строительства храма Христа Спасителя в ней жил архитектор Константин Тон. Он сделал проект архитектурно-художественного убранства усадьбы, украсив резными белокаменными наличниками, колонками и «венецианскими» окнами. Это сказочное сооружение-ларец как две капли воды похоже на Оружейную палату Кремля.

Дом № 6 — усадьба Сергея Третьякова, брата Павла — основателя Третьяковской галереи, построена в русском стиле в 1870-х годах. В особняке размещалась коллекция русской и западноевропейской живописи, завещанная владельцем Третьяковской галерее. Тут проходили заседания Русского музыкального общества.

Далее — классический дворец конца XVIII века (№ 10), принадлежавший родителям декабриста Михаила Нарышкина. Знатная фамилия, родственники царствующего Дома Романовых. И вдруг — декабрист! А ведь до сих пор прославляют этот бессмысленный масонский заговор. Философ Василий Розанов верно заметил: «Александр Македонский с 30-ти тысячным войском решил покорить монархии персов. Это что нам, русским: Пестель и Волконский решили с двумя тысячами гвардейцев покорить Россию… И пишут, пишут историю этой буффонады. И мемуары, и всякие павлиньи перья».

Знаменитый поэт Василий Капнист однажды был свидетелем разговора двух будущих декабристов — Михаила Лунина и Ивана Муравьева-Апостола. Капнист, сидя на балконе и видя молодых людей, ходивших взад и вперед по двору, споривших и толковавших о политических делах и о разных преобразованиях, внезапно остановил их вопросом:

— Знаете ли, господа, как далеко простираются ваши политические предположения?

Лунин воскликнул:

— Ах, скажите, ради Бога!

— Не далее, как от конюшни до сарая! — сказал Капнист, и эта неожиданная ирония смутила и сконфузила их совершенно…

На бульваре, напротив дома № 10, в 2007 году установлен памятник писателю Михаилу Шолохову, лауреату Нобелевской премии. Скульптор Александр Рукавишников изобразил Шолохова на рыбацкой лодке в окружении плывущих лошадей. Композиция — реминисценция романа «Тихий Дон». Головы красных коней смотрят в одну сторону, головы белых — в другую, и только один жеребенок не знает, куда и с кем ему плыть…

Далее двухэтажный особняк (№ 14), построенный в стиле Ренессанса. Он принадлежал матери Николая Васильчикова, тоже декабриста. И тоже из знатной аристократической семьи.

Граф Федор Ростопчин, бывший московский генерал-губернатор, вопрошал: «В Европе сапожник бунтует, чтоб стать барином. Дело понятное. А нас революцию делает знать. В сапожники что ли захотели?»

В одноэтажном доме № 15 жил более двадцати лет герой Отечественной войны 1812 года генерал Алексей Ермолов. Он, наряду с фельдмаршалом Михаилом Кутузовым, генералами Николаем Раевским и Петром Багратионом, считается одним из лучших русских полководцев, разбивших непобедимую наполеоновскую армию. Говорят, после войны император Александр I, желая наградить Ермолова и Раевского, предложил им принять графские титулы. Нет, сказал Ермолов, моя фамилия и так хорошо всем известна. Графский титул ничего к ней не прибавит…

За Арбатской площадью начинается Никитский бульвар.

Во дворе городской усадьбы XVIII–XIX веков (№ 7а) стоит памятник Гоголю работы Николая Андреева. О нем мы говорили ранее.

Великий писатель жил в этом доме с 1848 года и умер в 1852-м. Он жил у своего друга — графа Александра Толстого, обер-прокурора Синода.

Толстой отвел писателю весь первый этаж. Каждое утро, выпив чашечку кофе, Гоголь выходил на Никитский бульвар и недолго гулял. А когда возвращался домой, становился за конторку и начинал писать мелким почерком.

Последние годы жизни Гоголь вел замкнутый образ жизни, общался только с близкими друзьями. Это — Толстой, историк Михаил Погодин, актер Михаил Щепкин, супруги Хомяковы — славянофил Алексей и Екатерина, сестра поэта Николая Языкова. Ее безвременная кончина в январе 1852 году потрясла Гоголя. Он пережил ее всего на месяц.

По завещанию, Гоголя похоронили в московском Свято-Даниловом монастыре рядом с Екатериной Хомяковой. На могиле писателя был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне (так называемая Голгофа), на котором высечена строка из книги пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».

Впоследствии прах Гоголя был перенесен на Новодевичье кладбище.

Напротив — дом № 8А, ныне занятый Центральным домом журналиста, насчитывает 200 лет. В нем в 1820-х годах жил друг Пушкина полковник Сергей Кисе­лев, у которого поэт в конце 1828 года впервые прочел поэму «Полтава».

Далее — одно из наиболее значительных произведений московского ампира — городская усадьба (№ 12) генерала Петра Лунина (дяди декабриста Михаила Лунина), построенная зодчим Дементием Жилярди. Архитектурный ансамбль включает главный дом и два боковых флигеля, распо­ложенных вдоль бульвара. Главное здание украшено лоджией с колон­надой коринфского ордера.

По воспоминаниям князя Петра Вяземского, вся фамилия Луниных отличалась странностями, даже женщины были большие чудачки. Так одна Лунина во время нашествия Наполеона оставалась в Москве все время пребывания в ней французов. Ничего не боялась и разъезжала то и дело по городу. Она была пожилая женщина и очень богатая. И только бывало услышит, что русские одержали какую-нибудь победу над неприятелем, велела везти ее в карете по городу, и кричала проходящим: «Эй, голубчики, слушайте! Мы опять одержали победу!».

Дом Луниных был известен музыкальными вечерами, на которых блистала своим талантом дочь хозяина Екатерина, учившаяся пению в Милане и там вышедшая замуж за итальянского певца графа Риччи, с которым приехала в Россию.

Ныне во дворце располагается Музей Востока.

Далее, пересекаем Большую Никитскую улицу, и выходим на Тверской бульвар — один из красивейших в Москве. Он был открыт в 1796 году. Первоначально на бульваре высадили молодые березки, однако они увяли, а вот липы и дубы, посаженные позже, отлично прижились. Со временем на бульваре разбили цветники, устроили искусственные водоемы с мостиками, построили деревянные беседки, вдоль аллеи установили бюсты знаменитых людей.

Тверской бульвар стал излюбленным местом гуляний и деловых встреч московской аристократии. О нем писали Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, Лев Толстой и Антон Чехов… Но почему-то о бульваре вспоминается в первую очередь один анекдотичный случай. Знаменитый зоолог Николай Северцов (1827-1885) однажды погнался по бульвару за молодой женщиной, на которой сидело какое-то насекомое. Одним прыжком он настиг ее, схватил за юбку, поймал насекомое, захохотал и воскликнул по-французски: «Поймал!». Молодая женщина пришла в неописуемый ужас, приняла зоолога за буйнопомешанного и стала звать на помощь полицейского… Впрочем, настоящие энтузиасты своего дела всегда немного напоминают помешанных.

Бульвар начинается памятником великому ученому Клименту Тимирязеву. Скульптор Сергей Меркуров изваял его в мантии почетного доктора Кембриджского университета. На пьедестале изображена выведенная ученым кривая физиологии растений, которая принесла ему мировую славу.

Памятник во время налета фашистской авиации в октябре 1941 года был сброшен взрывной волной с пьедестала. Но на следующий день москвичи вновь увидели его на прежнем месте. Однако на пьедестале сохранились выбоины — следы от осколков бомбы.

Справа от памятника — здание ТАСС (№ 2) — колоссальный светлый куб с большими закругленными окнами, похожими на экран телевизора. Вход в здание акцентирован внушитель­ным порталом — рамой, в которой расположен земной шар и рельеф­ная надпись «ТАСС».

Далее — доходные дома: Коробковой (№ 6), Ламановой (№ 10).

Надежда Ламанова — модная московская портниха конца XIX — начала XX веков, автор костюмов первой постановки «Вишневого сада», популярных фильмов 1930-х годов «Цирк» и «Александр Невский».

Напротив — дом-музей Марии Ермоловой (№ 11). Великая актриса жила здесь с 1889 года вплоть до своей кончины в 1928 году. Ее частными гостями были Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Федор Шаляпин и другие известные актеры и театральные деятели. В последние годы Ермолова тяжело болела, ее угнетали пасмурные дни. Чтобы их скрасить, в окна комнаты, где она лежала, были вставлены розовые стекла, сохранившиеся до сих пор.

На бульваре находится одно из лучших произведений выдающегося зодчего Федора Шехтеля — особняк Петра Смирнова (№ 18), построенный в начале XX века. Петр Смирнов (1868–1910) — водочный король, директор торгового дома, поставщик Двора Его Императорского Величества, член Московского совета детских приютов, попечитель одного из таких приютов.

Архитектор устроил в доме настоящий исторический парад! Первый зал анфилады — Греческий: ионические колонны, классический фриз под потолком. Дальше — Большая гостиная в духе позднего Ренессанса. За ней — розовая комнатка в стиле рококо. Столовая — в романском стиле. Камин украшен резьбой с рыцарским сюжетом. Потолок-свод покрыт золотой росписью в духе древних кельтов. Еще один зал — Египетский: по стенам гипсовые рельефы, в центре — небольшой купол со светильником-солнцем.

На Тверском бульваре, напротив дома № 19 — памятник Сергею Есенину. Он был установлен к столетию со дня рождения поэта, в 1995 году. Есенин — один из самых великих русских поэтов прошлого века. Человек яркой и трагической судьбы. Памятник представляет собой статую поэта в полный рост. Есенин одет в костюм, а расстегнутая рубаха придает образу открытость, но и вместе с тем незащищенность…

На месте мощного здания Московского художественного академического театра имени Горького (№ 22) ранее стоял трехэтажный особняк Андрея Кологривова, героя Отечественной войны 1812 года. На балу у генерал-лейтенанта Пушкин впервые встретил свою будущую жену, Наталью Гончарову — «чистейшей прелести чистейший образец».

Главный фасад театра, обращенный к бульвару, отдаленно напоминает гигантский ниспадающий театральный занавес. На консолях четырех колонн установлены кованные из бронзы фонари с изображением муз — покровительниц искусства танца, трагедии, музыки и комедии.

Напротив — другой храм искусства — Московский драматический театр имени Пушкина (№ 23). В 1914-1950-х годах здесь давал спектакли Камерный театр Александра Таирова.

В ампирном дворце напротив (№ 24-26) жил Иван Римский-Корсаков, фаворит императрицы Екатерины II. По свидетельству современников, дом Римского-Корсакова «с большими великолепными садом, с беседками, статуями и прудами, посещался всей Москвой» и слыл одним из красивейших зданий. У вельможи неоднократно бывал в гостях Александр Пушкин, которому хозяин рассказывал о прошлом, о временах Екатерины.

Рядом с Пушкинским театром — Дом Герцена (№ 25). В настоящее время в нем находится Литературный институт имени Горького. А в начале XIX века дворец принадлежал богатому сенатору Александру Яковлеву. Здесь, у его брата Ивана, в 1812 году родился внебрачный сын — Александр Герцен, будущий писатель и публицист.

В доме жил сын Александра Яковлева — Алексей, ученый-химик, которого в комедии Грибоедова «Горе от ума» упоминает княгиня Тугоуховская:

От женщин бегает, и даже от меня!

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник,

Князь Федор, мой племянник!

В 1840-1850 годах дом принадлежал дипломату и мемуаристу Дмитрию Свербееву, у которого собирались московские писатели на так называемые Свербеевские пятницы. Среди них — Николай Гоголь, Константин Аксаков, Петр Чаадаев, Евгений Баратынский, Николай Языков.

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий