Духовный опыт и психоделики / Никакие состояния не имеют самоценности, если они не привязаны к развитию способности осознавать

Психоделики (от греч. psyche — душа + delia — иллюзия) — психофармакологические препараты, вызывающие психоделические состояния, рассматриваются как замещающие антагонисты нейромедиаторов, которые обеспечивают проведение возбуждения в нервной системе. Диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД–25), диметилтриптамин, буфотенин, мескалин, псилоцибин, каннабиноиды, сернил, дитран, адренохром, адренолутин и др. Ина СтарыхГлавный редактор издательства «София», г. Киев — Могут ли психоделики способствовать духовному развитию?
Психоделики (от греч. psyche — душа + delia — иллюзия) — психофармакологические препараты, вызывающие психоделические состояния, рассматриваются как замещающие антагонисты нейромедиаторов, которые обеспечивают проведение возбуждения в нервной системе. Диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД–25), диметилтриптамин, буфотенин, мескалин, псилоцибин, каннабиноиды, сернил, дитран, адренохром, адренолутин и др. Ина СтарыхГлавный редактор издательства «София», г. Киев — Могут ли психоделики способствовать духовному развитию?

Психоделики (от гре
— Психоделики — чудовищно опасная вещь, особенно для слабых людей. А именно слабым людям чаще всего приходит в голову мысль использовать подобного рода костыли для духовного развития. Я считаю, что даже если вещество не считается наркотиком — это чрезвычайно опасная вещь! Как человек, несколько раз переживший измененные состояния сознания с помощью психоделиков, считаю, что может развиться очень сильная психологическая привязанность к подобным состояниям, особенно, если вы переживали нечто прекрасное и чувствовали, что приближаетесь таким образом к «высшему Я», Богу. Такое может случиться один раз, и помощи в духовном развитии не принесет. Если бы существовали некие школы, в которых измененные состояния могли бы быть получены и пережиты под руководством опытного учителя вроде дона Хуана у Кастанеды, чтобы пробить присущий нашему обществу скептицизм, только тогда можно было бы рассматривать пользу их применения. Даже если психоделические вещества не относятся к разряду наркотиков, и не формируется физическое привыкание, в процессе приема происходит чудовищное телесное «пережигание», то есть, может быть нанесен непоправимый ущерб здоровью из-за сумасшедшей интенсивности переживания, не говоря уж о токсичности самих психоделиков. Нужно быть очень здоровым физически, однако все равно подобный опыт даром не проходит. — Есть ли возможность сочетать психоделики с традиционными способами саморазвития? С медитационными техниками, например?

— Любой практикующий вам скажет, что совмещение психоделиков с практикой невозможно! В то же время достижение подобных состояний и гораздо более сильных (хотя особой ценности они сами по себе не имеют) в медитации или ребефинге с опытным учителем — это абсолютная реальность! Причем, совершенно безвредно для организма и не опасно с точки зрения привыкания! Та же випассана бесконечно более осмысленная и полезная. Все психоделические переживания эпизодичны. Когда много лет назад я только начинала медитировать, человек, бывший в тот период моим учителем, приходил в ярость от моих фантастических переживаний: прошлые жизни и Атлантида, иные миры и тому подобное… Он говорил: «Как мне тебе объяснить, что во всем этом нет ни толку, ни смысла, ни развития?» Все видения можно сравнить с площадками для отдыха при подъеме в гору, на которых безнадежно застреваешь. Сиддхи вроде «путешествий» и являются такими остановками в Пути. Это все, скорее, препятствия, а не духовный рост. Психоделики — совершенно бесполезная вещь для духовного развития и Пути. — Хорошо, а что тогда является критерием, если не измененные состояния?

— Рост любви к миру и себе — вот самый лучший критерий. И мир в душе. Мне бы хотелось сделать этот мир чуть лучше, чем он есть. И не только после моего окончательного ухода с земли, а в каждый происходящий момент. Чуть-чуть чище и чуть лучше с каждым мгновением. Я не являюсь практиком какого-то конкретного учения, хотя пыталась неоднократно. Занятие одной практикой ускоряет движение, но одновременно и сужает горизонт. А я не могу себе это позволить, так как проникаюсь каждой книгой, которую делаю, и практикую полностью все, что там описано. Я создала для себя некий синтез — и этим живу. Помните, что, используя психоделики как костыли для саморазвития и расширения сознания, можно стать инвалидом — как духовным так и физическим! В моей жизни самым сильным переживанием был момент клинической смерти. Рекомендовать подобный путь я, как вы понимаете, не могу. Есть множество практик, которые ведут вас шаг за шагом. Ищите Учителя, готовьте себя, очищайте телесно и ментально, и Учитель придет непременно. Настоящий Учитель — это бесконечно больше, чем любые психоделики. Одно его присутствие приводит к невероятному расширению сознания! Лама Сонам Дордже — Лама Олег Первый русский практикующий, прошедший полный курс теоретического и практического обучения буддизму в Непале, Индии и Тибете — Духовный опыт и психоделики. Есть ли между ними что-то общее?

— Многие люди, употребляющие психоделики, рассматривают этот метод как Путь… В буддизме это не приветствуется: нет таких методов раскрытия собственного ума при помощи вспомогательных средств (фармацевтических или прочих). Не было, нет и не будет… О подобных вещах мы можем услышать в шиваизме, когда на праздник Шивы индусы раскуривают анашу… Я много общался с настоящими индуистами и никогда не слышал, чтобы в аутентичном традиционном индуизме раскуривание ганджи расценивалось как метод духовного приобщения. Я думаю, что те наши поклонники индуизма, которые оправдывают свое пристрастие к подобным вещам традицией, слегка преувеличивают их значение. Очень хорошее высказывание есть у Пелевина в «Generation П», что вхождение в измененный опыт при помощи психоделических средств подобно использованию «черного хода». Одно дело, когда нас ждут, то есть мы заранее предупредили, позвонили, договорились о встрече, пришли, нам открыли дверь и улыбнулись… А тут мы приходим через «черный ход», нас там не ждут! И полученный опыт будет соответствующим. Нам придется оттуда выйти. А выход может быть не очень приятным. Гораздо менее приятным, чем вход. И люди стараются повторить приятный момент входа… Повторюсь: в буддизме такие вещи не приветствуются. Если посмотреть на суть духовного пути с буддийской точки зрения, она заключается в том, чтобы раскрыть максимальную ясность сознания. Использование различных средств шаманами Центральной и Южной Америки направлено на вхождение в измененное состояние сознания (ИСС). Но ИСС совсем не означает правильное или максимально приближенное к настоящему! Подобное ИСС может возникнуть при воздействии лекарств, газов и прочего. Мы же в буддизме стремимся к раскрытию просветления через расчищение своего сознания от разных омрачений, через увеличение ясности нашего ума. Если мы изменяем (трансформируем) свое сознание, это совсем не значит, что мы достигаем ясности ума. Именно поэтому в подобных состояниях люди могут «торчать», «переться», делать что угодно, вот только ясности они там не переживают. Обычно они не понимают, что с ними происходит, и не знают, чего ожидать в следующую секунду. — Бывают случаи, когда после приема психоделиков люди переживают эмоции любви, сострадания…

— Я думаю, это связано с тем, на что люди настроены. Программирование себя перед приемом психоделиков играет определяющую роль. Я слышал, например, что некоторые люди занимаются сексом под воздействием этих веществ, заранее настраивая себя на то, что они будут испытывать какие-то «улетные» переживания. И они их действительно испытывают, если себя так настроили! Могу поделиться собственным небольшим опытом. Как-то в самой-самой молодости я поехал в Питер, чтобы получать буддийские учения. Нужно добавить, что у меня был очень чистый настрой, очень чистая мотивация: я ехал на учения, ехал за чем-то светлым. По дороге в электричке мы с другом приняли ЛСД. И в электричке с закрытыми окнами для меня пошел дождь. Я видел капли на своих руках и ладонях. Я показал их своему другу, и он их тоже увидел. Дождь закончился, и за окном я увидел в небе радугу. Друг ее тоже увидел. Понятно, что дождя не было ни внутри электрички, ни снаружи. У меня был светлый радужный настрой, и я увидел это за окном. Какой можно сделать вывод из сказанного? Да, было приятно увидеть радугу. Но она же не оказала какого-либо влияния на духовный рост или Путь. Я не слышал, чтобы кто-то из буддийских мастеров, признанных святыми или реализованными, использовал подобные средства для продвижения по Пути. Посредством настоящей медитации мы достигаем такого состояния сознания, которое гораздо более комфортно, нежели в результате приема психоделиков. — Может ли психоделический опыт оказаться полезным?

— Люди, которые только начинают интересоваться духовными практиками, практиками трансформации, конечно, могут в результате принятия психоделиков получить какой-то опыт. Возможно, этот опыт сподвигнет их на дальнейшие духовные поиски. Однако не обязательно. Я слышал от нескольких людей — не могу сказать, что от многих, — что они пришли к духовной практике после того, как попробовали какие-то «вспомогательные средства», и для них открылись другие горизонты, расширились границы мира. С этой точки зрения можно сказать, что у этих людей опыт был конструктивным. Ведь человек привык к рамкам обыденного восприятия: он знает, что живет на улице Ленина на первом этаже «хрущевки», что за порогом он увидит скамейку, мусорку и дорогу на работу. Ситуация постоянна, она не меняется. Человек не видит никакого света в конце тоннеля. Даже если он читает какую-то интересную литературу, она остается для него чем-то недосягаемым. С его обычным опытом ничего не происходит. И вот наш герой принимает психоделическое средство, выходит из дома, видит «миллион возникших алых роз» и думает, что, возможно, все не так жестко и предсказуемо, как казалось раньше, и за видимым существует что-то еще… Возможно, он захочет узнать, что произошло, откуда появились розы, и куда исчезла скамейка с мусоркой… Очень важно, чтобы человек сделал правильный вывод: не стремился к новой дозе, чтобы каждый раз появлялись алые розы, а понял, что его обычное восприятие не такое жесткое, костное и однозначное, каким он привык его считать. И что с восприятием можно сделать все, что угодно. Жизненно необходимо понять, насколько важно исследовать свой ум, свой поток бытия, чтобы найти все источники, весь потенциал, отвечающий за эту трансформацию! Только в этом случае можно получить настоящую пользу от ситуации… Дима «nothing to be»Продавец легальных психоделиков — Духовный опыт и психоделики. Есть ли между ними что-то общее?

— Общего между ними ровно столько, насколько эти понятия связаны между собой в сознании человека. Люди узнали о психоделиках так же, как и о всех прочих лекарствах: они наблюдали за поведением животных и копировали его. Пчёлы впадают в трип от нектара орхидей, козлы пожирают волшебные грибы, птицы щёлкают семена конопли, крысы, мыши, ящерицы, мухи, пауки, тараканы небезразличны к опиуму, моль предпочитает дурман, а обезьяны мандрилы жуют корни ибоги. Такое поведение настолько распространено, что многие учёные полагают, что «погоня за наркотическим опьянением — одна из первостепенных мотиваций в животном поведении», как писал об этом в своей книге Intoxication психофармаколог из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Рональд Зигель.

Дети Лири Для меня духовный опыт — желание разобраться, не обращая внимания на нами же созданные препятствия, кто есть мы, что есть окружающий мир, что есть Бог, и попытка собрать все это воедино. Это опыт выхода за пределы дома и переживания родства с безграничной вечностью здесь и сейчас, попытка пронести его, не испортив, выбирая всегда «себя лучшего». Слияние действий, чувств, мыслей, совести и всего, что есть, в единое целое, проводящее истину безусловной природы бытия. С другой стороны, духовный опыт имеет такое же отношение к пафосу вышесказанного, как свет фонаря к своему отражению в ряби мутной лужи. Есть взгляд на жизнь, в котором она является неким подобием сна. Когда мы спим (в привычном понимании слова), сон для нас вполне реален: мы не догадываемся, что это сон, пока он не кончится. С точки зрения персонажей какого-нибудь романа, тот мир, который они населяют — рождаются, работают, что-то ищут, развлекаются, умирают и т. д. — реальность. С точки зрения автора — иллюзия. И путь от куклы к кукловоду — наверное, то, что называют эволюцией сознания. При помощи психоделиков легко попасть в другой сон, с другой «реальностью», другими ценностями, взаимодействиями. Но психоделики не учат пробуждению от сна в противоположность духовному опыту. Не важно, в каком из этих снов мы живем и что при этом делаем, важно — хотим ли мы проснуться или нет. Не просыпаться (привет искателям!), а проснуться. Можно провести такую аналогию. Представьте, что мы с самого рождения увлеченно, до самозабвения играем в компьютерную игру, и вдруг в нее начинают просачиваться вещи из какого-то более реального и всеобъемлющего мира, чем тот, к которому мы уже успели привыкнуть. Духовный опыт состоит в улавливании этих реальных моментов. А психоделики при желании меняют одну игру на другую и ставят перед фактом: «да, мы играем в игры». Есть люди, утверждающие, что психоделики расширили их возможности и сделали свободнее, есть люди, сменившие благодаря им одни привязанности на другие, есть попавшие в «санаторий». Однажды в горах, в тумане при видимости метров пять у одного приятеля случился психологический срыв. Вместо единства со стихией и познания друг друга как неделимой команды, что прожили остальные, он получил одно из самых болезненных переживаний в жизни. Все дело в нас. Что мы хотим, какого рода опыт нам нужен, и нужен ли, вообще? — Можно ли рассматривать психоделики как Путь?

— В Японии чуть ли не после всех слов можно поставить постфикс «до», что означает «путь». Любой аспект жизни при осознанном подходе можно рассматривать как путь, где через совершение безупречного действия и налаживание дисциплины — внешняя, видимая работа является результатом более тонкой работы сознания. Наверняка психоделики можно рассматривать как путь точно так же, как и все остальное, с чем приходится человеку иметь дело, но, по наблюдениям, мало у кого они подразумевают работу над собой. Чаще всего пребывание в свободном от самоограничения состоянии само по себе и является целью употребления психоделиков. Я не видел никого, кто назвал бы вещества своим Путем. В большинстве случаев это что-то вроде развлечения, праздника среди будней. Но идущему по Пути не нужны специальные развлечения. Каждое мгновение его жизни неповторимо, как новая глава. Ему не нужно смотреть в калейдоскоп и кататься на аттракционах. Не нужно просить художника перекрасить мир. Если возник вопрос, чем убрать скуку и чем бы поразвлечься — значит, откуда-то эта скука взялась, что-то не так, и, скорее всего, мы делаем то, чего не хотим делать, где-то в глубине обманывая самих себя. Не всегда психоделики употребляют ради потехи. Одно из составляющих духовного роста — бывшая реальность становится иллюзией, игрой, а на ее место приходит новое, более широкое видение. С помощью психоделиков легко дорасти до критического отношения к нашим ценностям и способам постижения мира, увидеть весь этот балаган, но отсутствие «подлинного», которое должно прийти на замену фантику, может привести к катастрофе, как если бы мы потеряли выход из сумасшедшего дома. Как в дзенской притче: «познавание — иллюзия, непознавание — бессмыслица». Если пережито и знакомо то, что выше этой двойственности, делай что хочешь — не ошибешься. Если нет — то сильно соваться туда и не нужно, потому что расширенное восприятие будет цепляться за все, что угодно, и сознание может свить себе новое уютное гнездышко вокруг какой-нибудь заморочки, вытащить из которого способно только просветленное вмешательство или сильный шок. — Возможно ли сочетание традиционных техник, типа медитации, с приемом психоделиков?

— Возможно любое сочетание всего, что есть. Каждый человек должен сам для себя решить. В любом случае, важно не «что» делать в этом цирке, а «как», с каким мотивом, с каким состоянием сознания, во имя чего. Много кто рассматривает выполнение различных упражнений как некую сделку: «сделаю как надо — достигну просветления», забывая, что правильное их выполнение является не причиной, а следствием возвышенных состояний, ростками в проявленный мир дерева, корни которого в бесконечности. Счастье нельзя на что-то обменять, оно из других категорий. Есть люди, которые пьют по утрам чай из корней одуванчика, чистят чакры и идут на сатсанг, делая на ходу пранаяму, но такие при этом несвободные и мелочные, что лучше бы наркотиков съели. И наоборот. Жизнь — самая традиционная техника, и в ней случается все что угодно, но вряд ли осознанно сидящий на диете будет осознанно есть пряники. Шестидесятые вообще активно интересовались возможностями человека, их максимальным освоением и расширением, растягиваемостью и проницаемостью человеческих границ. Отсюда — и исследовательский интерес к изменённым состояниям сознания, к отличным от европейских видам знания и способам познания, интерес к эзотерике и мистике, экспериментирование с психоделиками в рамках вполне академической науки, появление и влияние немыслимых прежде культурных фигур типа Станислава Грофа, Грегори Бейтсона, Карлоса Кастанеды. Маслоу, чьи интересы лежали вроде бы в другой плоскости (а уж мистику с эзотерикой он вообще на дух не переносил!), был таким же типичным шестидесятником, как и они, человеком одного с ними контекста. Кстати, не зря он в конце жизни поддерживал возникший тогда в Калифорнии Институт Эсален и другие группы, занятые изучением возможностей человека.

Распахнувший двериБыло много попыток докопаться до сути с помощью химического ключа, в том числе с интегрированием в форму традиционных практик, но здесь будет полезна одна аналогия: мы наблюдаем сейчас ряд экологических бедствий на планете из-за того, что когда-то что-то изменили, например, повернули реку. Искренне хотели как лучше, но из-за узости мышления, незнания факторов, законов, взаимосвязей, по которым живет вся система, не видели, к чему ведут перемены. Любопытство и перспектива сиюминутной пользы затмевают желание учиться видеть глубже. То же самое в нашем сознании. Раз мы сами не можем запускать определенные механизмы и пользуемся для этого посторонними веществами, то мы просто не знаем себя. Неизвестны законы — неизвестны последствия. Делая то, масштаб чего не объяли, мы вправе рассчитывать только на случайный, с нашей точки зрения, результат и процесс. Рамки восприятия расширились, а как в глубине себя приоткрыть основу для жизни в новом мире, превосходящую привычные схемы мышления — на этот вопрос не всегда хочется отвечать. Как человек пользуется этим ресурсом — определяется его масштабом понимания, способностью распознавать. Если человек похож на ребенка и не старается быть единым с глобальными процессами, происходящими «внутри» и «снаружи», то из всего, что попадает к нему в руки, будь то информация о духовной практике, психоделики или еще что-нибудь, он будет строить себе игрушки для развлечения и ментально-чувственных удовольствий, потому что ему просто в голову не придет задуматься об ином их назначении. Вопрос не в том, что именно он практикует, а в том, кто он. Чтобы повзрослеть, надо выйти за границы надежд, страхов и прочих заморочек, переступить через себя, потерять кажущуюся стабильность — это как прыгнуть в воду с вышки. «Традиционная» техника отличается от «нетрадиционной» тем, что в первом случае глубина и дно на этом участке пути более-менее изведаны, и есть те, кто готовит к прыжку. Может, психоделики и использовались в древних инициатических мистериях, шаманских путешествиях и так далее, но есть основания полагать, что это был осознанный опыт, и изменению формы сознания отвечала метаморфоза его содержания, за чем следили опытные мастера. Люди знали, что там делать, и это отличалось от наших попыток так же, как отличается прочный мост на другой берег от заплыва в шторм «куда-то примерно туда же». Юрий Викторович СмирновДиректор издательства «София», г. Киев— Духовный опыт и психоделики. Есть ли между ними что-то общее?

— Что нами движет в жизни? Либо стремление к удовольствию, либо интерес, что, по существу, одно и то же. Удовольствие, которое получает человек на уровне удовлетворения своего интереса, сравнимо с удовлетворением. В обычной жизни мы понимаем, что подлинное наслаждение, подлинное творчество, подлинное удовольствие начинаются там, где остаются позади так называемые «врата восторга». Подлинное творчество — сознательно, оно начинается там, где заканчивается вдохновение. Вдохновение — это лишь фазовый переход. Индикатор того, что идет подъем энергии, что где-то близко от потокового состояния точка входа. Если вдохновение считать конечной целью и пытаться действовать в этом состоянии, истинная цель не будет достигнута. То, что можно сделать в состоянии вдохновения, ниже того, что возможно, когда «врата восторга» пройдены. Вот тогда начинаются подлинные вещи: человек включается в безличное потоковое состояние, в котором работали великие мастера, будь то живопись или музыка. Все, что было создано на вдохновении — это в лучшем случае удачная джазовая импровизация. А это не сравнится с тем, что делают мастера. Целью является не попадание в состояние одурманенности, а «проход» через него. Когда человек предпринимает попытки войти в ИСС или в состояние насыщенного эмоционального фона с помощью веществ, он индуцирует в себе планы, которые в обычной жизни не активизированы. Это касается и алкоголя — он стоит в одном ряду с психоделиками. Ну, выпил человек немного, веселый он, немного неадекватно себя ведет — ничего особенного не происходит. Если «перебрал» — подебоширит, затем «отрубается». При приеме психоделиков вы можете вызвать или активизировать программы, которые обычно работают не в полную силу. Мы имеем дело с метафизическим уровнем нашего существа. Даже когда мы сейчас просто беседуем, происходит некий процесс подстройки и сонастройки, подключаются энергетические поля, хоть и в слабой форме. Психоделики могут давать состояния, незнакомые своим смещением акцентов: то, что кажется важным в обычной жизни, на чем обычно сфокусировано сознание, уходит на задний план. И мы вынуждены взаимодействовать с некой реальностью, к которой можем быть просто не готовы. Элементарный пример. У водителей есть очки для ночного видения. Надев их, шофер добивается цели: они защищают от света встречных машин. Однако субъективное напряжение от того, что все выглядит не так и невозможно доверять своему восприятию, создает риск гораздо больший. Глубинные вещи выходят на первый план, а то, что казалось важным, совсем теряет значение. Иногда это называется «техникой разочарования». Готов ли к этому человек? Если он рассчитывал удовлетвориться интересом, то может быть сильно разочарован. С такими средствами как грибы, ЛСД очень трудно, что называется, «протащиться». Точка «входа» может быть очень тяжелой, и человек не управляет происходящим. Он рассчитывает, что получит ответы на вопросы о его трудностях в жизни, а в итоге «отбрасывается», причем в жесткой форме, в какие-то ситуации детства, к тем проблемам, которые у него были с родителями, и которые он не разрешил до сих пор. Прием психоделиков — тяжелая работа, а не удовольствие, к ней надо готовиться. Это я могу сказать из личного опыта и опыта моих знакомых. Человек неподготовленный, принимающий психоделики только из «любопытства», рискует получить фрустрацию плюс мощный ответный удар по организму. Поддержание определенного состояния идет за счет мобилизации внутренних резервов и имеет побочные эффекты. У каждого есть свои слабые точки, а, как известно, где тонко — там и рвется. Я считаю возможным применение веществ в качестве эксперимента, но только при знании внутренних пространств. Вы должны понимать, что происходит, что бы ни случилось. Если вы плохо знаете предмет или имеете романтические представления, вы рискуете столкнуться с состояниями вроде «бэд-трип», которые могут длиться от 4 до 8 часов. И испуг только усугубляет происходящее. «Бэд-трип» может помочь проработать ситуацию гораздо лучше, чем «хорошее», радостное «путешествие», но нужно уметь с этим работать. Желателен опыт и понимание своей внутренней природы, структуры, взаимосвязей. Не должно быть никаких иллюзий на свой счет, вы должны очень хорошо знать себя — и «минусы» и «плюсы». Иначе удовольствие будет «ниже среднего», а польза — весьма сомнительной. Раньше подобные вещества применялись в серьезных терапевтических целях. Например, Грофф применял их для лечения психических заболеваний. При процедуре обязательно присутствовал «лоцман». Если человек изначально выведен из равновесия, находится в дисбалансе, то даже обычные внешние ситуации вызывают у него затруднения. Если же он еще примет психоделики, то его может просто «унести», «разорвать». Могут даже проявиться суицидальные тенденции. Хотелось бы еще отметить, что прием препаратов является шаманской практикой, и очень важно определить, что для вас является «союзником». Для кого-то это трава, для кого-то — грибы. Трава — это художественное воображение, музыкальные пространства. ЛСД — очень странная «штуковина». С ее помощью можно увидеть мифы, которыми мы живем. Можно, например, увидеть мудрость, разлитую вокруг, или общаться с Учителями. Но с моей точки зрения, это «обманка», работающая с формами и представлениями. Нужно очень хорошо понимать, зачем вам все это нужно. Люди считают, что они достигают определенного духовного развития… Естественно, их сознание расширяется, они видят другие границы. Хорошо, если при процедуре присутствуют «проводники». Мы находимся на уровне ограничений, но эти ограничения нужно убирать спокойно и осознанно. Тогда состояния будут сами раскрываться. Если мы попробуем, ничего не меняя, зайти туда, куда нам доступ закрыт, на какие-то другие уровни… Мы не готовы энергетически находиться на этих уровнях. Подобный опыт может быть полезен некоторым людям на начальных этапах. Но я не вижу в этом необходимости, так как возникает слишком много побочных эффектов. Адреналиновые и алкогольные пространства — они того же порядка. Это измененные состояния сознания, в которые попадаешь за счет использования разных средств. Если говорить о психоделиках, то «правильное состояние» — это состояние, в котором ничего не меняется, и в то же время все совсем не так. Присутствует ощущение гораздо большей реальности, хотя нет ни измененного состояния сознания, ни галлюцинаций, ни «орнаментов» или искривлений пространства. — Можно ли, используя психоделики, достичь состояний, описываемых в книгах?

— Да. Какие-то проблески обязательно будут, и у каждого человека они свои. Но чем больше разница между вашим текущим состоянием и тем, которое вы переживаете под воздействием, тем большая «расплата» на выходе на уровне физического тела. Я наблюдал такое неоднократно. Отец Владимир ЧерпакНастоятель Свято-Покровского Подольского храма в Киеве — Люди, принимающие психоделики, часто испытывают состояния любви и единства, ясного света — можно ли рассматривать эти переживания, как духовный опыт, а сами вещества — как Путь?

— Православная Церковь по этому поводу говорит однозначно — это заблуждение. Всякое искусственное изменение психического состояния Церковь осуждает. Церковь считает, что это глубочайшая прелесть. Слово прелесть исходит от «прельстился». О прелести можно говорить долго. В прелести могут находиться и миряне, и духовенство, и высшая иерархия. Люди постепенно становятся одержимы нечистыми духами (как вы знаете, духовный мир состоит не только из светлых личностей. Существуют также демонические силы). Церковь просит и убеждает людей, что этого делать не нужно. Господь сотворил нас по Своему образу и подобию, такими, как мы есть. Образ мы носим в себе, а чтобы стать подобными Господу, нам следует приложить усилие. — Как различить, где правильный путь, а где — прелесть?

— Молитвой, исследованием Священного Писания, участием в общественной молитве и церковных таинствах: исповеди и причастии. И постоянное трезвение своего ума — учиться его в руках держать! Андрей СидерскийМастер йоги— Духовный опыт и психоделики. Есть ли между ними что-то общее?

— Стоп. Духовный опыт или мистический? Духовное развитие и психоделики? Ничего общего. Психоделики ведут к получению и накоплению мистического опыта, но к духовному развитию не имеют и не могут иметь никакого отношения вообще. — Объясните, пожалуйста.

— Мистический опыт — это переживание. А духовный опыт — это осознавание. И от получения мистического опыта до превращения его в духовный опыт — как от Земли до Луны. Это очень длительная, серьезная и кропотливая работа. Сами по себе психотропные препараты ни к какому духовному развитию привести не могут. Они могут только дать смещение диапазона восприятия, в результате чего человек получит впечатления, опыт и информацию, с которыми он не в состоянии справиться. Чтобы с этим справляться, нужно правильное сопровождение, нужен большой опыт, накопленный в линии передачи знания о том, как это делать, как учить людей осознавать те или иные аспекты мистического опыта. Без такого сопровождения ничего не происходит. — А как же состояния любви, ясности, чистого света, которые достаточно часто случаются в процессе? Что они могут означать?

— Это аспекты мистического опыта. Но когда человек снова переходит в «нормальное» состояние, он получает прежний способ взаимодействия с миром. Возможно, ему даже становится тяжелее ориентироваться в текущей реальности. И он стремится уйти «туда» от реальной жизни, которая выстроена, чтобы мы максимально адекватно учились осознавать. — Есть ли возможность сочетать психоделики с традиционными способами саморазвития? С медитационными техниками, например?

— Все зависит от подхода, от человека и ситуации. Но опыт говорит мне, что препараты мешают. С помощью правильно выстроенной практики, влияющей на соответствующие процессы в организме, можно выбраться на более высокие уровни доступа к мистическому опыту. При таком естественном входе развивается способность осознавать этот опыт. Это уже напрямую ведет к тому, что принято называть духовным развитием, к выходу в те сферы, где информация не привязана к каким-либо ограничивающим ее работу аспектам. Психотропные вещества очень грубо влияют на химизм процессов, тонко отстроенный с помощью практики. Возьмем следующую аналогию. Представьте себе здание, в котором большинство людей находится на первом и втором этажах. Кто-то умудряется найти скоростной лифт, сразу въезжает на пятнадцатый этаж. Человек, принимающий психоделики, поднимается до пятого этажа, с последующим спуском обратно. Но если человек с пятнадцатого принимает психоделики, его снова сбрасывает на пятый этаж, где можно ходить до бесконечности — там существует много разных лабиринтов. Человек проводит жизнь в получении самых разных впечатлений, но они не ведут к переходу на более высокие этажи. А для того, кто побывал выше, ситуация будет явным ограничением. Мне было очень неприятно — мое привычное состояние «повышенной этажности» было временно переключено на более «низкоэтажные» состояния, которые я проходил годы тому назад с помощью практики. С помощью психоделиков можно «запудрить» себе мозги, но не развить их. Для развития нужен контроль, осознание, правильные действия, оптимизация работы систем и органов, которые обеспечивают возможность обрабатывать информацию. Нужно научиться изменять режимы работы мозга, осознанно включать дополнительные функции, которые работают на подсознание и сверхсознание. — А на начальных этапах? Для смещения восприятия?

— Я принципиально против применения препаратов даже на начальных этапах для так называемого «смещения» восприятия. Смещение можно произвести с помощью практики, при этом еще параллельно и оздоравливая человека. Препараты расшатывают восприятие и психику, в то время как нужны стабильные изменения, которые оставят человека адекватным в социуме и жизни, поскольку главная наша функция — осознавать «здесь и сейчас», а вовсе не «болтаться» в каких-то высоких материях и сферах. Все высшие материи находятся в каждом моменте жизни. — Что означает быть адекватным?

— Это еще Патанджали написал: «Когда зрящий пребывает на уровне самосознания». Во всех остальных случаях он в каше неконтролируемого поведения своего ума, суетливо блуждающего в путанице мыслей и эмоций. Установить контроль над поведением ума можно без бросков, без спадов, следующих за бросками, без подрыва физиологии, без отравления организма и без психоэмоциональных эксцессов. Можно идти четко и последовательно, ступенька за ступенькой. Если пользоваться химией, то получается не шаг, а прыжок на ступеньку, где под ногами отсутствует поверхность, и человек падает обратно. И неизвестно, на предыдущую ступеньку он попадет или непонятно куда. Также я не принимаю отождествление практики и религии. Люди придумали религию, чтобы лучше себя обманывать — ибо жизнь большинства является самообманом. Людям нравится обман, они в нем живут — там тепло и уютно. Либо они страдают, так как им нравится страдать. Но к развитию способности осознавать, к способности сделать весомый вклад в эволюционный процесс вида Homo Sapiens — то, ради чего мы здесь — отношения это не имеет… Нужно отличать учение от религии… Религия есть прежде всего инструмент управления социумом. Это «надгосударственный инструмент», который был разработан в процессе эволюции социума. И не нужно смешивать то, что говорили мудрые, с тем, что написано в книгах. Банальный пример — Евангелие, догматы, принятые церковью. Император Константин собрал народ на Никейском Соборе, они просмотрели все имеющиеся записи, выбрали нужное, выбросили оттуда «лишнее», добавили, что посчитали нужным — получилось четыре Евангелия. Когда мы читаем апокрифы, например, Евангелие от Никодима или от Иуды, которые не были откорректированы Константином и его коллегами, то обнаруживаем нечто весьма отличное от точки зрения официальных доктрин… — Трактовка зависит от пишущих?

— Зависит от властей. История Советского Союза как пример. Что происходило — и что было написано?.. История — это история, люди — это люди, социум — это социум. И социуму нужен не субгосударственный, а надгосударственный механизм управления, чтобы можно было контролировать государственное устройство. В Средневековой Европе все правители подчинялись папе римскому, хотели они того или нет. Все коммунистические страны подчинялись Советскому Союзу. Поэтому о религии как таковой говорить не будем. А что касается практики, того, что оставили нам мудрые люди — это совсем другие вещи…— Как сделать шаг к развитию тем людям, которые активно употребляют разные средства и тратят на это годы и годы, считая, что занимаются собственным духовным развитием? И считают это Путем.

— Пусть считают. Они не спрашивают у меня рекомендаций, и я не буду их давать. Если человек придет и спросит у меня, что ему делать, я скажу, что конкретно в его ситуации делать. Людей много, они разные, одному нужно одно, другому — другое. Общее — это согласиться с тем, что человек сам себя обманывает. Но люди так не считают, потому что им там хорошо. Это их выбор, их способ двигаться в направлении самоуничтожения как информационного существа. — То есть измененные психоделиками состояния сознания самоценности не имеют?

— Никакие состояния не имеют самоценности, если они не привязаны к развитию способности осознавать. Осознавать не только само состояние, но и себя в нем. Осознавать — и затем понимать, то есть уметь объяснить. Часто в результате приема психотропных веществ человек воспринимает реальности многомерных квантово-вероятностных пространств, но интерпретировать, объяснить и понять это бессилен. Потому что наша «понималка» — интерпретационный аппарат — предназначена для обработки информации трехмерного шаблона фактической пространственной реальности. Чтобы понять произошедшее, нужно не только осознать, но и упростить до такой степени, чтобы трехмерный интерпретационный аппарат справился с концепциями, которые будут извлечены из реальности многомерных информационных пространств. Залезть туда с помощью галлюциногенов и психотропных препаратов можно, а вот вытащить информацию, вернуться, разложить и изложить ее, и что-то сделать на основе этой информации — тут возникает вопрос, и не один… Повторюсь еще раз, мы сюда приходим для того, чтобы выполнять волю Божью — структурировать осознание, чтобы быть ячейками самосознания в иллюзии текущей реальности. В этом смысл эволюции общего сознания вида Homo Sapiens. Тут нужны другие инструменты и другие уровни управления энергией. Применение психотропных средств никак не способствует усилению ни органических, ни энергетических составляющих. Даже наоборот. А действия по «правильному» изменению качества функционирования всей системы нарабатываются по-другому. Сдвиги восприятия осуществляются за счет использования «психотропных» веществ, которые вырабатывает организм. Правильная практика не только увеличивает их выработку, но и развивает у человека способность пользоваться их наличием в организме именно для того, что принято именовать «духовным развитием». В практике есть специальные методы, способствующие синтезированию этих веществ, выделению и вбрасыванию в кровь — все это учтено. А параллельно практика еще развивает систему так, что последняя может адекватно справляться с информацией, получаемой в результате сдвигов диапазона восприятия, вызываемых их воздействием. Либо еще один вариант: за дело должен взяться кто-то другой. Палками, пинками, ласковыми словами или чем-то еще следить за восприятием и интерпретациями человека, использующего психотропные средства, за очищением организма от продуктов метаболизма и восстановлением всей системы. Иначе будет то, что происходит сплошь и рядом. Люди получают какой-то опыт, но тело начинает рассыпаться, и они не способны справиться с тем, что на них «сваливается» в сдвигах — кусковато-разнородно-бестолково составленными картинками. В итоге к 30-35 годам человек приходит к пониманию, что нужно начинать сначала, имея подорванную органику и рассыпавшуюся энергоинформационную составляющую. А все эти способы получения мистического опыта (заметьте, не духовного!) перекрывают изначальный источник энергиив системе. Иногда бывает, что человек приходит к подобному пониманию, когда ему уже жить не на чем. — А как же Карлос Кастанеда?

— Кастанеда умер не в очень старом возрасте от тяжелой, мучительной и изнурительной болезни. И самые ценные места в его книгах — это интерпретации и объяснения. Опять же по сюжету Дон Хуан ему говорит, что если бы он не был таким тупым, его не нужно было бы «сдвигать» с помощью психотропных веществ. В книге «Путешествие в Икстлан» мы читаем:«С полной очевидностью я осознал: мое первоначальное предположение относительно принципиального значения психотропных растений — ошибка. Они вовсе не являются важным аспектом магического описания мира, они лишь помогают свести воедино разрозненные части этого описания. Просто в силу особенностей характера я был не в состоянии воспринимать эти части без помощи растений. Упорно цепляясь за привычную версию реальности, я был глух и слеп к тому, что дон Хуан пытался внедрить в мое сознание. И только эта моя нечувствительность заставляла его использовать в моем обучении психотропные средства.» Тот же Карлос Кастанеда, в беседе с Сэмом Кином в 1976 году для журнала «Psychology Today»:«Дон Хуан использовал психотропные растения только в среднем периоде моего ученичества, из-за того что я был тупым, все усложняющим и нахальным. Я держался за свое описание мира так, как если бы оно было единственной правдой. Психотропы создали брешь в моей системе глосс. Они уничтожили мою догматическую уверенность. Но я заплатил огромную цену. Когда клей, скреплявший мой мир, растворился, мое тело было ослаблено, и у меня ушли месяцы на восстановление сил.»… …«Он сказал, что мне было бы бесполезно пытаться видеть без помощи психотропных растений. Но если бы я вел себя как воин и ВЗЯЛ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, я бы не нуждался в них; они только ослабили мое тело.»…Беседовала Наталья СандерЛитературная обработка Светлана КриволаповаИсточник: read.yoga.ua

Источник: chaskor.ru

Добавить комментарий