Гуру оперной режиссуры

Гуру оперной режиссуры
Любовь и ненависть, восторженные отзывы и резкая критика — всё это выпало на долю Бориса Покровского, человека, который оставил глубокий след в истории российского музыкального театра ХХ века как новатор и реформатор оперы. Он вернул на оперную сцену традиции великого русского певца-актера Федора Шаляпина, систему Станиславского — к середине ХХ века в советском оперном театре эти традиции оказались основательно забытыми. А с Покровским оперные певцы вновь стали добиваться психологически оправданного поведения своих героев, на сцену вернулась историческая достоверность, уважение к замыслу автора.
Любовь и ненависть, восторженные отзывы и резкая критика — всё это выпало на долю Бориса Покровского, человека, который оставил глубокий след в истории российского музыкального театра ХХ века как новатор и реформатор оперы. Он вернул на оперную сцену традиции великого русского певца-актера Федора Шаляпина, систему Станиславского — к середине ХХ века в советском оперном театре эти традиции оказались основательно забытыми. А с Покровским оперные певцы вновь стали добиваться психологически оправданного поведения своих героев, на сцену вернулась историческая достоверность, уважение к замыслу автора.
Гуру оперной режиссуры

Любовь и ненависть, восторженные отзывы и резкая критика — всё это выпало на долю Бориса Покровского,
— Великий режиссер «бесшовных» постановок

— Век оперного мастера

— Борис Покровский: «моя жизнь — опера»

Больше 180 спектаклей на разных, в том числе ведущих сценах мира, поставил Борис Покровский за свою долгую жизнь (он скончался летом 2009 года). Многие из них идут до сих пор, во всяком случае на сцене московского Камерного музыкального театра, созданного мэтром и возглавляемого им до последней минуты жизни. О театральном опыте Бориса Покровского с уважением отзываются не только те, кто его знал, но и представители молодого поколения, рассказал в интервью «Голосу России» 29-летний режиссер Василий Бархатов, известный успешным сотрудничеством с петербургским Мариинским театром.

«Это наш „оперный Станиславский“, которого знают во всем мире, — говорит Василий о Борисе Покровском. — Его работы хорошо помнят. Он сделал еще одну очень важную вещь, став родоначальником факультета режиссуры музыкального театра в Российской академии театрального искусства, где учился и я, и многие другие. Благодаря ему в России появилась система образования для режиссеров оперной сцены. И, конечно, Камерный театр Покровского был местом современной режиссуры и современной оперы. Сейчас как раз с такими театрами большая проблема в России. Он ставил новые, авангардные произведения своих современников, несмотря ни на что: ни на кассу, ни на популярность композиторов. В театре Покровского они обрели успех».

Между тем воплощать свои представления о том, каким должен быть оперный спектакль, Мастеру приходилось через яростное сопротивление — и артистов, привыкших к рутине, и коллег, и даже публики, которая не всегда понимала, что происходит… Почему, например, главная героиня оперы Чайковского «Евгений Онегин» в своем монологе поет чуть ли не спиной к публике, да еще находясь высоко над сценой?! Для публики Большого театра, где тогда царил академизм, это было непривычно. И все же у Покровского находилось и множество сторонников, вспоминает в интервью «Голосу России» участница многих его постановок, выдающаяся певица ХХ века Елена Образцова:

«Потрясающий был человек! Он очень любил актеров, любил театр. Это была его жизнь. Мы с ним работали взахлеб, так бы я сказала, он просто заражал своим талантом, идеями. Он репетировал бесконечно, требуя от нас все большего приближения к образу. Я помню, когда мы ставили оперу Прокофьева „Семён Котко“, где я пела деревенскую девушку Фросю, он как бы вернул меня в мое детство — босоногое, голодное… А как мы работали над ролью гувернантки в „Пиковой даме“! Как ни странно, я даже сумела сорвать аплодисменты в этой второстепенной роли. Смешная гувернантка, которая ненавидела русских и презирала всех этих девиц в доме графини…. И я с таким гордым видом, как королева, выходила на сцену. Борис Покровский не импровизировал. Концепция спектакля у него заранее была готова. И он всегда добивался всего, чего хотел».

О том, что значит творчество Бориса Покровского для российского и мирового оперного театра, размышляет в интервью «Голосу России» один из самых известных российских оперных режиссеров Дмитрий Бертман:

«Конечно, вся школа режиссуры музыкального театра в России была рождена Борисом Покровским и развивалась благодаря его теории и практике. В Большом театре он провел традиции от Станиславского и Шаляпина до нашего времени. Он создал настоящий Большой театр ХХ века, уникальную труппу актеров-певцов. Но его постановки знали во всем мире. Скажем, Франко Дзеффирелли прекрасно знал спектакли Покровского, которые он ставил в Европе. А когда я приехал в Английскую национальную оперу и беседовал с известнейшим режиссером Дэвидом Паунтни, который в то время руководил этим театром, то первый вопрос, который Паунтни мне задал: „Что сейчас делает Покровский“? Как я знаю, некоторые книги Бориса Покровского сейчас переводятся на иностранные языки и будут издаваться за рубежом. Поэтому я считаю, что эта фигура — явление мирового масштаба. Мы говорили с ним и об опере, и вообще о жизни, о спектаклях, композиторах, о развитии театра. Я помню всё, что он говорил, и стараюсь это как-то использовать в своей работе. Для меня он является неким лакмусом, контролирующим то, что я делаю, гуру оперной режиссуры».

Источник: rus.ruvr.ru

Добавить комментарий