Евгения Крылатова в лицо можно, конечно, и не знать, но вряд ли найдется человек, не узнающий с первых нот его «Крылатые качели», «Лесного оленя» или «Кабы не было зимы».
Евгения Крылатова в лицо можно, конечно, и не знать, но вряд ли найдется человек, не узнающий с первых нот его «Крылатые качели», «Лесного оленя» или «Кабы не было зимы».
В его рабочем кабинете не раз репетировали Александр Абдулов , Николай Караченцов, Андрей Миронов , Дмитрий Харатьян. Автор песен к фильмам «Гостья из будущего», «Чародеи», «Приключения Электроника», мультфильмам «Умка», саги о Простоквашино и многим другим лентам, которые мы, независимо от возраста, уже очень много лет засматриваем «до дыр», недавно отметил свое 75-летие. Однако отпраздновать дату публично один из самых плодовитых «кинокомпозиторов» России только готовится. Встретившись с корреспондентом «Новых Известий» «между юбилеями», Евгений КРЫЛАТОВ объяснил, чем он занимается сегодня и с каким настроением.
– Евгений Павлович, почему ваш юбилейный вечер состоится только в мае?
– Для его подготовки нужно какое-то время и подходящая площадка. Концертного зала «Россия» уже нет, площадка в Лужниках не очень удобна, а устраивать юбилей в Кремлевском дворце из-за кризиса практически невозможно. У меня будет вечер в замечательном месте – в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Надеюсь, что в этом вечере будут участвовать звезды отечественной эстрады.
– Молодые певцы исполняют ваши песни?
– Их поют и музыкальные группы, и певцы. Чаще всего я слышу свои песни в новогодних телепередачах. В нынешнем году «Снежинку» и «Колыбельную медведицы» из мультфильма «Умка» пели группа Uma2rman, Анита Цой , Лариса Долина. Зимой на канале НТВ шел проект «Суперстар-2008». Одна из программ называлась «Битва композиторов», исполнители разделились на две команды, одна пела песни Алексея Рыбникова, а вторая – мои. Мне очень понравилось, как Сергей Пенкин исполнил «Колыбельную медведицы».
– Вам нравится, когда вас называют композитором-песенником?
– Это неправильно. Я – кинокомпозитор и написал музыку более чем к 140 фильмам. Если по ходу действия герой должен был запеть, я сочинял песню. В таких случаях у меня уже были стихи, написанные поэтом. Хотя в моей жизни было несколько случаев, когда я написал музыку, не предполагая, что она станет песней. Например, в фильме «Не ходите девки замуж» звучит песня «В старом замке». Я сочинил мелодию, и только потом поэт Юрий Энтин написал к ней слова.
– Как вы работаете с кинорежиссерами? Читаете ли вы сценарий перед тем, как сочинять музыку?
– Сценарий я, конечно, читаю, но обычно начинаю писать музыку, посмотрев уже отснятый материал. Приятно, что меня не забывают режиссеры нового поколения. В прошлом году я начал работу над фильмом «Сказки XXI», который снимает группа режиссеров во главе с Елизаветой Соломиной, дочерью Виталия Соломина. Эти режиссеры по возрасту моложе моих детей. Сейчас я должен написать музыку к четвертой серии мультфильма о Простоквашине.
– Интересно, что проще – написать музыку для художественного фильма или для мультфильма?
– Тут все зависит не от жанра, а от сюжета. Раньше музыку для мультфильма нужно было написать еще до начала съемок. И мне обычно приносили огромные листы бумаги-миллиметровки, где было разрисовано по секундам, сколько должен продолжаться каждый музыкальный номер. Сейчас технология работы одинаковая. Поэтому я настраиваюсь на сюжет. Ведь можно снять полнометражный мультфильм по шекспировским трагедиям «Гамлет» или «Ромео и Джульетта». Или художественный фильм-сказку «Дюймовочка».
– Новое поколение композиторов создает музыку на компьютере. А вы?
– Иногда жалею, что я не освоил программу, помогающую записывать на компьютере партитуру. Это очень удобно: сидишь, набираешь ноты, бумага у тебя уже разлинована. Сейчас у меня только на разлиновку одного листа уходит полдня. Но, с другой стороны, если пишешь музыку медленно, есть время еще раз обдумать свою идею. Я знаю, что некоторые писатели до сих пор пишут пером или печатают тексты на старой пишущей машинке. Тут рецептов нет, все индивидуально. Важен только результат.
– А компьютерное звучание в своей музыке используете?
– Использую звучание синтезаторов и сэмплеров только как необходимое дополнение к звуку оркестра. Мне кажется, что электронные звуки обманчивы. Они очень красивы (можно сыграть на синтезаторе мелодию удивительной красоты), но какие-то искусственные: стоит музыке стихнуть, от нее не остается никакого впечатления. Звук, сыгранный на рояле, вызывает совсем другие ощущения. Поэтому, несмотря на мое уважительное отношение к электронике, использую ее только в случае необходимости. Не хочу выглядеть старым мизантропом, но мне, естественно, ближе музыка композиторов моего поколения – Григория Гладкова, Эдуарда Артемьева, Алексея Рыбникова. Сейчас тоже есть талантливые люди, пишущие интересную музыку, но у них слишком много возможностей легко заработать большие деньги. Никогда не думал, что вокруг будет звучать такое количество музыкального ширпотреба: музыка для шоу, передач, музыкальные заставки, музыка для рекламы. Хотя не нужно думать, что в мое время сочиняли песни только Фельцман, Блантер или Фрадкин. Было очень много средних композиторов, но их имена уже забыты, а лучшие песни остались.
– На музыку влияет атмосфера города, в котором она возникла?
– Москва оказывает на меня очень позитивное энергетическое влияние. Некоторым в этом городе жить тяжело, а я безумно его люблю, особенно центр, где живу с 1971 года. Все рядом: Дом кино, Музыкальный фонд, Союз композиторов… На даче у меня огромный кабинет. Приезжая туда, я думаю: «Зачем я торчал в этой Москве, надо жить на свежем воздухе!» Вокруг тишина, покой, но проходит день, другой, на третий я начинаю нервничать, ворчать. И вскоре сбегаю в Москву. Выезжаю на Садовое кольцо, вокруг машины, в воздухе смог, но я счастлив: наконец-то я дома. Интересно, что я родился около Перми, провел детство в сельской местности и в Перми окончил музыкальное училище. Но при этом очень люблю атмосферу большого города. А мой сын, который вырос в Москве и окончил сценарный факультет ВГИКа, города не любит и живет в основном на даче. Пишет там сценарии и стихи.
– Что самое сложное в профессии композитора?
– Сочинить мелодию. Всем технологическим вещам можно научиться. Но мелодия – это тайна. Слушаешь Вольфганга Амадея Моцарта и думаешь: «Это же Космос!» Каждый раз, начиная работу, я переживаю и думаю, что все уже написано до меня.