Апрель, французы, JAZZ

Апрель, французы, JAZZ
Пятый год подряд в Москве с триумфом проходит фестиваль французского джаза LeJazz. В этом году его организаторы вновь привезли в столицу лучших музыкантов мирового уровня

Пятый год подряд в Москве с триумфом проходит фестиваль французского джаза LeJazz. В этом году его организаторы вновь привезли в столицу лучших музыкантов мирового уровня

Апрель, французы, JAZZ

Москва. 12 апреля. INTERFAX.RU — Париж давно уже является признанной меккой джаза. Еще во времена великой депрессии, когда в США остались без заработка тысячи джазовых музыкантов, многие из них отправились в Европу. В Париже обосновался даже один из пионеров джаза великий кларнетист Сидней Беше, автор бессмертного блюза Le Petite Fleure («Маленький цветок»).
С Беше связана интересная история, оказавшая огромное вляние на экспансию американского джаза во Францию. Решив жениться, он устроил свадьбу не в Париже, а на обласканном солнцем Лазурном берегу, в живописном местечке Антибы Жуан-Ле-Пен между Ниццей и Каннами. На свадьбу пригласил известных политиков, кинозвезд, художников ну и, конечно же, своих друзей — джазовых музыкантов из Америки. Десять дней и ночей в Антибах гремел неслыханный здесь прежде настоящий джаз, свинговали, соревнуясь между собой, оркестры. Когда в 1959 г. Сидней Беше умер, в память о нем в Антибах вот уже полвека ежегодно устраивается ставший самым знаменитым в мире джазовый фестиваль. На его сценах выступали Луи Армстронг, Элла Фитцжеральд, Дюк Эллингтон, Чарли Паркер, Майлз Дэвис, Эрик Долфи, Чарли Мингус, Диззи Гиллеспи, Сонни Роллинз и многие другие звезды джаза.
Все это не могло не способствовать формированию французской джазовой культуры, воспитанию целой плеяды замечательных музыкантов. В рамках фестиваля LeJazz в Москве уже выступали многие их них. В этом году на фестивальных концертных площадках собрались, пожалуй, самые именитые джазмены: кларнетист, бас-кларнетист и альт-саксофонист Мишель Порталь, пианист Джекки Террассон, саксофонист Стефано Ди Баттиста, гитарист Давид Рейнхардт.
Первый концерт фестиваля состоялся в клубе «16 тонн». Выступление квартета Давида Рейнхардта очень тепло было встречено публикой. Давид — внук легендарного гитариста Джанго Рейнхардта — первого европейского джазового музыканта, серьезно повлиявшего на стиль игры многих американских джазовых гитаристов — прежде всего благодаря своей цыганской манере исполнения. И, несмотря на молодой возраст — Давиду всего 22 года, он показал себя достойным наследником прославленного музыканта, прекрасным инструменталистом, в совершенстве овладевшим классическим стилем игры на гитаре и обогатившим его врожденными цыганскими приемами. Джазовые хиты и композиции музыкантов квартета, среди которых преобладали босановы, были исполнены с истинно цыганской страстью и темпераментом.
Следующими участниками концерта стало Kora Jazz Trio — живущие в Париже африканские музыканты. Они сыграли никому незнакомые африканские мелодии в джазовой, как они представляют, интерпретации. Особенно горячие аплодисменты публики достались гвинейцу Джели Мусса, исполнителю на экзотическом инструменте 32-струнной коре.
Поистине триумфальным стал второй день фестиваля. В киноконцертном зале «Мир» состоялись выступления самых именитых французских джазовых музыкантов — дуэта мультинструменталиста Мишеля Порталя и пианиста Джеки Террассона, а также квартета саксофониста Стефано Ди Баттиста.
Мишель Порталь, вне всякого сомнения, профессионал высочайшего уровня. Он стал широко известен и за пределами Франции как исполнитель классической и современной академической музыки еще в 50-е годы. После окончания Парижской консерватории по классу кларнета и дирижирования завоевал несколько призов на престижных международных фестивалях классической музыки. В конце 60-х гг. увлекся джазом, стал одним из лидеров европейского джазового авангарда. Сегодня он по праву считается выдающимся кларнетистом, бас-кларнетистом и альт-саксофонистом. Аккомпанировал Эдит Пиаф, играл с Джеком ДеЖонеттом, Сони Мюрреем, Гидоном Кремером , Юрием Башметом, Доном Черри, Стивом Лейси, Энтони Брэкстоном.
«Мне неважно, какую играть музыку — академическую или джазовую. Лучше всего ту, в которой смешаны жанры, культурные традиции разных народов, есть элементы фольклора+Мне всегда хотелось импровизировать. Джаз — единственный вид музыки, который предоставляет такую возможность+Вообще, на мой взгляд, поливалентность, многогранность — характерная черта современной музыки», — говорит он в одном из интервью.
Партнер Мишеля Порталя пианист Джеки Террассон тоже замечательный музыкант. Он прославился в 1993 г., получив 1-й приз на самом престижном конкурсе джазовых пианистов имени Телониуса Монка в Вашингтоне. Позже играл в различных джазовых ансамблях в США, Европе, аккомпанировал легендарным вокалисткам Бетти Картер, Дайане Ривз, Ди Ди Бриджуотер, Кассандре Уилсон. С Порталем его объединяет постоянный поиск новых форм в композиции, приверженность к атональной импровизации и в то же время бережное, академическое отношение к классике джаза.
Все это и было в полной мере продемонстрировано в ходе вчерашнего концерта. Мишель Порталь постоянно менял инструменты — бас-кларнет, сопрано-саксофон, вытворяя на них чудеса. А когда он взял в руки бандонеон — разновидность гармоники, изобретенную в начале прошлого века в Германии, а сейчас используемую исключительно в аргентинских танго-оркестрах, зал сначала замер в ожидании, а затем взорвался овациями. Порталь исполнил композицию своего друга — великого аргентинца, композитора танго и бандонеониста Астора Пьяццоллы. Нелишне напомнить, что Мишель Порталь вместе с известным французским аккордеонистом Ришаром Гальяно наиграли и записали целый цикл музыки Пьяццоллы и сейчас постоянно включают его произведения в программы своих выступлений.
Настоящий добротный джаз отыграли в ходе фестивального концерта музыканты квартета Стефано Ди Баттиста. В их программе «бибоп» перемежался с мэйнстримом. Саксофон лидера, то спокойный, балладный вдруг извергал импульсивные паркеровские интонации, то снова становился нежным и лиричным. Чарли Паркер — кумир Ди Батиста, он многому у него научился, и сейчас отдает дань великому музыканту и реформатору джаза, посвящая ему свои композиции.
Завершился концерт традиционным для джаза джемсейшен — совместным импровизированием на тему знаменитого «Каравана» Дюка Эллингтона, вызвавшим восторг слушателей — гостей пятого фестиваля французского джаза в России, который стал настоящим праздником для московских любителей музыки.

Обозреватель Владимир Косарев

Источник: interfax.ru

Добавить комментарий