Режиссер Стуруа не исключает возможности своего возвращения в Грузию

Режиссер Стуруа не исключает возможности своего возвращения в Грузию
МОСКВА, 23 окт — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Известный грузинский театральный режиссер Роберт Стуруа, вот уже около года работающий в московском театре Et Cetera, не исключает возможности возвращения на родину в связи со сменой правительства Грузии, сообщил журналистам во вторник сам режиссер.

МОСКВА, 23 окт — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Известный грузинский театральный режиссер Роберт Стуруа, вот уже около года работающий в московском театре Et Cetera, не исключает возможности возвращения на родину в связи со сменой правительства Грузии, сообщил журналистам во вторник сам режиссер.

Режиссер Стуруа не исключает возможности своего возвращения в Грузию

Год назад, в связи с конфликтом с действующим руководством и с резкой оппозиционной оценкой деятельности президента Саакашвили, Роберт Стуруа был вынужден покинуть пост художественного руководителя театра им. Шота Руставели, который занимал тридцать лет. На парламентских выборах 1 октября в Грузии победила коалиция «Грузинская мечта» во главе с Бидзиной Иванишвили, получив 85 из 150 депутатских мандатов. 21 октября парламент Грузии, в котором партия президента Михаила Саакашвили впервые за восемь лет оказалась в оппозиции, избрал нового спикера, представляющего победившую коалицию. В ближайшее время в Грузии должно быть официально утверждено новое правительство, возглавляемое Иванишвили и сформированное из числа представителей «Грузинской мечты». Как рассказал Роберт Стуруа, он ожидает предложения вернуться на родину.

«Пока еще никто не звал меня в Театр Руставели, но думаю, что эта возможность рассматривается и, наверное, позовут, — сказал Стуруа на пресс-конференции во вторник. — Но я уже заявлял официально в газетах и на телевидении, что не хотел бы быть похожим на тех певцов, которые дают свои “последние” концерты в течение десяти лет».

Режиссер добавил, что он ушел достойно — не было конфликта с актерами, его не выгоняла труппа.

«Но если я вернусь, то должен привнести в театр какие-то новые художественные идеи. Пока не знаю, смогу ли я это сделать. Но работать там, ставить спектакли я буду», — сказал Стуруа.

Пока же он запланировал премьеру на родине — в ноябре, одновременно с грузинскими гастролями театра Et Cetera, в котором Стуруа работает главным режиссером, пройдет премьера спектакля о Марии Каллас.

«Когда меня выгнали из театра, Иванишвили предложил мне поставить спектакль в помещении бывшего завода “Зингер”. Там располагалась фабрика, которая в 90-х была закрыта, остались только стены», — сказал режиссер.

Теперь в этом здании, как сказал Стуруа, будет культурный центр.

«Иванишвили выделил на это определенную сумму, и мы создали небольшой театр на десять человек. Летом я начал там ставить американскую пьесу о Марии Каллас. Сама пьеса не очень хорошая, но мы сделали адаптацию. Я намеренно выбрал не политическую пьесу. Будут играть актеры из театра Шота Руставели, выпускники Консерватории», — рассказал Стуруа.

Восстановлению былых отношений между двумя народами, по мнению режиссера, могут поспособствовать постановки российских пьес в Грузии и грузинских пьес в России, причем это может быть классика — Островский или «Ханума» Цагарели. При этом политику Стуруа считает неизбежной темой театра и искусства в целом.

«С самого начала профессиональной драматургии, с античных времен, театр занимался политикой. “Эдип”, “Электра” — это все политические сюжеты, несмотря на философию и метафизику. То же можно сказать и про Шекспира, активно использовавшего исторические сюжеты, писавшего хроники. От этого никуда не деться — ведь театр разговаривает с народом. Я не могу собрать 15 тысяч зрителей и рассказывать о том, как я люблю ее, а она меня. Надо говорить о правде жизни, а это включает политику», — говорит Стуруа.

По словам режиссера, российско-грузинский конфликт существует только на уровне политики и мало отражается на отношениях между людьми, на межкультурных связях. Теперь, с изменением политической ситуации в Грузии, по мнению Стуруа, затрудненный политикой диалог наладится очень быстро. Сам режиссер считает Россию, куда он переехал год назад, вторым домом.

«Для меня Россия — это альма-матер, потому что моим педагогом был Туманишвили, ученик Товстоногова. Через него я впитывал великую российскую театральную школу. Я всегда чувствовал себя в России как на родине», — сказал Стуруа.

По его мнению, театры по всему миру — это вообще одна страна, и там не существует национальностей.

«Россия протянула мне руку помощи, когда я оказался в затруднительном положении, у меня не было работы после ухода из театра Руставели, мне нужно было кормить семью. Я благодарен, и сейчас, когда все уверены, что я вернусь в Грузию, я не могу сразу все бросить и уехать», — сказал Стуруа.

В его масштабных российских театральных планах — постановка «Горячего сердца» Островского и «Комедии ошибок» Шекспира.

Стуруа с самого начала оппозиционно воспринял политику Саакашвили, еще в 2004 году поставив в театре политическую сатиру Лаши Бугадзе «Телохранитель и президент». По мнению режиссера, политика бывшего президента плачевно сказалась на разных сферах жизни Грузии, в том числе, на культуре и истории.

«То строительство, которое он затеял, чудовищно. Он набросился на центр Тбилиси, застроил его, а ведь исторический центр нельзя трогать. Его тронешь, и он начинает разрушаться, начинает уходить то, что создавалось веками. А та архитектура, которую предпочитал он, бездарна и безвкусна», — говорит Стуруа.

Режиссер с оптимизмом смотрит на будущее страны, связывая надежды с новой культурной политикой.

«Я не знаю Гурама Одишария, кандидата на пост министра культуры, я смотрел спектакль по его пьесе в постановке Чхеидзе, а вчера мне прислали запись его беседы с молодыми людьми из мира искусства. Этот человек мне очень понравился, потому что у него нет какой-то концепции, идеологии. Он человек здравого смысла», — считает Стуруа.

Роберт Стуруа родился в Тбилиси, окончил режиссерский факультет Тбилисского театрального института. Начал работать в Тбилисском театре имени Шота Руставели в 1962 году, в 1979 году стал главным режиссером, а в 1980 — художественным руководителем. Среди его знаменитых постановок — «Кавказский меловой круг» по Брехту, «Макбет» по Шекспиру. В московском театре Et Cetera поставил спектакли «Шейлок», «Буря» Шекспира, «Последняя запись Креппа» Беккета. Ставил также в театре «Сатирикон».

Источник: ria.ru

Добавить комментарий